Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи – это не просто материя и вещество, но вещество с определённой структурой, подчинённое  соразмерности и числовым отношениям.

  1. Основные черты средневековой философии.

Под эпохой средних веков  принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление  европейской средневековой цивилизации  и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.

Однако, по мнению современных  медиевистов, более справедливо  проводить границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты1.

Поэтому современные исследователи  склонны выделять период сер. XVI - нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху  раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков.

Таким образом, Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта  периодизация во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского  средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом  или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли  всю жизнь человека феодальной эпохи  от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.

Средневековая церковь была организована на строго иерархических  началах. Во главе ее стоял римский  первосвященник - папа, имевший собственное  государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими  к верхушке феодального общества.

Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными  ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими  средствами, церковь сосредоточила  в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются “купить” ее расположение и содействие.

Представить духовные искания  средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и  Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую  культуру Средневековья. Именно церковь  создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

Все это обуславливает, тот  факт, что главной характеристикой  европейской средневековой философии  является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональные обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение.

Центральными проблемами средневековой философии можно  назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии  и теологии, спор об универсалиях и  различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми  следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

 

  1. Новоевропейская философия.

Становление Новоевропейской  философии. Рационализм и эмпиризм

1) Основные принципы новоевропейской  философии. Философия и наука  в Новое время. Экспериментальный  метод в науке. Формирование  систематической философии. Рационализм  новоевропейской мысли. Формирование  понятия субъекта. Взаимность субьективного и объективного. Перспективизм новоевропейской мысли.

2)Рационализм как течение  новоевропейской философии. Р.  Декарт и понятие мыслящего  субъекта. Методологическое сомнение  Декарта и поиск абсолютно  достоверного знания. Мышление как  точка отсчета. Проблема субстанции. Дуализм Декарта . Пантеизм Б. Спинозы. Определение субстанции и ее атрибутов. Геометрический метод. Этические выводы из системы Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Г. В. Лейбница. Плюрализм субстнаций. Проблема взаимовлияния субстанций и учение о предустановленной гармонии.

3)Эмпиризм как течение  новоевропейской философии. Новые  логические принципы Ф. Бэкона. Индуктивная логика как метод  достижения новых знаний и  экспериментальная наука. Вероятностный  характер индукции. Определение  целей познания: знание ка способ  достижения могущества надприродой. Механистический материализм Т. Гоббса. Учения Дж. Локка и Лейбиница о врожденных идеях. Сознание как «чистая доска» по Локку. Субьективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. Критика Беркли понятия материи и учения о первичных качествах. Агностицизм Юма.

16. Структура философского знания.

Античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

В XVII в. (прежде всего благодаря  Бэкону и Декарту), в лоне общих  систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она  была шире логики, так как рассматривала  не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали  физикой, философы более поздних  веков назвали онтологией (слово  «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным  смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время  И. Кант, В одном из итоговых своих  сочинений - в «Критике способности  суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему  в виде «Энциклопедии философских  наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала  у него с диалектикой и теорией  познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней  относится комплекс философских  наук о государстве и праве,  о всемирной истории, об искусстве,  религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии  не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские  вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может  быть и расширен.

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку  вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко  и полно эстетическая природа  философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным  исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии  проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время  или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии  речь пойдет далее. Но уже сейчас, в  контексте вопроса о структуре  философского знания, следует указать  на то, что в философии ее история  занимает более важное место, чем  в любой другой области человеческого  творчества. Математик, физик, тем более  люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем  месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или  разделы философского знания:

фундаментальные (Что есть мир?) — онтология

познавательные (Как познается  мир?) — теория познания (гносеология)

ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология

этические (Что такое добро и зло?) — этика

эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика

Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология

Ширится разворот философии  к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия  техники, философия искусства, философия  истории, философия права, философия  собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней  нарастает и многослойность.

Наш курс включает в себя лишь изучение онтологии и гносеологии, как разделов философского знания. Другие разделы могут затрагиваться в курсах социологии, культурологи, политологии и пр.

Особое внимание будет  уделяться философии науки, философии  техники и инженерного знания. Но изучение этих частных «философий»  требует обязательного предварительного освоения общефилософского категориального  аппарата, методов ведения философских  рассуждений, дискуссий. Таким образом, наш курс, в целом, построен на дедуктивном  принципе «от общего к частному»: Что есть мир? — Как мы его постигаем? — Как осваивается мир в  науке и технике?

    1. Предмет онтологии.

Понятие Бытия, его соотношение  с понятиями «действительность», «реальность», «существование». Онтология  — как философское учение о  Бытии. Категории онтологии

Бытие — главная философская  категория, фиксирующая основу существования  в философском осмыслении мира. С  помощью нее определяется, что  есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение  человека в существовании мира и  самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные  вещи, процессы, явления могут возникать  и исчезать, а мир в целом  существует и сохраняется.

Не следует путать понятия  быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию  Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии  это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир  — зависит от него.

В материалистической философии  мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый  от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие  Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов  и связано с ними только одной  чертой — существованием. Это придает  миру целостность и делает его  предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий  диапазон трактовок Бытия:

Бытие — то, что существует вне сознания человека  Бытие — все, что существует во взаимосвязи  Бытие - как человеческое бытие

Бытие — основной предмет  онтологии.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о  сущем как таковом в его  наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология  оперирует с такими категориями  как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она  подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы  построенной по принципу «от общего к частному».

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"