Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Что же касается мифологии, то она является очень важной составной  частью системы философского знания. Становление мифологии выступало  и необходимым условием генезиса философского самосознания, и его  следствием. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма  сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую он создавался.

В историческом развитии философии  мифологии от античности до эпохи  романтизма сложился целый ряд трактовок  сущности мифа: подлинная реальность, божественное откровение, бессмысленный  полет фантазии, пустое воображение, неправильно истолкованное событие, историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая  фактором властно-идеологических отношений  общества.

  1. Понятие «национальная традиция философствования».

Философия как духовная традиция охватывает достаточно большое время (порядка 2,5 тысячи лет) и громадное  пространство — практически все  цивилизации Средиземного моря. На протяжении своего существования философия  принимает самые разнообразные  формы, наиболее явными из которых являются так называемые национальные философии. Сохраняя общие черты философской  традиции, национальная философия выделяет собственные, только для нее характерные  линии рефлексии, находясь, конечно  же, под влиянием ранее возникших  или более влиятельных в конкретный период времени философских течений; так, практически вся философия XIX века, включая русскую, находилась под  воздействием немецкой классической мысли. На первый взгляд понятие «национальная философия» противоречиво, ведь философия опирается на понятие рациональности, которое в свою очередь утверждает непрерывный континуум мышления, одинакового для всех времен и народов. В этом смысле говорить о национальной традиции невозможно. Тем не менее, особенности национального философствования действительно существуют. Английская философия, от Ф. Бекона до Б. Рассела, сосредоточила свое внимание на анализе опыта и возможности описания его в языке; немецкая философия, от Гегеля до М. Хайдеггера есть, по преимуществу метафизика; большая же часть идей французских мыслителей сосредоточена на проблеме человеческого действия (общественно политического в период Просвещения или индивидуального у экзистенциалистов XX века). Таким образом, национальная философия представлена не просто представителями того или иного народа (так, русские философы совсем не обязательно русские по национальности), но особыми темами и особым способом рефлексии.

В различных странах философия  возникает отнюдь не одновременно. Причиной тому — социальные условия  той или иной страны. Для появления  собственной умозрительной традиции совершенно необходим слой свободного населения, причем совсем необязательно  политически свободного, важнее —  самоощущение собственного решения, ориентации на собственную волю. В Китае эпохи  Борющихся Царств демократия отсутствовала, однако, перемещаясь от одного правителя  к другому, можно было вполне отстаивать свои взгляды. К сожалению, в России свободное население появилось  достаточно поздно. Московское государство  столкнулось с массой задач, однако ресурсы аграрной страны были более  чем скромные. В такой ситуации все население как податное сословие, так и высшее, стало полностью зависеть от государства. Только Екатерина Великая в конце XVIII века узаконила дворянские вольности, создав слой в полном смысле свободных людей. Философия есть целиком дело мысли; передать же свои идеи другим возможно только при помощи языка. Для передачи мышления язык должен быть одновременно точным и образным. Современный русский литературный язык складывается в конце XVIII – начале XIX века. С этого момента русское умозрение обрело адекватный способ выражения, хотя перевод Библии на современный русский язык, предпринятый в XIX веке, вызвал не утихавшие десятилетиями споры о самой возможности передать текст священной книги мирским языком. Действительно, возможно ли говорить о Боге или об основаниях мира, или о человеческой свободе на том же языке, на котором люди торгуются на базаре и ругаются? Нет смысла искать развитую философскую традицию в России до периода становления классической русской литературы.

Национальная философия  естественно предполагает нацию, причем не только как конгломерат людей, говорящих на одном языке, но ощущающих  свое сущностное культурное единство. Русский народ был разделен реформами  Петра Великого на две части —  нобилитет, ориентированный на Европу и практически не использовавший даже русский язык, и мужиков, быт  и мироощущение которых оставались примерно одинаковыми от периода  удельных княжеств. Осознание единства породила Отечественная война 1812 года, закономерным итогом её стало и образование  национального самосознания, проявившееся как в восстании декабристов, так и в попытке русских  осознать свое место в истории человечества (П.Я. Чаадаев).

Формальной базой философии  является устойчивая традиция высшего  образования, приучающая человека к  мысли, что знание совсем необязательно  носит прагматический характер и  само по себе сомнительно. Долгое время  единственным образовательным учреждением  подобного рода оставалась Славяно-греко-латинская  академия. Массовое появление университетов  в России относится лишь к рубежу XVIII –XIX веков.

Все названные условия  порождают действительно удивительное явление — потребность нации  в философии. Идеи, высказанные мыслителем, не теряются в безбрежном море ежедневных человеческих страданий и забот  на десятилетия, а иногда и столетия (как часто случалось в средневековой  Руси), но находят живой отклик и  переходят в традицию. Так, несмотря на давящую духовную атмосферу времен Николая Первого, идеи Петра Чаадаева не канули в небытие, но породили два  философских направления, в том  или ином виде существующих до нашего времени, — западники и славянофилы. От двадцатых годов XIX века русская  философия представляет собой устойчивую традицию, прервать которую не в  силах ни цензура, ни репрессии. Практически  полное уничтожение коммунистическим режимом дворянской культуры, служившей  естественным фоном русской философской  традиции, не привело, как ни странно, к полному вымиранию философии  в России. С ослаблением тиранического  режима коммунистов уже к концу 50-х — началу 60-х годов появилось  новое поколение самостоятельно мыслящих философов.

Схема развития философской  национальной традиции зависит в  первую очередь от общей духовной ориентации народа. Духовная традиция России определялась православным (восточным) вариантом христианства, заимствованным из Византии. Центром духовной жизни  была не иерархия церкви как выразителя внешнего порядка, а монахи-аскеты, углубленные в мистическую, созерцательную жизнь. Эта особенность духовной жизни нашей страны — одна из причин позднего появления философии  как духовной традиции, требующей  определенного внешнего оформления. Содержание же в русской мысли  практически всегда доминировало над  формой, поэтому первые философские  системы были созданы только в 70-е  годы XIX столетия, а до этого времени  основным жанром философии была публицистика.

  1. Особенности отечественного умозрения.

Каковы отличительные  особенности русской философской  традиции? В первую очередь к ним  относится реализм, уверенность  в существовании внешнего мира и  возможности его адекватного  познания; среди русских, несмотря на разность философских направлений, практически не встретишь агностиков. Реализм базируется на специфической  идее русской философии — всеединстве. Эта идея была введена еще отцами Церкви, но только в России она получила столь подробную философскую  проработку. Всеединство можно трактовать как соотнесённость мира Бога и мира человека, их сущностную однокачественность.

Важнейшей чертой отечественного умозрения стала этическая направленность русской философии, выражаемая в  основном вопросе — как жить? Литературность стала еще одной  особенностью русского философствования. Эта черта выражается как в  особом построении философских текстов, ориентированных скорее на художественную литературу, чем на логику и строгость  классического рационализма, так  и во влиянии, которое оказала  русская литература на развитие философии  в XX веке (философия экзистенциализма немыслима без Ф.М. Достоевского, а философия ненасилия без  Л.Н. Толстого). С момента рождения русская философия была сконцентрирована на проблемах смысла истории; историософичность — еще одна черта отечественной философии.

Началом философии в России следует считать «Философические  письма» П. Я. Чаадаева (1836 г.). Географическое и культурное положение Российской империи между Европой и Великими степями Евразии определило особый интерес русских мыслителей к  проблемам исторического процесса, а также особого места России в культурном движении человечества. После Чаадаева этот вопрос по-разному  решали два первых течения русской  философии.

  1. Пути русской философии 19-20 веков.

XIX-XX века занимают особое  место в развитии русской философии,  а именно - с первых десятилетий  XIX века начинается период самостоятельной  философской мысли. Русская философия,  пишет В.В. Зеньковский в своей  “Истории русской философии”, в  этот период выходит из состояния  ученичества по отношению к  западной философской мысли и  находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада  постоянно и прилежно, она начинает  жить своими вдохновениями и своими проблемами.

В ХХ же веке русская философия  не только развивается рядом с  западноевропейской философией, но начинает приобретать мировую значимость и мировое влияние.

Итак, что же характеризует  русскую философию ХIХ-ХХ веков в целом? Своеобразие русской философии состоит в том, что, в отличие от философии европейской, она не стремится к абстрактной систематизации идей и понятий, но опирается на интуитивное познание сущего, которое постигается в силу этого не столько через логические понятия и определения, сколько через символ и образ “посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности”.

Во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.

Почти весь этот период отмечен  войнами, которые вела Россия: война  Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая  война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. Поэтому, вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?»

Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.

XIX век по праву называют  «золотым веком» русской философии.  Это был классический период  в истории русской философской  мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы,  радикалы и либералы, народники  и социалисты, крестьянские и  буржуазные философы, демократы,  идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

В это время философская  мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый  синтез, ставший прочной традицией  отечественной духовной культуры.

Обычной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка  посвящено определенной философской  проблеме. Как правило, речь идет о  конкретных вопросах исторической, политической или литературной жизни, но попутно  освещаются глубочайшие мировоззренческие  вопросы. Именно такими являются произведения славянофилов, П.Я. Чаадаева, К. Леонтьева, Вл. Соловьева. Можно назвать роман  “Братья Карамазовы” Ф.Достоевского, где в главе “Pro et contra” братья Иван и Алеша в трактире обсуждают антиномии человеческой свободы.

Русская философия - это философия  предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой  социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Проблемное поле русской  философии 19 века распадается на три  сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

-сфера познания («вера» - «знание»)

-сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)

-сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:

-в сфере познания - это  идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)

-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или  демократия (либерализм, социализм, анархия)

-в сфере нравственности  - идеал человека, определяемый:

а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь;

б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.

Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

философия тотальности (коллективности, целостности) философия индивидуальности.

  1. Философия античности.

Понятие «античная философия». Специфика античной философии как  её сущностное единство. Периодизация античной философии исходя из смены  её объекта и задач (по Челпанову): 1) натурфилософский период; 2) антропологический  период; 3) систематический период; 4) этический период; 5) религиозный период.

Предмет и задачи античной философии в различные периоды её истории.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"