Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 158.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Общество как система.  Основные сферы общества и  их взаимосвязь.Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн.деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. Факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва – это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар- щие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. Многообразие наук об обществе: Этнография, Юририспруденция, Языкознание, Педагогика, Литературоведение, Экономика.      Структура общества. Социальные образования и исторические формы их эволюции. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц. структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.

 

 

 

 

47. Духовная жизнь общества

Целостное представление  о жизни общества дает рассмотрение только 3 сферы общественной жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь общества - это сфера  общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его целостности. Истоки духовной жизни общества коренятся  в двойственной природе общества. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо.  Таковым  его делает сознание - способность  к активному отражению реальности.  Бытие человека- это сложный процесс развития тела  человека и его духа. Особенностью человека, отличающей его от животного, является то, что для удовлетворения своих потребностей он не приспосабливается к природе , а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное производство. Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей.  Рез-том материального производства являются материальные вещи.  Духовное производство (ДП) - осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают:

1.  Его  материальное  происхождение. 

2.  Его предназначение, поскольку основная функция дух  жизни - это ориентация человека  в мире., она направлена на  изменение материальной жизни общества.  Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания  и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например, люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деятельности людей ничего не значат. Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему:

1. Духовные потребности  человека, в отличие от других  не заданы биологически. Потребность  в освоении науки, культуры  сама по себе не возникает.  Она формируется и развивается  социальным окружением индивида  в процессе его воспитания  и образования. Именно поэтому  потребность в образовании у  человека возникает лишь в  определенной социальной среде. 

2. Особенности духовных  потребностей заключаются в том,  что они не имеют предела  роста, в отличие от материальных  потребностей.

3. Конечным продуктом ДП  являются идеальные образования.  Продуктом МП являются всякие  вещи.

4. Материальные и духовные  богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют  всеобщий характер потребления . Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутренний мир ( хотя сытый голодного не разумеет примеров автора). Принципиальным отличием духовного производства от материального является то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.

5. Духовная деятельность  самоценна .

6. В МП ценится не  созидатель, а обладатель. В ДП  наоборот.

7. В сфере МП большинству  членов общества навязывается  сам труд, продукты этого труда  изымаются. В ДП все происходит  наоборот.

ДП формируется при  участии людей, профессионально  занимающихся умственным трудом. Рез-том  ДП являются идеи, теории, образы, дух  ценности, дух связи индивидов, и  наконец, сам человек

Общественное бытиеàßобщественное сознание.

Общественное бытие  определяет общественное сознание, но общественное сознание обладает определенной самостоятельностью в том плане, что общественной сознание может  обратно воздействовать на общественное бытие.

 

48. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

Движущей силой исторического  процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.

 

 

 Основными социальными  субъектами исторического процесса  в послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации, когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном, во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.

 

 

 Хотя каждый, именно  каждый член общества участвует  в историческом процессе, все  же не все, а только отдельные  личности остаются надолго, а  то и навсегда в памяти современников  их потомков. Роль таких личностей,  которых принято считать выдающимися  или историческими, столь велика  и очевидна, что долгое время  философы лишь в них усматривали  творческую силу и двигатель  истории. Создавая материалистическое  понимание истории, основоположники  марксизма сосредоточивали главное  внимание на том, что деятельность  исторической личности зависит  от объективных условий, Правда  они всегда при этом отмечали  и ее огромную роль в обществе. Личность не может изменить  историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную  логику, но в реальной истории  стран и народов личность может  сделать чрезвычайно много.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49 Проблема периодизации  исторического процесса в философии:  формационный подход, цивилизационный  подход, мир-системный анализ, концепция трех волн (Э.Тоффлер).

Формационный  подход. Согласно этому подх.Всемир. Историч. процесс представляeтcя как процесс последовательной смены общ.-экономич. формаций, pазлич. между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему соц. –классовой структуре. История человечества опpeд. как движение от 1-го бесклассового общ-ва - первобытнообщинного строя, через классовыe -рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму. Миp-системный подход Валлерстайн – стратегия Деят-ти и познания, моделирующая совр. историю 1) как систему в/д между различн. Соц.сyбъeктами, 2) представ. Чел. сообщество как историч. меняющуюся систему, 3) как систему связей, становящихся в процессе оформления совр. Соц. мира. В широком смысле Мир-с. п. - это совокуп. Историч.,экономич.,соц. -фил., глобалистских. Мироцелостных исследований и пpaктик, ориентированных на npoблeматику cтaновления совр.соц.мира как системы, объединиющей чел. сообщество. Волновая концепция –Выдел. 3 основн. стадии (волны) развития чел-ва - аграрная, индуcтриальная, постиндустриальная. Идею наиболее подробно изложил Тоффлер В книге «Tpeтья волна». Доиндустриальное- пpeoблад с/х. сословная структура общ-ва, ручной труд, сосредот. власти в руках церкви,армии,зем. собственников. Это наиб. Продолжительный из трёх стадий. В доиндустриальном общecтве основным производителем является не человек, а природа. Индyстриальное общество.В нем все силы направлены на промышл. Производство,чтoбы произвести необход. обществу товары. - крупное машинноe npоизводств,урбанизацией,рыночной экономики и возникновением соц. групп npeдпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат).Постиндустриальнoe общество. Высокие технологии .доминир. сферы услуг над сферой npоизводства, приоритет теоретич. Знания и информации.Цивилизационный подход. Слово "цивилизация" ПроИСХОДИТ от лат.civis,что означает «гopoдской, гocyдарственный,гражданский».

В дальнейшем понятие цивилизация  пpиобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилиз. стали пони мать ВЫСОКО развитое обшество, имеющее письменность и гopoдa. На ceгoдня существует около 200 опpeделений этого понятия. Цивилиз.- это совокуп. материал. и дух. достижений общ -ва. Сущ. Различ.тeoрии цивилизации .Теории cтaдиального рaзвития цивил. (К Ясперс, Сорокин, У. Ростоу, о. Тофлер и др.) рассматp.цивилиз. как единый процесс пpoгpecсив. развития чел-ва, в кот. Выдел. Опред. Этапы (стадии).Теории локальных цивилиз. ( Данилевский. А Тойнби) Исходят из того, что сущее. отдeльныe цивил. большие историч. о6щности. кот. занимают опред. тepриторию и имеют свои особенности соц.-экономич-. политич. и культypного развития. Тoйнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождении. жизни и гибели не связанных друг с другом цивил. В различ.уголках. Земли- Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность пo-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций- индивидуальное разнообразие историческогo пpoцесса.В целом, цивилизационный подход преставляет чeлoвека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, cтpaн и народов.

50 .Современные  глобальные проблемы и возможности  их решения.

 

 

 К глобальным проблемам  человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы  всех представителей мирового сообщества и, следовательно,требующие согласованных международных действий для их решения.

Безусловно, устойчивого  перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие:

угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира;

 экономическая отсталость  отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого  дисбаланса развития человечества;

 угроза истощения как  воспроизводимых, так и не воспроизводимых  природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);

 экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением  человека в биосферу;

 угроза перенаселения  планеты, осложняющего социально-экономический  прогресс в развивающихся странах; 

 негативные последствия  научно-технического прогресса; 

 деморализация и криминализация  общественной жизни.

Одна из наиболее типичных классификаций глобальных проблем  человечества, выражающих суть общего кризиса техногенной цивилизации, предполагает выделение трех следующих  групп:

 общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки  вооружений);

 проблемы отношений  человека с природой (например, изучение  и освоение космоса);

 проблемы взаимоотношений  общества л человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).

По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы  глобальных мы не взяли, она не может  быть решена без предварительного преодоления  стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным  и планомерным действиям в  мировом масштабе. Только такие действия, как подчеркивается в футурологической литературе последних десятилетий, могут и должны спасти общество, а также его природную среду. В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может  функционировать стихийно без риска  катастрофы для каждой из стран. Единственный выход — в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды.

В настоящее время для  достижения этой цели человечество располагает  необходимыми экономическими и финансовыми  ресурсами, научно-техническими возможностями  и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности  необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.

Успешно бороться за решение  глобальных проблем можно и нужно  уже сейчас на основе конструктивного  и взаимоприемлевого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"