Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 158.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

16.Бэкон - родоначальник  эмпиризма. Разработка индуктивного  метода. Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Как и большинство мыслителей протестантской ориентации, Бэкон, считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы.Подобный подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки. Наука - средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. «..Речь идет, - говорил Бэкон, имея в виду назначение науки, - не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе и практике.»Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: "Знание - сила", в котором отразилась практическая направленность новой науки. В этом стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства, сказалась как общая духовная атмосфера нарождающегося капитализма, так и, в частности, протестантизм. Именно в протестантизме, начиная с самих его основателей - Мартина Лютера и Жана Кальвина, акцент ставится на невозможность с помощью разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, поскольку трансцендентный Бог составляет предмет веры, а не знания. Лютер был резким критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с помощью разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере. Разведение веры и знания, характерное для протестантизма в целом, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей". Под этим понималось прежде всего практически ориентированное познание природы. Отсюда уважение к любому труду. Отсюда же вытекает и признание особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Особенно ярко все это видно именно у Бэкона. Он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Индукция (что в переводе значит "наведение") была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон. Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Так, может быть сделан индуктивный вывод о том, что в этом саду вся сирень белая. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений.Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то такой признак можно считать "формой", или "природой" данного явления.

 

 

17.Рационализм Р. Декарта  и его дуализм. Рене Декарт (1596-1650) - основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.  Первое правило - правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом:" Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению". Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.  Второе правило - это правило анализа: "Делить каждую из рассматриваемых ... трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить". Расчленяя сложное на простое, "на элементарные части до пределов возможного", анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.  Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы "располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Синтез восстанавливает исчезнувшую в аналитических расчленениях целостность предмета, делая прозрачными его содержательные связи и зависимости.  Правило четвертое - правило контроля, которое Декарт определяет так: "Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.  Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины , составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Картезий (латинизированное имя Декарта) подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. "Поскольку чувства иногда нас обманывают, я, - пишет Декарт, - рискнул предположить, что ничто не является таким, каким оно представляется нашим чувствам". Радикальное и фронтальное методическое сомнение не ведет, однако, французского философа к скептицизму и агностицизму, т. е. к отрицанию самой возможности познания. С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum). И действительно: можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься. Сам процесс сомнения несомненен. Это неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой себя. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого. Истинность исходного принципа cogito гарантирована существованием Бога - существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.  Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью.  Декарт дуалист, он считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.  Рационализм и дуализм Декарта оказали глубокое влияние на последующее развитие философской мысли.  Исторический спор рационалистов и эмпириков получил свое продолжение и своеобразное синтетическое разрешение в немецкой классической философии.

18.Социально-исторические  предпосылки и отличительные  особенности философии Просвещения.

Просвещение как философско-политическое течение, объединившее всех прогрессивно мыслящих политиков, философов, юристов, деятелей культуры, естествоиспытателей, сформировалось во Франции во второй четверти XVIII века. Его главными идеологами были Франсуа Вольтер и Жан-Жак Руссо.

 Ф. Вольтер (1694—1778) резко критически выступил против религии, хотя, будучи идеалистом в понимании общественной жизни, не смог вскрыть земных корней религии. Субъективному идеализму Вольтер противопоставил концепцию “общественного человека” — реально существующего, причем не в одиночку, а среди таких же общественных людей. В связи с этим Вольтер выдвигает требование равенства людей перед законом и правом.

Другим крупнейшим представителем французского просвещения был Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Две главных и органически связанных между собой темы его творчества — проблема неравенства между людьми и проблема совершенствования морали. Руссо впервые в истории философии высказывает мысль о “ножницах” между успехами науки и техники и состоянием нашей нравственности. В работах Руссо также впервые поставлена  проблема отчуждения. Основой отчуждения человека от человека у Руссо является частная собственность. Здесь обнаруживается зримое различие между Вольтером, считавшим имущественное неравенство предпосылкой нормального развития общества, и Руссо, призывающим к уравниванию собственности, то есть к равенству не только формальному (юридическому), но и фактическому

Они стремились создать философию  практической пользы, философию действия.

Другая форма философии просвещения  – материализм. Французский материализм XVIII века (Д. Дидро. Ж. Ламетри., П. Гольбах, К Гельвеций), явился высшей ступенью развития механистического материализма. Они подняли на новую ступень учение о материи и движении и были одними из первых, кто выступил против субъективного идеализма. Представители французского материализма, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Определили свойства материи: 1) независимости от сознания; 2) воздействии на чувства человека. По учению французских материалистов, материя существует в пространстве и времени и неотделима от них, она неуничтожима и активна. Опираясь на новейшие достижения наук (физика, химия и др.), они пришли к выводу, что “движение — это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи”. Как нет недвижущейся материи, так нет и не может быть и нематериального движения. Таким образом, материя для своего движения не нуждается ни в действии бога, ни в каком-либо ином внешнем первотолчке.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Гносеология И. Канта  и его этическое учение.

В конце XVIIIв. в Германии возникает ф-ое движение, в к-ом в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789г, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории нем.ф-ии начался её классический период.Родоначальником классической нем.ф-ии явл-ся Иммануил Кант (1724-1804). Ф-ое тв-во Канта делится на 2периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В 1ый период своей деят-ти ф-ф занимался исследованием ?ов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и ф-ии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диал-ую мысль об истор-ом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.С 70-х г начинается критический период деят-ти Канта. Он переходит на позиции ф-ого дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей чел-ка разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, к-ую он придает постановке и решению след. ?ов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое чел-к? Ответ на 1ый ? ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей чел-ка. Мир явлений, создаваемых чел-ом, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир "вещей в себе". Чел-к же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир "вещей в себе" абсолютно не доступен ему. Он о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что чел-к знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет никакой закономерности, необходимости, он сущ-т даже вне простр-ва и времени. И лишь чел-к в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, размещает все явления в простр-ые и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинноследственные связи.Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Чел-к, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир "вещей в себе". В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (док-ть отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Заслугой И. Канта явл-ся то, что он 1ым в ф-ии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.


20.Объективный идеализм  и диалектический метод Гегеля.

Наиболее полное завершение нем.классический идеализм получил в ф-ой системе Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Опираясь на диал-ие идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе". Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание чел-ка не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из чел-ого сознания, к-ое само должно быть понято как р-т всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В "Энциклопедии ф-их наук" (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей ф-ой системы: в основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, дух. и разумное начало - "абсолютная идея", "мировой разум" или "мировой дух". Это начало активно и деятельно, причём деят-ть его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.1. Развитие идеи в её собственном лоне, в "стихии чистого мышления". 2.  Развитие идеи в форме "инобытия" как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. 3. Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. Движущей силой развития духа Гегель считал диал-кое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.Ф-ой системе гегелевского идеализма присущи нек-ые особенности. Во-1ых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-2ых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. В-3их, диалектика. Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир - природу и об-во, Гегель, во-1ых, представил мир в развитии, во-2ых, раскрыл содержание осн.законов диал-ки: показал, что это развитие осущ-ся через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий др. и повторение пройденного на высшей основе и т.д. и т.п., дал общий диал-ий анализ важнейших категорий.


21.Антропологический материализм  Л. Фейербаха.

Классическая нем.ф-ия находит своё завершение в материализме Л. Фейербаха (1804-1872). Натурализм Фейербаха носит антропологический хар-р, т.к. в центре внимания стоит чел-к, как высшее существо природы.Согласно Фейербаху, мышление не может сущ-ть вне чел-ка и независимо от него, ибо оно явл-ся св-вом мозга чел-ка, его деят-тью, в к-ой духовное и материальное начала органически связаны. Отсюда мышление, духовное не первично, как это представлял Гегель, а вторично, произведено от материи, природы.Материалистически решая ? о соотношении материи и сознания, Фейербах стоял на точке зрения познаваемости мира и подверг резкой критике кантовский агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения. По его мнению, органы чувств дают чел-ку все сведения об объективной реальности. Однако всё это осуществляется при участии мышления: оно не только дополняет чувство, связывая то, что чувства воспринимают раздельно, но и присутствует на стадии чувственного познания. Всё это свидетельствует о том, что Фейербах понимал органическую взаимосвязь ощущения и мышления, чувственного и рационального.Чел-к – сущ-во телесное, материальное, а не только мыслящее. Духовное не может быть отделено от материального, телесного, но именно тело его целостности составляет сущность чел-ого Я. Душа – продолжение телесноти. Т.о. Ф. абсолютизировал биологическое начало в чел-ке и недооценивал соц. сущность чел-ка. вместе с тем Ф. считал: только в общении с др. людьми проявляется истинная чел-ая сущность. Чел-к – продукт культуры, истории. Только общественный чел-к явл-ся чел-ом. В гносеологии Ф. отстаивал позицию, что естественным источником познания явл-ся ощущения (материалистический сенсуализм), в то же время не отрицал значения мышления как высшей познавательной способности.Субъект мышления – чел-к, а не особое существо, созерцающее мир со стороны.           Ф-ой системой Фейербаха завершается классический период существования нем. и всей западноевропейской ф-ии.



 

 

22.Философия марксизма.

Традиции классической ф-ии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и об-ный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.

Ф-ия К. Маркса (1818-1883) отражает переходный хар-р развития ф-ии в XIXв. Она явл-ся составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию "научного социализма". Это во многом определило специфику ф-ой теории марксизма.На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала нем.классическая ф-ия. Диал-кий метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха — осн. источники синтеза, давшего оригинальную ф-ию - диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Ф-ое и соц.-полит-ое учение сформировалось к 1848г. В 1848-1859г идет процесс разработки экон-ой теории.Сущ-ет 3 группы основных идей ф-ии Маркса:1. соединение материализма и диалектики;2. диалектико-материалистическое понимание истории; 3. новое понимание соц. роли ф-ии.Гл. положение диал-ого понимания истории – об-ое бытие определяет об-ое сознание. Об-ое сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его об-ое бытие. Об-ое бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:1) Об-ое произв-во материальных и духовных благ; 2) материальное условие непосредственного сущ-ия чел-ка, не связанное с производством (быт, семья); 3) Процесс взаимодействия об-ва и природы, хар-р природных условий, хар-р взаимодействия природы и об-ва. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.Заслугой К. Маркса явл-ся разработка новой формы материализма. Он развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития -законов диал-ки. На основе исследования "анатомии" капиталистического об-ва были сформулированы осн. принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов об-ого развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения ф-ой теории, ф-ого обоснования творческой деят-ти по воплощению гуманистических принципов в жизнь.Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIXв.


23.Развитие русской философии  XIX века: западничество и славянофильство. 

К началу XIXв усваиваются основные идеи западной ф-ии, оформляется ряд областей ф-ого знания. В то же время процесс становления оригинальной русской ф-ии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла нем.класс. ф-ия, прежде всего учение Шеллинга, позднее - Гегеля, проникавшие в Россию в 1ые десятилетия XIXв. Именно философия Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате к-ого начинается новый период в истории отеч/ ф-ии.Этот период связан с оформлением 1ых ф-их течений в России: западников и славянофилов. Непосредственным поводом к полемике и оформлению направлений стали "Ф-ие письма" П.Я. Чаадаева (1793-1856), в к-ых поставлен ? о месте России в истории. Чаадаев - религиозный мыслитель, считавший, что история направляется Божественным провидением. Руководящая роль католической церкви соответствует провидению, Зап.Европа достигла больших успехов в осуществлении христианских начал. Проблема места России в истории находится также в центре внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина).И.В. Киреевский (1806 - 1856) Особое внимание он уделяет ?у об отличии дух. культуры ("просвещения") России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запада унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преобладание там эгоизма и рассудочного познания. Односторонний хар-р западной культуры критиковал также А.С. Хомяков (1804 - 1860). Соединяя православие и ф-ию, Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое знание ущербно и неполно. Крупнейший ф-ф революционно-демократического направления -А.И. Герцен (1812 - 1870). В "Письмах об изучении природы" он 1ым в отеч.ф-ии применил диал-ку Гегеля к толкованию природы. Позднее он отошел от учения Гегеля. Постепенно нарастает его скептицизм. Разочаровавшись в цивилизации Запада после революции 1848г, Герцен начал сомневаться в разумности истории, подчеркивал алогизм истор-ого процесса, роль случайности и личности в истории. Одновременно усилился его интерес к специфике национального пути развития России, к роли общины в переходе к социализму.Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889) стремился сформировать целостное материалистическое понимание природы и об-ва. Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский разрабатывал антропологический принцип в ф-ии, соединял его с материализмом в естествознании. В центре размышлений Ф.М. Достоевского (1821 -1881) находится чел-к, его противоречивая сущность. Бытие чел-ка - это, прежде всего, нравственное бытие личности, бытие выбора между добром и злом. Подлинная свобода связана с Богом, со слиянием с ним через любовь ("Будешь любить всякую вещь и тайну постигнешь в вещах"). Отказ от свободы в пользу "хлеба" порождает рабство и пустоту.Л.Н. Толстой (1828 -1910) выступает как критик культуры, призывает к "опрощению". В своей "Исповеди" он описывает духовный кризис, охватившее жизни

24.Философия русского  космизма.

С ф-ей всеединства связана и значимая для отечественной ф-и и науки традиция русского космизма. Русский космизм - особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX в. Его признаками считаются : 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, чел-ка - в неразрывной связи с космосом  2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность чел-ка, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ("соборности") чел-ва. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе "Ф-я общего дела " он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что " чел-во призвано быть орудием Божьим в спасении мира ". В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Федоров в основу всей своей системы поставил идею "всеобщего спасения". Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известном труде "Философия общего дела" звучит призыв к "действию", а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические эл-ты. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое ("панпсихизм"), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум чел-ка - орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме - В.И Вернадский (1863-1945). Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление ("всюдность" жизни). Чел-к рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.


 

 

25.Развитие философской  мысли Беларуси в эпоху Возрождения.

В эпоху средневековья  на белорусских землях происходило  становление философского мировоззрения.В отечественной философии эпохи Ренессанса можно отметить специфические черты. Во-первых, идеи Возрождения находили свое воплощение в реформационном движении на белорусских землях. Во-вторых, в ренессансной философии Великого Княжества Литовского не получил полного развития принцип индивидуальной свободы.Огромное значение в развитии белорусской культуры эпохи Возрождения имело творчество белорусского первопечатника Франциска Скорины. Философские взгляды Ф.Скорины носили ярко выраженный антропоцентрический характер. Он рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Скорина подчеркивал необходимость непрерывного совершенствования человеческой природы, так как это будет содействовать гармонизации общественной жизни. Истоки нравственности, по мнению гуманиста, заключаются в самом человеке, в его разуме.Заметный след в истории белорусского Ренессанса оставил Сымон Будный.Подвергая критике основные догматы ортодоксального католицизма, Будный отрицал божественную природу Христа, бессмертие человеческой души, существование загробного мира. Философ считал, что вера может быть обоснована рациональным способом, а индивидуальный человеческий разум является важнейшим средством познания, при этом познавательные способности разума ничем не ограничены.Необходимость создания правового государства обосновывал Лев Сапега. Он отмечал, что права придуманы людьми для их общей пользы и созданы теми, кто находится у власти.В XVII веке на смену идеям Реформации приходит схоластика. Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей.Идеи Просвещения получили распространение в отечественной философской мысли. Выступая против схоластики, Казимир Нарбут (1738 – 1807) отмечает необходимость разграничения теологии и философии. Философию он трактует как науку о Боге и всех естественных вещах. Во второй половине XIX – начале XX века в истории белорусской философской мысли преобладают публицистическая и литературно-художественная форма ее выражения. (Кастусь Калиновский, Францишек Богушевич, Янка Купала и Якуб Колас).Проблема национального самосознания занимает центральное место в философском труде И. Абдираловича. Для преодоления западного и восточного влияния он предлагает возродить подлинно национальные формы жизни. Для решения этой задачи белорусский народ должен выступить в качестве субъекта истории и стать на путь самостоятельного социокультурного творчества.


26.Развитие позитивизма  в современной западной философии. В середине XIXв появляются течения, претендующие на ф-ое истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был позитивизм. Позитивизм - достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм: утверждает первенство науки: наше знание - это результаты научного познания; считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание об-ва (социология); замещает наукой др. формы знания (отсюда критика ф-ии); ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении чел-их проблем. Позитивизм, т.о., -одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мир-их ?ов. Критикуя метафизику (ф-ию), позитивизм сам является одной из форм ф-ии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: "1ый позитивизм" - 40- 70-е годы XIX в, "2ой позитивизм", или эмпириокритицизм — 70-г XIXв - начало XXв, "3ий позитивизм", или неопозитивизм - 20-50-е годы XXв.В последней трети XIXв. формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. Неопозитивизм - 3й этап в развитии позитивизма в 20-х г XXв. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических ?ов науки. Логический позитивизм - первоначальная форма неопозитивизма - исходил из отказа от ф-их категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Рассматривает проблему развития научного познания как формально-логическую и сводит анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном знании и его языке. Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский ф-ф Людвиг Витгенштейн. Он пошел по пути разграничения смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка. В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма возникает постпозитивизм Гл. черта - критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания.

27.Особенности развития  иррационалистической философии  XX в. Философия экзистенциализма.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – (букв. "философия существования") – одно из самых популярных и основных иррационалистических направлений в философии 20 века, оказавшее огромное влияние на культуру и не потерявшее своего значения и в настоящем. Пик развития относится к первой половине и середине ХХ в., а основы данного направления были заложены во второй половине XIX – начале XX в. Кьеркегором, Хайдеггером, Ясперсом и др. Возник как реакция на рационалистические и социологизаторские учения, которые мало затрагивали индивидуальные реалии жизнедеятельности человека и его самоощущения "бытия-в-мире". Экзистенциализм как направление в целом характеризуется очевидной антисциентистской направленностью (см. сциентизм и антисциентизм), хотя в деталях не представляет единого понимания основных принципов и положений. Принято выделять религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бубер, Шестов, Бердяев и др.) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр, С.де Бовуар, Мерло-Понти и др.). Своими предшественниками и близкими по духу экзистенциалисты считают учения Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Ницше, Достоевского, феноменологию Гуссерля и др. Экзистенциалисты в противовес традиции рационализма стремятся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененность бытия на субъект и объект, как целостность переживания субъектом своего бытия, как слитность с ним. Главные понятия, из которых исходит экзистенциализм, – сущность и существование. Экзистенция – это существование человека в его простой фактичности, течение бытия, которое не является сопровождающей "картинкой", а определяет сущность самого человека, его самовыражение (эссенцию). Главными способами и характеристиками экзистенции выступают страх, забота, понимание или непонимание, заброшенность в мир, пограничная ситуация, свобода, моральный выбор, одиночество, вина, ответственность. Бытие человека состоит из переживания этих моментов и его сущность определяется тем, КАК он переживает их, КАК он ими может распорядиться, прежде всего, перед лицом "ничто", перед осознанием абсолютности смерти, перед колоссальной ответственностью за смысл своего существования. Проблема свободы и ответственности за свою свободу – одна из главных составляющих экзистенциализма. Постулирование абсолютности свободы, ее изначальности для самоопределения индивида является важнейшим положением в учении о свободе. Индивиду в своей свободе не на кого опереться кроме самого себя, он "брошен в свободу" как в пропасть и должен сам принимать решения. Это накладывает на человека огромную ответственность за свой выбор, иногда ложится тяжким бременем, которое человек не в силах выдержать, и тогда он "бежит от свободы", тем самым теряя свою сущность, теряя себя как личность. Свобода – это проверка для человека, проверка его возможностей, его самости, его нравственности. Другими важными проблемами в философии экзистенциализма являются вопросы коммуникации, взаимообщения, сохранения своей индивидуальности и уникальности в социуме (проблема интерсубъективности) – К. Ясперс; а также взаимоотношение человека и техники; функционирование языка как специфической формы культуры и сущностного выражения бытия (М. Хайдеггер) и др. Без преувеличения можно сказать, что экзистенциализм своей обращенностью непосредственно к человеку, вниманием к проблемам его психологического состояния дал толчок новому антропологизму в философии, существенным образом повлиял на всю культуру XX века.


 

28.Философия психоанализа. ПСИХОАНАЛИЗ - в узком значении - разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов П. на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать П. как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. в их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем. Так, творческая эволюция Фрейда сопровождалась увеличением удельного веса "метапсихологических" идей, включением положений "глубинной психологии" в контекст человеческого и социального бытия, а также конституированием (в т.ч., неявным) ряда мировоззренческих представлений. Мировоззренческие и "метапсихологические" изыскания Фрейд считал вторичными по отношению к идеям П. как клинической дисциплины. Вместе с тем ими фактически провозглашалась возможность приложения П. к проблематике философии, социологии, истории и т.д. Специфическим в таких концептуальных построениях было акцентирование роли и места неосознаваемых психических процессов и явлений, конфликтности человеческой природы, репрессивного характера культуры. Основой человеческого бытия провозглашались бессознательные детерминанты; эту часть своих построений Фрейд в плане понимания человеком своего месте в мире сравнивал с открытиями Коперника и Дарвина. П. изначально не являлся единым течением. Масштабность творчества Фрейда в сочетании с его неоднозначностью и противоречивостью способствовали возникновению критических и реформаторских версий П., в ряде случаев антитетичных своему источнику. Индивидуальная психология Адлера исходила из понимания человеческого существования как основанного на чувстве коллективности, социальности, являющегося главным в человеческой жизни. Главной мотивирующей силой человеческого поведения, по Адлеру, является стремление компенсировать возникшее в детстве под влиянием неблагоприятных факторов чувство неполноценности, самоутвердиться в обществе.Бессознательное трактуется не как биопсихическое, а как социальное, как бессознательный стиль жизни, обусловленный характером компенсации чувства неполноценности. Аналитическая психология Юнга исходит из постулирования наличия коллективного бессознательного, репрезентирующего в индивидуальной психике наследие опыта всех предыдущих поколений. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, являются архетипы - врожденные предрасположения к формированию неких универсальных символических форм. Юнг связывал с проявлением архетипов сновидения и культурные формы (мифы, искусство, религию). Неофрейдизм (Хорни, Салливан, Фромм) обращалась к осмыслению социокультурной детерминации (и даже всецелого задания у Салливана) человеческой природы, невротических расстройств, базовых моделей человеческого поведения. Возникшая в русле неофрейдизма психоистория Эриксона связывает стадии формирования "групповой идентичности" с 8 этапами жизненного цикла человека, стремится объяснить исторический процесс динамикой этой взаимосвязи. В "сексуально-экономической социологии" конструируется фрейдомарксистская концепция, исходящая из абсолютизации сексуальности и ее роли в индивидуальной психике и общественном развитии (Райх). Структурный П. . (Лакан) постулируется языковая природа бессознательного. Экзистенциальный П. (Сартр, Бинсвангер) обращается к проблемам реализации человеком своей самости, своего подлинного существования.

29.Бытие - центральная  категория онтологии. Виды и  уровни бытия. В качестве систематизирующей идеи ФКМ выступает понятие бытия. В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии. Необходимо различать: 1) обыденный смысл понятия "бытия", совпадающий с такими понятиями, как "существовать", "быть", "есть", "находиться в наличии", где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса, и 2) сугубо философский смысл категории "бытия".Бытие - есть начало, "чистое" существование, не имеющее причины. Оно начало, причина самого себя, самодостаточная, ни к чему не сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие - это то, что обеспечивает: существование. Бытие -это последнее, о чем еще можно спрашивать. Ф-ий смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:• она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;• однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное мн-во конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая "первая" природа;б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, "вторая" природа.2) Бытие человека, в котором можно выделить:а) бытие человека в мире вещей;б) специфически человеческое бытие;3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:а) индивидуализированное духовное;б) объективированное духовное;4) Бытие социального:а) бытие индивида;б) бытие общества.Все виды и формы бытия органически взаимосвязаны между собой

30.Понятие материи  и его эволюция. Материя – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Материя – первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Свойства материи: конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность, системность, масса и энергия и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.Этапы понимания материи:1.Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. 2.Этап философско-гносеологического представления о материи. 3.Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Философский кризис - “Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математ. моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.Ранее материя расматривалась наряду с другими вещами, как отдельная субстанция. Материализм, идеализм, дуализм. Сегодня материя понимается как совокупность объектов материального мира, познаваемого в процессе практики.Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,  развитии бытия и познания  и основанный  на  этом  учении  метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. – всеобщая  связь,  становление и развитие,  к-рые осмысливаются с помощью всей  исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема  несводимости  Все в природе движется. О покое можно говорить только относительно.Движение - неотемлемое свойство материи. Выделяют два типа движения материи: с сохранением устойчивости (качества), изменение качества (развитие). Формы движения (Энгельс): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Иногда к формам движения относят и мышление.Высшие формы дв. Нельзя свести целиком и полностью к низшим

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"