Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 158.37 Кб (Скачать файл)

 

31. Современные научные представления о материи

В основе современного научного представления о строении материи  лежит идея её сложной системной  организации. Любой объект материального  мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая  характеризуется наличием элементов  и связей между ними. Молекула - система, состоящая из атомов и определенной связи между ними, атом - это система  ядра и электронные оболочки, стягивающие  это ядро. Ядро атома также имеет  сложную структуру. В живом мире также царствуют системы: биосфера, человеческое общество, отдельная особь  или индивид. Системы взаимодействуют  с внешним миром, но основные внутренние связи инвариантны, т.е. устойчивы (хотя и могут изменяться). Эти устойчивые связи между элементами системы  и образуют структуру.

Несмотря на уникальность, неповторимость любого объекта материального  мира, можно выделить группы объектов, характеризующихся общими признаками строения. Например, атомы, молекулы, живые  организмы, космические объекты  и др. В соответствии с этими  признаками выделяют различные уровни организации материи или ее виды.

Современные границы познания структуры материи простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона  может существовать множество еще  неизвестных видов материи. Современная наука выделяет следующие уровни организации материи: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие), атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, планеты, звезды, внутригалактические системы (туманности, звездные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока еще не установлены. В 60-х годах открыты такие объекты, как квазары и пульсары. Несмотря на различные свойства материальных уровней, между ними существуют глубинные связи, определяющие различные формы взаимодействия между ними.

Существование любой материальной системы связано напрямую с взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов, так и с другими внешними системами и условиями. Именно эти взаимодействия определяют картину мира, являются ее неотъемлемой характеристикой. Именно взаимодействием различных частиц, полей, сил, уровней материального мира можно объяснить как общую картину мира, которую мы сейчас рассмотрели, так и отдельные ее области, части, фрагменты. Взаимодействия ведут к определенным изменениям.

С точки зрения современной  науки основные формы материи - это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы молекулы, макроскопические тела, космические  системы различного порядка); 2) биологические  системы (вся биосфера); 3) социально  организованные системы (человек, общество). Но материя не сводится только к  этим формам, т.к. в бесконечном мире существуют и качественно иные виды материи как объективной реальности.

32.Понятие движения в философии. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.. Наличие движения в окружающей действительности, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские концепции. Но с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуютпо-разному.Одним из 1ых движение как фил-ую категорию, подвергнул анализу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. Рассуждения Зенона в одной из его апорий " Летящая стрела покоится" можно реконструировать примерно так: когда стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована как покоящаяся, то есть ее скорость равна нулю. Движущаяся стрела не движется в том месте, где она находится (покоится), но она не может двигаться и там, где ее нет. Поэтому движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя: движения не существует.Итак, для движения как атрибутивного свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость. Движение абсолютно, но в "чистом" виде, как "движение вообще" оно не существует. Оно может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых обладает особыми, специфическими свойствами. Классифицировать формы движения пытались многие мыслители прошлого, но впервые вывод о качественном многообразии форм движения, в связи с конкретными видами материи и их взаимосвязью, предложил Ф. Энгельс. Опираясь на достижения естествознания XIX века, он выделил пять основных форм движения: механическую, которую он рассматривал как пространственное перемещение тел; физическую, куда он включил теплоту, свет, электричество и магнетизм; химическую, рассматриваемую как движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества; биологическую, жизнь как способ существования белковых тел, и общественную, куда включалось и мышление.

33.Диалектика как философская теория развития и метод познания. Исторические формы диалектики.Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диал-ки.Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин "диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диал-и", имея в виду ряд поставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.

В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом("нельзя дважды вступить в ту же самую реку", "ничто не постоянно ... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возникает через вражду и взаимообразно")

В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом.  «Нет ни одного положения Гераклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику».

Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической  идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по существу, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер.

В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой .гармонии, к-ая представлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, показав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.

Конкретно-исторический смысл диал-ки изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия перспектив развития мира. Для реализации этого замысла диал-ими мыслителящими ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыслению подлежит еще большое кол-во проблем мирового развития.



 

 

34.Диалектика и метафизика. Рациональность и историческая  ограниченность метафизического  метода познания. Метафизические  формы мышления: догматизм, эклектика,  софистика

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики: 1. Все  в мире находится в движении, всему  присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутреннее противоречие.

Принципы метафизики: Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество. 2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними находится связь, то эта связь - внешняя. 3. Движение, изменение  происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы. (метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)


35.Основные законы и  категории диалектики

Закон единства и  борьбы противоположностей - всеобщий закон дейст-ти и ее познания чел-им мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диал-ки. Каждый объект заключает в себе противоположности.Этот закон раскрывает конкретное единство многообразия. Диал-кое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в к-ой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон - ядро диал-ки. В нем наиболее четко противопоставлено диал-кое мышление метафизическому, к-ое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство сущ-ет рядом с многообразием.Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит, к движению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон познания и закон объективного мира [В. И. Ленин).Переход кол-ых изменений в качественные - один из основных законов диал-ки, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных кол-ых изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным, кач-ым изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об-ва и мышления. Он важен для понимания диал-ой концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие только к кол-ым изменениям, без уничтожения старого и возникновения нового. Кол-ые и кач-ые изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - только кол-ыми. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен.Диалектико-материалистическое понимание закона перехода кол-ых изменений в кач-ые противоположно идеалистическому.С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диал-ки.Закон отрицания отрицания - один из основных законов диал-ки. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-ых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный хар-р развития.В диал-ке категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» 1ого. Но это такое «уничтожение», к-ое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диал-ое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деят-ть, вне к-ой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деят-ти, моментом к-ой явл-ся знание

36. Природа как  среда обитания человека.

Природу как среду обитания рассматривает социально-экологическая  стратегия. Природа – естественное условие и фактор для возникновения  и развития человеческого общества. Природные факторы, влияющие на развитие общества:

  1. Сам человек . Так как у него двойственная природа – биологическая и социальная, однако сущность социальная.
  2. Демографический . Численность населения, слишком низкая и слишком высокая одинаково плохо. Существует проблема регулировки численности населения – социальная проблема, необходимо создать условия, чтобы человек (а не природа, катаклизмы, естественный отбор – ) сам решал проблемы самопроизводства. Когда регулировка происходит природой это мальтузиазм (Мальтус, британец, основоположник).
  3. Географическая среда. Это часть природы, непосредственно вовлечённой в общественную жизнь (историческое понятие). По мере развития общества гео среда расширяется, она предоставляет все необходимое для существования общества (сырьё, материалы). Может влиять на темпы развития общества, но не рассматривается в качестве основного фактора. Это было важно на ранних стадиях развития общества (первобытная община, присваивающая экономика).Существует 2 направления, в которых природные условия и климат выносятся на первый план.
  4. Географический детерминизм (Аристотель, Платон, Монтескье), климатические условия влияют на разум человека и на общество, проживающее в этом климате (англичане из-за туманов и дождей больше склонны к самоубийству, мягкий климат – люди добрее).
  5. Геополитика. Впервые в 19-20 вв : статус государства определяется протяженностью границ и площадью территории. Это восприняли фашисты, в основу их идеологии стало расширение границ, основа колониальной политики. Геополитика сегодня - концепция, согласно которой анализ различных сфер жизни (их 4: социальная, политическая, духовная, экономическая) общества осуществляется с учётом географического положения.

Этапы освоения природы:

  1. Неолитическая революция (8-4 тыс до н.э.) – переход от присваивающей к производящей экономике, возникновение Древнего Египта, Индии, Китая, письменность, государство.
  2. Промышленный переворот (16-17 века) – господство человека над природой (складывается в средние века), природа – для удовлетворения человеческих потребностей.
  3. Постиндустриальное общество – осознание экологических проблем как глобальных и решать это нужно всем миром. Осознание в 60-70 годы 20го века. В это время скалдывается теория, предусматривающая пределы роста человеческой цивилизации: Медоуз «пределы роста». Среди глобальных проблем – демографическая, экологическая, сырьевая, продовольственная, снижение биологического разнообразия на планете.

Пути выхода

  1. Ничего не делать, продолжать господствовать.
  2. Уйти из среды, которую мы сделали непригодно (космос, море)
  3. Приспособится через мутации, следовательнохомо сапиенс сменится другим видом.

Всё это плохо, сложно для  реализации, поэтому возникает инвайроментальная проблематика в рамках социально-экологического знания.


 

 

37.Проблема происхождение  сознания. Общественная природа  сознания.

Сознание - итог длительного  развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов:1) Отражение в неживой природе2) В живой3) На соц. уровне.Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое.  До психологическое - это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная клеточка психоотражения  на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению.  В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отражение целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения. Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных:1) абстрактное мышление2) целепологание3) предвидение (предчувствие)4) ценностные отношения5) самосознание6) практически-преобразовательная деятельностьСознание - осмысленное знание. Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное — характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека — все это (как и многое другое) обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений философов о сущности идеального и его предназначении от различных точек зрения внутри той или иной философской школы до глубоко дивергированных направлений в рамках всей философии — материализма и идеализма (сам термин "идеализм" в своем генезисе восходит к "идее" и "идеальному").

38.Структурасознания. Сознательное  и бессознательное.1. Сознание это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания.2. Следующий важный элемент сознания внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.3. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.4. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в видеэмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д.5. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.6. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Сознание важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

39.Современныеконцепции антропогенеза: эволюционная, трудовая креационистская, игровая и др.

Антропогенез – происхождение человека. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели, человек является результатом божественного творения, его образ и подобие» и наиболее совершенное и уникальное создание Бога на земле. Человек не может быть, с точки зрения креационистов не может быть обусловлен природными факторами, они с необходимостью связаны с творением Божественного начала.В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметное значение оказала работа Дарвина, Энгельса. Считается, что примерно 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга, которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основы антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза становится труд, закрепляя и развивая прямохождение, руку и мозг (мышление).Игровая модель, в рамках которой игра рассматривается (основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п.) как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды.


 

 

 

40. Проблема сущности  и существования человека в  истории философии.

 Проблемы сущности  человека находяться в центре философского учения о человеке. В истории развития науки её представители усматривали отличия человека от животного. Действительно человека можно отличить от животного и по плоским ногтям и по улыбке и по уму и по религии и тд и тп. В данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека а как бы со стороны.Однако с методологической точки зрения такой приём оказывается не совсем правомерным ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его существования. В основе исторического бытия и развития человека лежит трудовая деятельность. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредственно в общественные отношения, совокупность которых образует общество. Человека нужно понимать не вульгарно-иатериалистически не идеалистически не дуалистически а диалектически. Человек есть существо и производящее и разумное и культурное и нравственное и политическое итд одновременно.Человек это дитя человеческой истории. Речь идёт о единстве человека и человеческого рода. Однако человек - не только результат общества и общественных отношений, но в свою очередь и творец их. Таким Образом , он оказывается в одно и то же время и обьектом и субьектом общественных отношений. Человек это микрообщество, Проявление Общества на микроуровне а общество это сам человек в его общественных отношениях.

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ  ЧЕЛОВЕКА

Таким образом можно говорить о социально деятельностной сущности человека. Вне деятельности социальных отношений и общения(как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.Существование каждого идивида индивидуально в своём конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью.Человек есть единство трёх основных структур - биологического социального и психического. Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека.Своё наиболее полное выражение она нашла в философии существования или экзистенциолизме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с транценденцией т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального. посюстороннего мира. Существование это всегда индивидуальное существование. В экзистенциолизме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования. Индивид-это личность. Общность это безличность. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в экзистенциолизме находящимися в постоянном противоречии, лишь перед лицом смерти в пограничной ситуации обнаруживается что в жизни человека было подлинно, а что нет. Человек действительно лишь по мере своей социализации становиться всё в большей мере носителем общественных отношений, представителем и субьектом социума. Человеческая сущность на самом деле не дена индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования

42.Структураи основные закономерности познавательного процесса. Чувственная и рациональная стороны познания.

Познание мира становится центральной темой ф-ия в Новое время. Все споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира ф-фы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Декарт, Локк, Юм и Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в гл. предмет спора.Во многом интерес к построению ф-ой теории познания был обусловлен наступлением новой эпохи - эпохи научной и технической революции. Данная эпоха начинается с девиза «Знание –сила». Автор данного девиза англичанин Ф. Бэкон выступил против умозрительного хар-ра прежней ф-ии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять чел-ое могущество в его использовании природы. В это же время итальянец Г. Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Сфера несовершенной и изменчивой материи описывается с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания - экспериментальное исследование св-в природы с целью ее математизации. Последователи Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. заложили основы новоевропейской науки, в основе к-ой лежит уподобление природных процессов механическим устройствам.2ым существенным моментом модернистской ф-ии явилась так называемая картезианская парадигма. Ее создатель Р. Декарт провозгласил тезис "Cogito, ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую). Для философии Нового времени характерна борьба 2х гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма.Одно из направлений -рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на 1ый план логические основания науки. Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожденными способностями. Но ответить на ?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.Др. ф-ое направление - эмпиризм (от гр. empiria -опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником чел-их утверждений о мире не явл-ся ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний явл-ся активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами.


42 Рациональная  и чувственная ступень познания  и их формы.

Гносеология–изучает общие закономерности познания.

Виды познания:

Чувственно–сенситивное(на чувственном уровне)

Абстрактно–логическое(способность человека)

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).

Наличие органов чувств –  необходимое и достаточное условие  для многосторонней познавательной деятельности.

Рациональное  познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Познание как процесс  включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное  познание (живое созерцание) 2- логическое(рациональное) познание. (Абстрактное мышление)

Каждая из этих ступеней имеет  свои формы:

1) Формы чувственного познания

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений )

3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях.

4. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.

Формы рационального познания:

1. Понятие ( в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение ( это движение и выражение мысли в рез-те чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение ( это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение)

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по  сущности и не дает объяснения  и понимания. 

Этот недостаток преодолевается путем  логического познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувственного познания(эмпирический сенсуализм) так и значение логического познания (рационализм).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.    Проблема истины в  познании.

Следующая важнейшая проблема в  познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?»)

Классическая  концепция истины: согласно ей истина интерпретировалась как соответствие знаний познаваемой действительности. Впоследствии британским философом ХХ в. Дж. Муром эта концепция истины  была названа корреспондентской теорией истины. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Центральными понятиями  классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность». Соответствие знаний объектам и предметам  понималось как их адекватное воспроизведение  в идеально знаковой форме. Понятие  «действительность» трактовалось  не только как характеристика того, что является элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует.

В качестве важнейшихосновоположений классической концепции истины выделяют следующие:

а) действительность, предмет познания, не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б) возможно установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный  и однозначный критерий, позволяющий  устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция  истины претендует на статус логически  непротиворечивой системы знания.

Критика этой концепции, недостатки теории:

а) вопрос о характере познаваемой  действительности и формах ее детерминации;

б) проблема характера соответствия знания действительности;

в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;

г) проблема логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.

Версии решения  проблем.

Была обоснована диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Соответствие устанавливается в ходе эксперимента, опыта.

Семантическая теория истины А. Тарского. Он предложил строгое разделения языка науки на объектный язык и метаязык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий «истинно» и «ложно» в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка.

  1. Когерентная (лат. cohaerentia – связь, сцепление) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. Прагматическая (греч. pragma – дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и др.). В соответствии с принципами прагматизма истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.Конвенционалистская (лат. conventio – соглашение) концепция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.Феноменологическая. Истина – это знание, соответствующее показаниям органов чувств.

Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания. Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

 

44.Научное познание. Специфика  науки и её место в системе  культуры и социальной практики.Однозначное определение науки вряд ли возможно. Об этом свидетельствуют многообразие ее трактовок, дискуссии по проблеме разграничения науки и других форм познания. Но при всей непохожести определений у них есть общее - это то, что наука есть производство знаний. Науки можно классифицировать по разным основаниям. По предмету науки могут быть: естественные, общественные и технические. По сфере приложения науки можно классифицировать как фундаментальные и прикладные.

Различие науки и обыденного познания можно провести по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности, цели и результату. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в способах и видах практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике далекого будущего. Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя, безусловно, наука пользуется естественным языком, его возможностей не хватает для научного описания по ряду причин.

Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки). Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения, к тому же наука вырабатывает свой, специальный язык описания; то, что отражается с помощью подобных понятий и чего в реальности нет (прямая, точка, идеальный газ и.д.).Наряду со специализированным языком научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на объект, позволяют выявить возможные его состояния. Орудия, применяемые в производстве и быту, как правило, для этой цели непригодны. Наконец, стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Итак, при выяснении природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков научного познания, среди которых главными являются:1) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания;2) выход научного знания за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.Все остальные признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, могут быть представлены как зависящие от главных характеристик и обусловленные ими.

45 Научное познание 

1. Познание индивидуализировано  субъектом как получение знаний.

2. Познание как получение  объективированного знания, существующее  вне отдельного индивида (научные  тексты, вещи, созданные людьми) - объективированное  познание.

3. Художественное познание

4. Научное познание

5. Наука - является высшей  формой познания. Специфика ее  заключается в том, что она  существует в форме системы  теоретических знаний. Она является  высшим обобщением практики. Научные  исследования - это прежде всего процесс решения познавательных задач. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Богатство самой реальности обуславливает наличие многообразия методов ее исследования. Методы бывают:

Конкретно-научные и специфические  методы.

Общенаучные, применяемые во всех науках.

Всеобщий, философский метод.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Общенаучный метод делится на 3 группы.

1. Эмпирические методы  познания (наблюдение, описание, сравнение,  измерение, эксперимент)

2. Методы, используемые в  эмпирическом и теоретическом  познании (общение, абстрагирование,  анализ и синтез) и схожие с  ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация)

3. Чисто теоретические  методы (формализация, исторический  и логический методы, восхождение  от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"