Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по философии.pptx

— 193.10 Кб (Скачать файл)

 

ОБЩ-ОЕ СОЗНАНИЕ,ЕГО СТРУКТУРА  И ФОРМЫ:  Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:       1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его;       2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;       3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.            Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.       Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.       Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение.      Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.       Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.            Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.                 Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов». 

 

НАУКА КАК ФОРМА ОБЩ-ГО СОЗНАНИЯ И ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯ-ТИ: Философия есть форма общественного сознания. Она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности. Приведем еще одно определение философии. Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к способам установки познания. Он усматривает в философском знании четыре способа, установки: 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку; 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общительности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мышления"). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам - науки, искусства, морали и мистики.  Анализ природы философского знания показывает, что оно действительно является комплексным, интегральным видом знания. Ему присущи признаки, свойственные: 1) естественно-научному знанию; 2) идеологическому знанию (общественным наукам); 3) гуманитарному знанию; 4) художественному знанию; 5) трансцендирующему постижению (религии, мистике) и 6) обыденному, повседневному знанию людей. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны между собой, причем настолько, что порой оказываются слитыми, неразделимыми. Подводя итог, можно сказать, что философия - это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой (философская мудрость), которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить глубокое единство мира.

 

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ:Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «Культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности». Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа - культура» сменилась на оппозицию «цивилизация - культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация - к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура - это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры. С точки зрения деятельностного подхода культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса. Культура Цивилизация Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности) Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.) Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.) Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно. Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни. Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,ИСТОКИ,СУЩНОСТЬ, СОЦ.ПОСЛЕДСТВИЯ: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — качественный скачок в развитии современных производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую силу производства, внедрением автоматического управления и изменением технологических методов производства. Главные направления Н.-т.р. определяются сращением с производством основных естественных паук (физики, химии, биологии)- Благодаря этому механические методы обработки, занимавшие до последнего времени доминирующее положение в материальном производстве, вытесняются эффективными физическими и химическими, а в перспективе и биологическими методами. Стержневой линией современной Н.-т. р. является автоматизация, при к-рой система машин выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала, без участия человека и «нуждается лишь в контроле со стороны рабочего» (Маркс). Автоматизация освобождает человека от тяжелого физического труда, к-рый уступает место деятельности, связанной с контролем, управлением, применением достижений науки в производстве. Происходящие сейчас под влиянием Н.-т. р. коренные изменения в производительных силах имеют целью создание полностью автоматизированного производства в масштабах всего общества. На рельсы крупной индустрии становятся сельское хозяйство, строительство, бытовое обслуживание. Социальные последствия Н.-т. р. различны при социализме и капитализме. В социалистических странах она создает основу для достижения изобилия материальных благ, для уничтожения существенных различий между городом и деревней, междуумственным и физическим трудом. Способствуя сокращению рабочего времени, облегчению труда, она делает возможным безграничное духовное совершенствование личности. В странах капитала под влиянием автоматизации происходят изменения в социальной структуре, в соотношении отраслей хозяйства. Однако процессы, связанные с Н.-т. р., приобретают здесь противоречивый, подчас уродливый характер. Они бьют по интересам трудящихся, вызывая массовую безработицу, потерю квалификации у многих рабочих. Полное развитие всех тенденций Н.-т. р., использование ее плодов в интересах трудящихся возможно лишь в обществе, свободном от оков частной собственности.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ: 1)  Современная глобальная ситуация. 2) Политические, экологические, демографические, экономические проблемы. 3) Стимулы и потенциалы общественного развития. Глобальные проблемы современности являются самой актуальной темой философии конца XX века. Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат обострившейся неравномерности социально-экономического и политического, научно-технического и экологического, демографического и гуманитарного развития в условиях совершенно новой своеобразной исторической обстановки. В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. К комплексу глобальных проблем относятся следующие: угроза третьей мировой войны, опасность техногенных и ядерных катастроф, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема ресурсов и продовольствия. В заключении необходимо рассмотреть возможные пути решения глобальных проблем, подчеркнув при этом, что локальное, региональное решение их почти невозможно. Решение глобальных проблем должно быть на глобальном уровне, во взаимообусловленной комплексной системе, в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих интересов.

 

«РИМСКИЙ КЛУБ»  ПРОЕКТЫ  БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ: Римский Клуб" – международная общественная организация, объединяющая около семидесяти предпринимателей, управляющих, политических деятелей, высокопоставленных служащих, доверенных экспертов, деятелей культуры, ученых из стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Японии. Свою деятельность Клуб начал в 1968 году со встречи в Академии Деи Линчеи в Риме – отсюда и название клуба. Президент Клуба – вице-президент компании "Оливетти", член административного совета компании "Фиат" Аурелио Печчеи. У Клуба нет штата и формального бюджета. Координирует его деятельность исполнительный комитет в составе 8 человек. Изначально, финансирующие деятельность Клуба итальянская фирма "Фиат" и западногерманский концерн "Фольксвагенверк", были заинтересованы в систематическом анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми связаны возможности расширения рынков сбыта автомобилей. Но ученые – кибернетики, экономисты, социологи и др., привлеченные для разработки этих прогнозов, в своих отчетах охватывали более широкий круг вопросов, связанный с глобальными проблемами. Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":  дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими "принципиальными пределами роста";  донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;  "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

 

ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНО  И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБ-ВА: Термин “постиндустриальное общество” впервые был применен в 1917 в названии одной из книг А. Пенти, теоретика английского либерального социализма. Использовали этот термин для обозначения такого идеального общества, где возрождены принципы автономного и даже полукустарного производства, каковые, по их мнению, могли составить социалистическую альтернативу индустриализму. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Разработчики постиндустриальной теории указывают следующие причины:  Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.  Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.  Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.  Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.  Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными.  Доиндустриальный - способ организации общества основан на  трудоёмких технологиях,  использовании мускульной силы человека,  навыках, не требующих длительного обучения,  эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).  Индустриальный - основан на  машинном производстве,  капиталоёмких технологиях,  использовании внемускульных источников энергии,  требующей длительного обучения квалификации.  Постиндустриальный - основан на  наукоёмких технологиях,  информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,  творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни. Основой могущества:  в доиндустриальную эпоху - земля и количество зависимых людей  в индустриальную — капитал и источники энергии  в постиндустриальную — знания, технологии и квалификация людей. Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход от одной стадии к другой как объективный (и даже неизбежный) процесс, но мало анализирует необходимые для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д. Информационное общество Изобретение самого термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Начиная с 1992 года термин стали употреблять широко. Современное общество все чаще рассматривают как «информационное общество» (Масуда, А. Тофлер, Н. Моисеев). К фундаментальным признакам информационного общества можно отнести следующие:  рост интенсивности информационных коммуникаций в современном обществе;  высокий уровень развития информационных технологий, обеспечивающих динамическое развитие общества;  возможность всякого субъекта (человека, группы и т. д.) фактически в любое время получить любую информацию по интересующему вопросу;  автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей производства и управления;  глобализация сознания и т. д. В современном обществе информация превращается в основной предмет человеческого труда и т. д. К тому же во второй половине XX столетия принципиально переосмысливается видение мира (картина мира). Ранее картина мира была представлена такими категориями как материя, движение, пространство, время и т. д. Однако с появлением категории информации (объекта постнеклассической науки) становится очевидно, что данная картина неполна и нуждается в дополнении. Более того, по мнению некоторых ученых, академиков МАИ, в основе объективной реальности лежит не материя, а информация. Быстро развивающаяся информационная реальность (характеризующаяся такими параметрами своего бытия, как разнообразие, организованность, упорядоченность, сложность, системность), безусловно, отражается на развитии всевозможных сфер человеческой жизнедеятельности и существовании общества в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"