Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по философии.pptx

— 193.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ: Аристотель говорит, что существует три вида сущностей:       1. которые воспринимаются чувствами  и являются преходящими (растения и животные)       2. чувственные, но вечные (небесные тела)       3. ни чувственные, ни преходящие (разумная душа в человеке, а так же Бог).       Рассматривая соотношение материи и формы, А. выявляет динамизм сущего в его развитии. При этом, А. усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Он говорил о смысловом начале всего сущего, а так же об иерархии его уровней - от материи, как возможности образования единичных форм бытия и дальше от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку и обществу. Значит, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как место и число движения, т.е. как последовательность реальных и мысленных событий и состояний. А. разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь упростить эту систему А. признал основными только три категории: 1. Сущность 2. Состояние 3. Отношение.       С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:  субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.  реляционная — рассматривает существования материальных объектов.       Категории пространства и времени выступают  как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний.        Первое  и основное из этих возражений Аристотеля состоит в том, что предположение  Платона об «идеях» как самостоятельном  бытии, отдельном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия. Платон только удваивает мир существующих уже вещей, но не раскрывает для знания никаких новых свойств в самой их природе.       Второе  возражение состоит в том, что признанная за необходимость Платоном область, или мир, «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования вещей. Чтобы иметь значение для такого существования, царство «идей» должно принадлежать к области чувственных вещей. Но это невозможно, так как у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных вещей       Третье  возражение Аристотеля против платоновской теории «идей» основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях «идей». Это возражение Аристотеля против теории «идей» Платона получило впоследствии название «третий человек». Поводом для такого названия было то, что, согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме «идеи» человека необходимо допустить также существование еще одной (возвышающейся над ними) «идеи» человека. Эта «идея» охватывает общее между первой «идеей» и чувственным человеком. Она и есть «третий человек».       Четвертое возражение Аристотеля против теории «идей» Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойствующей чувственного мира — их движению и становлению, возникновению и гибели. Так как «идеи» образуют, по Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей, то Платон не способен указать причину непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения.

 

ЭПИКУРЕЙСТВО: Эпикурейство – школа древнегреческой философии, основанная Эпикуром в Афинах, которая достаточно широко влияла на сознание мыслителей последующих этапов эллинской эпохи, а также Древнего Рима.  Эпикур опирался на основные положения философии Демокрита, поскольку учителем Эпикура был его последователь Навсифан. Вместе Эпикур создает совершенно новую атомистическую теорию. Отличие состоит в том, что у Демокрита движение атомов осуществляется в пустоте исключительно по закону падения тел под собственным весом, у Эпикура – наряду с действием закона падения появляется еще один фактор – атом проявляет свойство «самопроизвольного отклонения» от «линии необходимости».  Идея Эпикура о самовольное отклонение атомов специфическое отражение факта появления у людей новых качеств – свободы личности, определенного минимума социальной автономии личности. Человек –как «социальный атом» – приобретает в себе (а не в космическом миропорядке, который растворяет индивида, его неповторимость) автономного, самодостаточного почвы своего волеизъявления. В целом, главное внимание Демокрита обращено на законы существования объектов (человек тоже лишь объект), в Эпикура – к субъекту. Эпикура волнует не само по себе учение о Космосе как совокупность атомов, а проблема возможности отклонений, случаев, субъективного вождения.  Смысл своей идеи о самовольное отклонение атома от линии необходимости Эпикур усматривает в основном правиле мудрости – уметь отклоняться от неудовольствия, страданий. Здесь следует обратить внимание, что речь идет именно о «отклонения» от страданий, а не о погоне за удовольствием желаний. Погоня за желаниями всегда приносит свою противоположность – неудовлетворенность.  Эпикур усматривает в теории мира идей Платона, учении о «первый двигатель» Аристотеля действие сверхъестественных сил, которые не оставляют места случайные, свободе воли человека. Если боги существуют, то они живут в пространствах между мирами и не вмешиваются в земные дела.  Последовательно придерживаясь атомистической теории, Эпикур делает вывод, что душа человека –телесная. Смерть тела есть смерть души, ибо сущность души-движение атомов в теле. Согласно такому пониманию человека, и субъективных свойств он разрабатывает последовательно сенсуалистське учение о познании. Мир познается с помощью мышления и чувств, между которыми нет большой разницы, потому и чувства, и мышление вызванные движением атомов. Критериями истины признаются чувственные восприятия (истечение образов, выбросов из вещей), понятие (или общие представления, тождественные воспоминаниям).  Эпикур создает жизнеутверждающую этику, которая по своей направленности оптимистична и утилитарная. Моральную жизнь требует соблюдения меры во всем. Идеал – в удовлетворении естественных, а не надуманных желаний. Справедливость в том, чтобы не вредить другому и не испытывать ущерб от другого. В основе взаимосвязей людей лежит личная выгода, распространяется и на бескорыстную дружбу. Мудрость (философия) не только дает знания, но и духовное наслаждение. Мудрец – не беззаботный отшельник, отошедший от жизни, а знаток жизни, который поднялся над обыденностью, способный обнаруживать свою волю. 

 

    • СКЕПТИЦИЗМ,СТОИЦИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ: Неоплатонизм – одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией. Основные идеи неоплатонизма: – мистически-интуитивное познание высшего; – существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи; – освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма. Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности. Скептици́зм—философское  направление, выдвигающее сомнение  в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Различают обыденный скептицизм, методологический, научный, религиозный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[   Научный скептицизм последовательная оппозиция учениям, не имеющим  эмпирических док-в. Стоици́зм — философская школа,  возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле , где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленниковв. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).

 

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ  СРЕДНИХ ВЕКОВ: Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: – в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность; – буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания; – конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы; – в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира. Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем. Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274). Основные труды Фомы Аквинского: – «Сумма теологии»; – «Сумма философии»; – «Сумма против язычников». В работах Фомы Аквинского вводятся термины: – бытие возможное; – бытие действительное; – категории материи как возможность бытия; – категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии: 1) теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений; 2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов; 3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное; 4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога; 5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди; 6) средневековая герменевтика – искусство истолкования текстов. 

 

УНИВЕРСАЛИЯ (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ - - происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака - акциденции (см. также Общее понятие, Всеобщее). Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах (см. Номинализм, напр. у Уильяма Оккама); 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского)  Ансельм Кентерберийский является одним из наиболее ярких представителей реализма. Реализм, наряду с концептуализмом и номинализмом, входит в число трех основных течений средневековой мысли, сформировавшихся в ходе обсуждения центральной проблемы схоластической философии — проблемы универсалий(Об истоках спора о природе универсалии, см. гл. 4 «Проблема универсалии».). Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Согласно Ансельму, объекты, соответствующие общим понятиям, таким, как "человек", "животное" и т.п., т.е. виды и роды, реально существуют наряду с конкретными людьми или животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют одного "человека", тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех Лицах. Серьезные возражения против тезиса о реальности общих и абстрактных понятий были выдвинуты Петром Абеляром (1079-1142), французским теологом, философом и логиком, лекции которого пользовались необыкновенным успехом у студентов. Он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а понятия реальны лишь в качестве "звучаний голоса". Ни роды, ни виды не имеют реального существования: существовать может лишь нечто единое ("одно"), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Поэтому три Лица Троицы суть три отдельные субстанции; "Бог" — только слово, реально же существуют три Лица.

 

ГУМАНИЗМ  В ФИЛОСОФИИ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:  Гуманисты эпохи Возрождения распространяли идеи равенства всех людей перед Господом на их земное бытие, утверждая их равенство в своих правах и возможностях быть разумными, свободными и достойными существами. Защищая свободу и достоинство человека независимо от его происхождения и социального статуса, они связывали ценность человека с его деятельностью и заслугами.  
Творчество гуманистов пронизано убеждением в безграничности возможностей человека в самосовершенствовании, требованием к человеку стремиться к активной деятельности и добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью и назначением человеческой жизни являются познание и совершенствование себя и мира и получение от этого наслаждения и счастья. Вывод: В этот исторический период постепенно преодолевалась феодальная раздробленность и формировались крупные централизованные монархии — предпослки создания буржуазных национальных государств, что отразилось в творчестве гуманистов в идее патриотизма и гражданственности.  
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.  
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джордже Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход . Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран.  
Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, уманизм, модификация средневековой христианской традиции , особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.  
Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

 

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ:  Философия эпохи возрождения - философия нового класса  -  капитализма, класса более прогрессивного чем класс  феодалов.  Новый  класс  нуждается  в новой философии. И его запросам  отвечало  прежде  всего  материалистическое мировоззрение.  Вся  идея  философии  Возрождения  противостоит   схоластике средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные  открытия  того времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки  и  др. цивилизаций и мн. др. В  эпоху  возрождения  философия  вновь  обращается  к изучению природы. Однако в  понимании  природы,  также  как  и  в  трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта  специфика  прежде всего сказывается в том , что природа трактуется пантеистически. Николай Кузанский (1401-1464) -  один  из  характерных  представителей ренессансной философии, "последний философ средневековья  и  первый  философ эпохи  Возрождения".   Как   и   большинство   философов   своего   времени, ориентировался на традицию неоплатонизма.  Однако  при  этом  он  переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального  для  них  понятия  единого.  У Платона  и  неоплатоников  единое  характеризуется  через  противоположность "иному", не-единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского  монизма, отвергает   античный   дуализм   и   заявляет,   что   "единому   ничто   не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть  все"        Эта  формула  неприменима  для  христианского  теизма,   принципиально отличающего творение ("все") от творца ("единого"); но, что не менее  важно, она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не  отождествляли единое со "всем". Т.о. появляется новый, возрожденческий подход к  проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности,  Кузанский делает  вывод,  что  единое   тождественно   беспредельному,   бесконечному.Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть.  Кузанский  называет его "максимумом"; единое же  -  это  "минимум".  Кузанский,  таким  образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума  и  минимума.  Этот методологический принцип делает Кузанского  родоначальником  новоевропейской диалектики.Вслед  за  Кузанским Коперник  (1473-1543)  пользуется  принципом  относительности   и   на   нем основывает новую астрономическую систему. Согласно его  учению,  Земля,  во-первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена  дня  и  ночи.  Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр  мира. Вслед  за  Кузанским  Коперник   считает,   что   Вселенная   неизмерима   и безгранична.Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало  бытия  как тождество  противоположностей  (единого  и  бесконечного)  была  результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с  творением.  Эту тенденцию   еще   более   углубил   Джордано   Бруно   (1548-1600),   создав последовательно пантеистическое учение,  враждебное  средневековому  теизму. Джордано Бруно также опирался  на  гелиоцентрическую  астрономию  Коперника. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно  получает  и  бесконечный космос.“Бог разлит везде”  
Развитие  философии  Возрождения  подготовило  почву   для   появления выдающихся ученых, внесших  большой  вклад  в  развитие  науки.  Характерным представителем является Галилео Галилей  (1564-1642),  являющийся  одним  из основателей  современного  экспериментально-теоретического   естествознания, заложивший основы классической механики.  В  гносеологии  он  развивал  идею безграничности "экстенсивного" познания  природы,  отмечая  в  то  же  время возможность достижения абс. истины, т.е. "интенсивного"  познания.  Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный  опыт,  который,  однако, сам по  себе  не  дает  достоверного  знания.  Оно  достигается  планомерным реальным  или  мысленным  экспериментированием,   опирающимся   на   строгое количественно-математическое описание.  Выводы: 1. Новый тип мышления - материалистический.2. Философская мысль становится светской. 3. Предметом философии становится реальная жизнь людей. 4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека. Меняется  статус  самого  человек.  Человек  возрождения  это  человек созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках,  свободный  от догматов церкви.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"