Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры философия.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

47. З-н отрицания отрицания.

Всякая конечная сис-ма развивается  на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных  этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь  м/у этапами. Единство преемственности  и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания. Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление  не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и  не уничтожимости материи. Различают  три вида отрицания: 1) Формально-логическое 2) Метафизическое. Его источник - внешний  источник а не единство и борьба противоположностей. 3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей. Две разновидности диалектического  отрицания: 1) Конструктивная, с преобладанием  созидательных моментов. 2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного  момента. Структура отрицания: 1) Тезис (исходное положение) 2) Антитезис (самоотрицание  исходного положения) 3) Синтез (возврат  к исходному положению на новой  стадии развития с удержанием положительного) Развитие спиралевидно. Спиралевидность  развития - единство преемственности  поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как  сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса  и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

48. Категории диалектики.

Категории - наиболее общие  понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны  действительности. Категории выполняют  методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный  ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних  поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории  задают способ видения и преобразования мира.

49.Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>.

Единичное - философская категория  для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов. Общее - философская  категория, кот. выражает сходство признаков  предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории  фил. - формы всеобщего. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной  связи: 1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного. 2) Разграничение на единичное и  общее относительно. 3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот. Превращение  единичного в общее и обратно  хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка. Противоположность индивидуальному - типовое.

50.Категория <явление> и <сущность>

Сущность - фил. категория  для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные  и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают  друг с другом. Иногда внешние черты  предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления  и сущности: 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет  ничего такого, чтобы как-то не проявлялось 3) сущность и явление соотносятся  как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления  к сущности, от сущности I порядка  к сущности II и т.д.

51. Диалектика содержания и формы.

Содержание - совокупность различных  элементов, которые определяют тип, характер предмета. Форма - принцип  упорядоченности, способ существования  содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания Формы  связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить  внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность  формы - бюрократизм. В некоторой  деятельности форменные правила  очень важны (медицина и т.д.).

52. Случайность и необходимость,  возможность и действительность

Необходимость - такая однозначная  связь явлений, при которой наступление  причины влечёт обязательно за собой  наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания  допускают реализацию любого из множества  возможных следствий. Случайность  также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности: 1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости 2) случайность может  переходить в необходимость Необходимость  связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события. Действительность - то, что  уже возникло, осуществилось. Это  совокупность реализованных возможностей. Возможность - то, что содержится в  данной действительности как предпосылка  её изменения и развития, нереализованная  действительность. Возможность и  действительность - 2 этапа закономерного  развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения  возможности в действительность уже созрели или находятся  в процессе становления. - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность Возможности - прогрессивные и регрессивные. Условия превращения возможности  в действительноость: 1. в развитии природы это происходит стихийно 2. в общественной жизни: - объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей - субъективные - сознательная деятельность людей  Методологическое значение категорий  диалектики. Законы и категории - инструментарий научного познания и преобразования действительности. Законы и категории  носят исторический характер и являются результатом познания. Разработка категории - прерогатива философии.

53. Связи Детерминации. Принцип  детерминизма.

Принцип детерминизма - все  реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определённых причин. Причина - явление, повлёкшее  за собой другое явление. Следствие - явление, возникшее в результате действия причины. Типы причинных связей: I. однонаправленные причинно-следственные связи. II. взаимодействие Взаимодействие - это, когда причина испытывает обратное влияние со стороны следствия. Причинные  основания - совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие: - причина - условие - мотивы и т.д. Детерминизм - концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Формы детерминизма: - механистический (лапласовский) - причинная связь  понимается как однозначная, т.е. определённое состояние системы определяет последующее  состояние системы. Причинность - необходимость. - статистический - признание многозначного  соотношения между причиной и  следствием. В причине заключается  ряд возможностей и вариантов  развития. Индетерминизм - отрицание  закономерностей и причинной  обусловленности явлений.

54. Основные принципы современной  концепции позновательного прогресса.

В основе познания лежит отражение  объективного мира в мозгах в форме  идеальных образов. Основные принципы познания: 1. объективность рассмотрения познаваемого предмета 2. наши восприятия, представления - идеальные образы предметов 3. проверка этих образов, отделение  истинных от ложных даётся практикой  Познание - высшая форма отражения  и обладает своей спецификой6 1. познание - сущностное отношение к миру 2. познание - творческое отражение окр. мира 3. познание регулирует преобразующую деятельность человека Основная проблема гносеологии - вопрос о соотношении объекта  и субъекта познания. В истории  Ф. долго не учитывалась активность субъекта познания. Субъект познания - представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материальной культуры. Объект познания - совокупность предметов и процессов  окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Познание - активный творческий процесс.

55. Философские учения об истине.

Истина - соответствие наших  знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная  истина - такое содержание наших  знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная  истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной  истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения. Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной. Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий. Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность. Различные теории об истине: 1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство 2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность 3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё 4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированности Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения. Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой. В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

56. Роль практики в познании.

Практика - предметная деятельность людей в процессее которой  они осваивают и приобретают  природные или специальные силы.

Выделяют следующие формы  практики:

1. Производство

2. Деятельность по преобразованию  общественных отношений.

3. Научный эксперимент.

Функции практики: Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности  практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины.Но теория обладает и внутренней логикой развиия.

57. Диалектика чувственного и  рационального в познании.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному  мышлению и от него к практике - таков  диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: - чувственная - логическая В истории  фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: - сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) - рационализм (абсол-ция логической ступени познания) Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически  первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: - ощущение - восприятие - представление Формы  логического познания: - понятие - суждение - умозаключение Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и  степень общности. Понятие первоначально  всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у  суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или  нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения. Различают  три вида умозаключений: - индивидуальное (от частного к общему) - дедуктивное (наоборот) - традуктивное (когда вывод  идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности) Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое  чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже  имеющиеся знания. Большую роль в  познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического  доказательства, когда промежуточные  сведения аргументации отсутствуют. В  интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

58. Наука как специфическая форма  познания.

Этапы развития науки. Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых  знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип  духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.). Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм  перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется  богоугодным делом. Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает  сам процесс познания - логика, философия  и т.д. Основные особенности научного познания: 1. обнаружение объективных  законов действительности. Цель научного познания - объективная истина. 2. наука  ориентирована на воплощение в практике 3. результат научного познания - целостная  развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4. особый язык науки - категориальный аппарат 5. наука работает с идеальными объектами 6. занятие наукой требует  особой подготовки субъекта познания 7. наука формирует знания о методах  научного познания, т.е. методологию  Отличие науки от обыденного познания: 1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая  представить знание в правиле, формуле  и т.д. 2. наука ориентируется на познание сущности Отличие науки  от искусства - худ. образ содержит отпечаток  личности, субъективный момент, а наука  отгораживается от субъективизма. Этапы  развития науки: (науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются  элементы науки. I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля  мышления, стремление познать предмет  сам по себе безотносительно к  условиям его изучения II. неоклассическая  наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи  между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

59.Формы и методы научного  познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В  наст. время методологические вопросы  ставятся и решаются в русле таких  течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод  разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие  и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в  ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью  приборов. Сравнение - устанавливает  сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод  восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть  законы его развития. Выделяют 2 этапа  теоретического анализа: 1).образование  абстракций, в которых фиксируются  отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности  к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление  сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод  формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств  матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания: - анализ - мысленное  или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят  вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в  некоторых сторонах предмета на основании  имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления  и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков  ряда объектов

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"