Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры философия.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

30. Фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейд (1856-1939) Фрейдизм - метод  разработанный Фрейдом для лечения  психических заболеваний путем  перевода бессознательного в сознательное с помощью гипноза. История объясняющая  роль бессознательного в жизни ч-ка и об-ва играет огромную роль в жизни человека бессознательное (подсознательное). Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо). Юнг считает, что сущ коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творческих и разрушительных тенденций в об-ве. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и тд. Сущ антагонизм (противоречие) между природным началом ч-ка (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот не дают реализовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. Это явное преувеличение. Эрик Фромм (1900-1980) . Для него характерна меньшая биологизация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения ч-ка и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм.

31. Фил. экзистенциализма.

Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный и атеистический  экзистенциализм. Для экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна из центральных проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и тд). Фил обязана  помочь ч-ку. Ее предметом должно быть подлинное бытие ч-ка. Центральная  категория - экзистенция. (Подлинное  существование). Существование предшествует сущности. Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобретает свою сущность. Свобода  ч-ка - свобода выбора и ответственность  за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в важный момент(смерть, болезнь:). Именно здесь  проявляется его подлинное бытие. Социально-политические позиции у  экзистенциалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что жизнь - бытие к  смерти. Ч-к должен достойно умереть, если приходит смерть и борется с  ней если есть шанс жить. Ч-к ориентируется  на жизнь, проявляет огромную волю к  жизни.

35. Основные формы и диалектика  бытия.

Выделяют след. основные формы  бытия: 1) бытие вещей текущих процессов  природы

а) бытие вещей текущих  процессов природы

б) бытие природы как  ценного

в) бытие вещей, процессов  произведенных человеком 2) бытие  ч-ка

а) бытие ч-ка в природе

б) специфическое чел-ое бытие 3) бытие духовного идеального

а) индивидуализированное  духовное

б) объективированное духовное 4) бытие социального

а) отдельного человека

б) общества 1.а. вещи, процессы природы до, вне и независимо от человека 1.б. Природа в целом , в  бесконечном пространстве и времени. Бытие природы - диалектика приходящего  и не приходящего. Категория небытия  неприменима к миру в целом  в природе. Бытие есть, небытия  нет. Категория небытия применима  к отдельным видам. Первая природа  в процессе своей эволюции рождает  человека. 1.в.Особенности второй природы: 1) В ней воплощен материал первой природы и поэтому она развивается  по законам, независимым от человека. 2) В предметах второй природы  воплощен труд, знания и потребности  человека (опредмечивания ). Предметы второй природы многообразны: орудия труда, промышленность: 2.а. тело человека - это  тело природы. Из природно-биологического бытия человека вытекает ряд следствий: 1) Человек имеет потребности, которые  не может удовлетворить, чтобы не умереть. Здесь находит подтверждение: идеал о первичности материального. 2) Из природно-биологического бытия  человека вытекают исходные фундаментальные  права человека. 3) Человек подвластен законам жизни. 4) Человек всегда выступает как единство физиологического и психологического, природного и  социального. 2.б. существование человека - это взаимодействие трех бытийственных  измерений: 1) Реально существует отдельный  человек в единстве тела и духа. 2) Человек всегда существует как  гомосапиенс на данном витке развития эволюции мира. 3) Человек всегда существует как социально-историческое существо. Существует две точки зрения на место  бытия человека в бытии мира: 1) Человек - это песчинка, краткий эпизод в необозримом мире. 2) Люди влияют на мир, как положительно, так и  отрицательно, и отвечают за существования  мира. 3.а. Индивидуализированное бытие  духовного - это сознание человека. Специфика существования сознания индивида: 1) Подвижность процессов  сознания. 2) Непосредственное бытие  сознания скрыто от внешнего наблюдения. 3) процессы сознания возникают и  умирают вместе со смертью тела. 4) Индивидуальное духовное неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводится к ним. Индивидуальное духовное - это идеальные образования. Это означает следующие наши мысли. 5) Сознание человека - это одновременно и самосознание. Индивидуально духовное включает и подсознательное. Уровни подсознательного: 1) Неосознанный психический  контроль человека за жизнью своего тела. 2) То, что в данный момент времени  не находится в центре внимания сознания человека. 3) Проявляется в творчестве и интуиции. 3.б. Внеиндивидуальное  духовное - это формы материализации духовного, которые рождаются в  лоне человеческой культуры.

36. Категория материя и ее  осмысление в истории философии.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая  основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания  материи. В древней Греции под  субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие  атомисты считали, что субстанция это  атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах  Ньютона, Ломоносова анатомические  идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая  картина мира. Материя рассматривалась  как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими  и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в  это время были высказаны и  другие идеи о материи: 1) о самодвижении в материи 2) материя понималась как  абстрактное понятие, в котором  отображены свойства многообразных  веществ. 3) Материи присуща внутренне  мысль.

Трактовка материи идеалистическими направлениями фил. Субъективные идеалисты  отождествляли материю с совокупностью  ощущений. Объективные идеалисты  считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и  для материализма и для идеализма  характерно отождествление материи  с веществом, с конкретными формами  ее проявления; Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и  естественноисторическими взглядами  на существующий мир. Маркс и Энгельс  понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне  конкретных вещей, а только через  них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые  опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает  идею непроницаемости материи. Явление  дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя  превращается в материю. Материя  исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает  идею о том, что атом не делим. Прежняя  картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые  открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала  задача уточнения понятия <материя>. Это сделал Ленин в работе <Материализм  и эмпириализм>. Материя - философская  категория для обозначения объективной  реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях  его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении  выделено 2 признака материи: 1) Признание  первичности материи по отношении  к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости  мира. Ленин разграничивает философское  понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин  способствовал преодолению кризиса  в физике, связанного с включением принципа структурности материи  и делимости атомов в научную  картину мира.

37. Современная наука о структурной  организации материи.

Материальный мир - это  три взаимосвязанные системы: - неживая  природа - живая природа - общество (социальная материя) В каждой из этих систем выделяются свои структурные уровни, генетически  связанные между собой. Уровни организации  материи - это классы объектов, сходных  по строению, структуре. Основные структурные  уровни неживой природы: 1. Субэлементарный  уровень организации материи (лептоны, кварки) 2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум). Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновым дуализмом, то есть свойствами вещества и поля. Физический вакуум - это особое состояние материи, связанное с  непрерывным появлением и исчезновением  виртуальных частиц (потенций элементарных частиц). Физический вакуум может скачком  перестраивать свою структуру (фазовые  переходы). Учёные объясняют возникновение  нашей вселенной путём взрыва, связанного с рождением элементарных частиц в результате одного из фазовых  переходов в вакууме. 3. атомы 4. молекулы 5. макротела 6. планеты - особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу. 7. планетные системы, которые  состоят из планет и звёзд 8. галактики - включают планетные системы и  звёзды 9. системы галактик 10. метагалактика  Современная наука допускает  существование других миров (внегалактических объектов) Микромир (1 - 4 уровни) Макромир (5 - 6 уровни) Мегамир (8 - 10 уровни)

Структурные уровни живой  материи. На определённом этапе развития метагалактики в рамках некоторых  планетных систем возникают условия  для формирования из молекул неживой  природы материальных носителей  жизни. 1. до клеточный уровень (ДНК, РНК, белки) 2. клетки 3. многоклеточные организмы 4. популяции 5. биоценоз, взаимодействий популяций между собой и окружающей средой (лес, болота, их обитатели)

6. биосфера, взаимодействие  биоценозов между собой и атмосферой, биосферой. Уровни социальной  материи. На определённом этапе  развития в биосфере возникают  особые популяции, которые преобразуют,  благодаря орудийной деятельности, биологические формы своего существования  в социальную жизнь 1. индивид  2. семья 3. социальная группа 4. классы 5. нации 6. государства 7. Общество. Эти структуры исторически изменчивы.  Люди создают <вторую природу> - <неорганическое тело> человека. Вернадский преобразованную с  помощью труда и разума часть  биосферы назвал ноосферой.

32. Религиозная фил. в 20в. Неотамизм

По своей сути религиозная  мысль традиционна и догматична. Нелегко ответить на вопрос о причинах живучести и популярности тех  или иных религиозных фил. течений.

33. Позитивизм и его эволюция.

Позитивисты отрицают все  фил. проблемы, которыми занималась философия  на протяжении многих лет. По их мнению фил. недолжна выходить за рамки позитивного, положительного знания. т.е. опытных  данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она может описывать  лишь внешние связи между явлениями. Характерная черта позитивизма - агностицизм. Позитивизм (особенно его  первые формы) выступает как субъективный идеализм. Позитивизм трактует опыт, как  совокупность ощущений чка. Возникает  в конце 19-го века. 1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный субъективный реализм. 3-я - неопозитивизм. (Шлиг и  Карнап). Фил. должна заниматься изучением  природы научного знания. Критерий истины - опыт. 4-ая - пост позитивизм. Исследует  соц. природу научного знания и эффективность  научной теории.

34. Особенности развития философской  мысли на Бел.

Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины - этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины  характерен возрожденческий антропоцентризм  и в тоже время вера в загробную  жизнь. Скорина выступает за свободу  личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее  благо. Развивает идеи естественного  права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина реабилитирует  ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование выступает  предпосылкой совершенствования обва. Он ценит мудрость ч-ка. Ч-ка Скорина  рассматривает как единство общественное, только в об-ве жизнь ч-ка наполняется  смыслом. Скорина выступает за служение об-ву, любовь к ближнему ппонимается  им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения. Михаил Гусовский <песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.

38. Движение как способ существования  материи. Формы движения материи.

"Движение в применении  к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает  всеобщее взаимодействие, которое  объединяет мир в единую целостную  систему. Движение- это выражение  внутренней активности материи.  Движение противоречиво: это единство  прерывности и непрерывности,  абсолютного и относительного.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"