Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Вложенные файлы: 4 файла

фило доп вопросы.docx

— 20.23 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

философия.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия. Ответы на вопросы - копия.docx

— 159.75 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность и функции философии как явления культуры

 

Философия ориентирует на творческое, динамичное, разностороннее, комплексное отношение к действительности, учит жизни непосредственно, т. е. из анализа самого ее процесса, конкретно на самой «дороге жизни».

Всякая философия представляет собой мировоззрение. Философия как мировоззрение есть результат отражения мира. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленного, системного и рационального. Философия призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Философия формировалась  и развивалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Важной проблемой остается вопрос: наука философия или мировоззрение или, может быть, методология (учение о методе)? Действительно, философский способ познания – это система наиболее общих приемов теоретического и практического познания, а также способ построения и обоснования самогó философского знания. Для многих наук философия выступает в качестве методологического базиса любых практических исследований.

Одновременно философия представляет собой и науку: у нее есть все признаки науки – объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Говоря о философии  как о науке, необходимо отметить, что она соответствует определенным критериям научности:

– объективности;

– рациональности;

– доказательности;

– особой системности знания, т. е. это не простая упорядоченность, а упорядоченность по осознанным принципам.

Научная философия требует  строгого обоснования своих утверждений, но характер их обоснования иной, чем  у конкретных наук. Выдвигая новые  положения, философия опирается  не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными  науками. Словом, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Философия (по существу) – это наука, предметная специфика которой состоит в познании и формулировании наиболее общих законов возникновения, функционирования, развития и взаимодействия Природы, Общества и Человеческого мышления.

Таким образом, предметом философии, в отличие от других наук, выступают наиболее общие законы, а объектом философии – природа, общество и человек, что опять же являетсямировоззренческим абсолютом, шире которого ничего быть не может.

Структура современной философской науки такова:

– онтология – учение о бытии, его сущности, проявлениях и структуре;

– гносеология (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания и т. д.;

– аксиология – учение о ценностях, их природе, видах, структуре;

– этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье;

– эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях;

– философская антропология – учение о человеке;

– социальная философия – учение о сущности, структуре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития и др.;

– эпистемология (учение о знании) – изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели.

Основные  функции философии.

– мировоззренческая, связанная с понятийно-абстрактным объяснением мира. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям;

– методологическая, заключающаяся в том, что философия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика – в области физических явлений, биология – в области явлений живой природы и т. д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

– прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира. Истинно мудрый стремится, как мы уже говорили, не просто познать мир и преобразовать его (К. Маркс), предсказать, спрогнозировать тенденции его изменения;

– критическая, основывающаяся на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, общества, неизбежно становится критическим зеркалом, выявляющим изъяны, трагические разломы развития, предупреждающим о возможной дисгармонии и катастрофах. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического экскурса, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем;

– аксиологическая, заключающаяся в том, что философия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей (этические, эстетические, социальные и т. д.);

– социальная, способствующая объяснению и пониманию сущности социального бытия и его материальному и духовному совершенствованию;

– духовно-гуманистическая, заключающаяся в жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защитить человека от духовной серости, потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь. В структуре реализации данной функции заложена защита духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, «ослепленности» потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, «глухоты» к тому, что неограниченный рост потребностей ведет к необратимой деградации природной среды.

Таким образом, философия  выступает, прежде всего, как учение о поиске первопричин, начал и  оснований сущего. Философия – это также исследование первых оснований и предпосылок мышления, деятельности и ценностей. Философия в поисках первоначала всего существующего приходит к пониманию всеобщего, единого. Подобная тяга к пониманию мирового всецелого, вопрос о его сущности и стремление его  разрешить –  все это и составляют суть философии.

Выводы. Философия занимает особое место в системе мировоззрения человечества, являясь наукой, имеющей предмет и объект. Мировоззрение как таковое – это комплексный феномен, развивающийся в уникальной взаимосвязи элементов миропонимания и мироощущения. Мировоззрение – образование интегральное, в единстве своих элементов формирующее понимание человеком мира и самого себя, своего места в мире. Философия, как знание теоретическое, имеет своим основным предметом закон, то есть знание системное, аргументированное – «законченное» на данном мировоззренческом этапе. Как любая наука, «наука наук» – это методология познания истины, предстающая как эффективное выражение связи ее структурных компонентов и выполняемых функций.

 

  1. Специфика философского знания, сознания, мышления

 

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех других наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут  успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
  6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
  9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  11. опирается на категории – предельно общие понятия;
  12. неисчерпаемо по своей сути;
  13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые  высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Особенностью и определяющим признаком философского мышления является рефлексивность, т.е. способность к самоотражению – способность мыслить о мышлении, – когда в процессе мышления или рассуждения о чем бы то ни было человек одновременно осознает и анализирует основания и схемы своего рассуждения, степень точности в построении выводов, нормы истинности, которым должны соответствовать эти выводы. В этом смысле любое достоверное знание должно включать в себя философское обоснование того, почему мы имеем право принять ту или иную теорию, как именно должно строиться наше познание и отношение к миру. Это и объясняет глубинную связь философии со всей познавательной деятельностью человека, что отражено в классическом представлении о философии как о науке всех наук, но распространяется также и на ненаучные формы познания, такие, как религия и искусство. В результате философской рефлексии создаются модели и парадигмы (от греч.– пример, образец) мышления, которые формируют правила и способы решения самых различных задач, формируют различные принципы мировоззрения.

Даже сама способность  задать вопрос «Что это такое?» или  «Что это значит?» или «Почему  это происходит?» появляется не на пустом месте, она обнаруживает способность  предполагать, что есть нечто скрытое, недоступное непосредственному  восприятию предмета, нечто за пределами  очевидного, и это можно «увидеть»  только под определенным углом зрения – мысленным взором. Мысль позволяет  обнаружить и выделить те значения, смыслы, в которых определяются вещи, явления, их свойства и отношения. Эти  значения и смыслы, как правило, выражены в понятиях и способах связывать понятия между собой. Ответ на любой вопрос, как минимум, предполагает: что служит ответом и почему такой ответ должен нас устраивать. Поэтому в качестве необходимых предпосылок мышления и познания следует выделить: 1) концептуальные и 2) теоретические предпосылки, – которые служат двумя взаимодополняющими друг друга опорами и условиями познавательной деятельности.  
1) Концептуальные предпосылки мышления. Для того, чтобы процесс познания был возможен, необходимо установить «точку зрения» на тот или иной предмет, что позволяет ограничить спектр допустимых представлений или значений предмета. (conceptus – (лат.) содержание понятия). Например, если мы утверждаем, «Данный человек – мой друг» или «знакомый» или «враг», «Мир – это порядок» или «Мир – это информация» и т.п., то тем самым мы устанавливаем, выделяем значения, с помощью которых мы собираемся описывать данный предмет. Но сами эти значения возникают благодаря способности представить, осознать смысл того, что такое друг, враг, порядок или информация. И хотя в своих рассуждениях люди могут пользоваться этими словами, не осознавая их подлинную суть, но все же от способности различать приблизительный и глубинный смысл понятий зависит точность и корректность любого рассуждения. В этой связи даже возникла позиция, что цель философии – создавать концепты и обосновывать их точность, универсальность и т.д.  
2) Теоретические предпосылки мышления. Исследовать мышление только с содержательной точки зрения недостаточно. Как уже было сказано, любой вывод должен быть удовлетворительным в плане разъяснения того, почему данный вывод сделать можно и почему его можно считать истинным. А это означает, что надо показать, насколько убедительно данный концепт «работает» для объяснения или построения выводов. Теория (в перев. с др.-греч. – показ, представление, рассмотрение) дает наглядную демонстрацию этой работы, а теоретические предпосылки познавательной деятельности, соответственно, задают принципы выбора аргументов и предпочтительные схемы построении выводов, т.е. определяют, на каком основании и как именно мы делаем выводы. Поэтому анализ и критика необходимых теоретических предпосылок мышления и познания становится одной из важнейших задач философии, а философское мышление считается дискурсивным (discursus – (лат.) рассуждение, аргумент), т.к. осуществляет этот анализ и критику, а также создает знание о нормативной базе мышления на основе аргументации или выведении законных форм обоснования.

Философия. Ответы 2.docx

— 208.65 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"