Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

  1. Формирование философии Нового времени. Фр.Бэкон и Р.Декарт как основоположники новоевропейской философии.

 Начавшееся в XV-XVI вв. разв-е кап-зма приобретает интенсив. хар-р в последующее время. Разв-е производит. сил обостряет обществ. противоречия, углубляет конфликт между осн. борющимися классами - буржуазией и феодалами. В ряде стран З Евр соверш. бурж. рев-ции. Новый бурж.строй рождал потреб-ть в эксперимент. исслед-х природы. Наука становилась серьезной производительной силой.Происходившие коренные перемены в общ. жизни, в разв-и науки способств. изменению созн-я людей. Нач.новый период в разв-и ф-и, кот. принято называть ф-й Н. вр. Она стала опираться прежде всего на науку. Лидир. полож-е в естествозн-и занимала механика. Возобладал механицизм, он получил распространение и в философии.Осн. усилия мыслителей были направ. на собирание, раздель. опис-е и классиф-ю предметов и явл-й окр.мира. Широко использовались приемы изолир. рассмотр-я объектов природы, разложения их на части; целое представлялось как простая сумма частей, а часть наделялась свойствами целого.Родонач-м ф-и Н.вр. явл.англ. ф-ф Фрэнсис Бэкон. Глав.труд - «Новый органон». Он был 1м ф-фом, поставивш. св.целью создать науч. метод, опирающ. на опыт. зн-е. Б подверг. резкой критике господств. схоластич. концепции, делает попытку осуществить «вел.восстанов-е наук». И хотя в его соч-ях не раз отмечается, что им не предлагается «никакой, всеобщей цельной теории», можно с полным основанием считать, что он придерж. мат.традиции. Б признает безуслов. сущ-ние природы, ее объектив. хар-р.

Б реш-но меняет сложившееся отн-е к истине. Истинность опр-ся не достоинством предмета науки, а своей обоснов-тью и практич.эфф-тью. Любая область бытия, любое явл-е природы и соц.жизни одинаково достойны изуч-я. В св.классиф-ции наук он отдает предпочтение прежде всего истории, поэзии и ф-и. Ф-я д.служить делу покорения сил природы, превращ-ю ее в «царство ч-ка». Б гов.о знании как о силе, обращает вним-е на необх-ть различ-я двух видов опыта — плодоносного и светоносного. Плодонос.опыты - опыты, приносящие непосредств.пользу ч-ку. Светонос. - это такие опыты, целью кот-х явл. позн-е наиб. существ. и глуб.связей природы, ее з-нов и св-в

Другим основоположником ф-и Н.вр.был Рене Декарт. Вслед за Б Д провозгласил необх-ть созд-я ф-и, кот-я бы служила практике. Но если Б рекомендовал идти в позн-и от частного ко все более общему, то Д предлагал в достиж-и истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.Исходным пунктом своей метафизики Д считал универсальное, методологическое сомнение. Необходимо подверг. сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомневаясь во всем, ч-к не д. сомневаться в одном - в том что он сомневается, т.е. мыслит, осуществляет акт самосоз-я. «Я мыслю, => я существую».В то же вр. Д явно завышал роль разума. Сильна у него была и теолог. традиция. Он считал, что Бог вложил в ч-ка ест. свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.Д. сохранил принцип. взгляды средневек. мыслителей на понятие субстанции. Суб-я опр-я как всякое сущее вообще, кот-е не нужд-ся в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда отн. Бог и сотворенный мир.

  1. Общественное сознание, его сущность и структура. Обществен-ное и индивидуальное сознание.

 Материальное производство, социальные  и политические отношения людей  в обществе, неразрывно связано  с их духовной деятельностью.  Общественное сознание  - характеристика  социально значимых теорий и  взглядов людей, является_одним  из важнейших философских понятий,  обозначающих духовную сторону  бытия общества. общественное сознание не представляет собой сумму индивидуальных сознаний. Общественное сознание - это всегда нечто типичное, общее, социально значимое. Общественное сознание всегда находится в постоянном взаимодействии с сознанием индивида. И хотя индивидуальное сознание всегда выражает и свойства данного человека и особые черты его личностного развития, отношение к миру, оно формируется под воздействием общественного сознания. Всякая личность входит в общество, усваивая его нормы и ценности. Конечно, личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли, духа. Но и общественное сознание формируется за счет индивидуального сознания, отбирая все то, что имеет общезначимую ценность. Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию.Общественное сознание имеет определенную структуру. В зависимости от того, какой аспект сознания — знание или оценка - выступает преобладающим в нем, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в аспекте содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний. обыденное сознание формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Оно содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания, наблюдения, предположения, которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной теорией. Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

  1. Философия Гоббса. Концепция знания и языка. Учение о госу-дарстве.

 в сочинениях Т.Гоббса получила  свое дальнейшее развитие Эмпирическая  философия Бэкона. Основным трудом  Гоббса является работа «Левиафан». Систематизируя учение Бэкона, он  придал материализму механистический  характер. Материальные тела, по  его мнению, характеризуются лишь  такими свойствами, как протяженность,  форма, объем и другими количественными  величинами. Не составляет исключения  человек. Люди должны быть изучаемы  как любое физическое явление  с помощью геометрии и механики  на основе движений.В области теории познания Гоббс давал эмпирическое истолкование знания. Гоббс говорил, что истины математического знания достигаются не непосредственным чувственным опытом, а с помощью слов человеческого языка. Человеческое мышление фактически отождествляется с языком. Мысли, появляющиеся в нашем уме, очень скоро терялись и исчезали бы, если бы они не закреплялись в определенных словах, которые Гоббс называл именами, носящими по отношению к вещам условный характер.В этом ключе Гоббс раскрывает свою знаковую концепцию языка. он пишет, что познавая мир, человек оперирует именами, которые он дает вещам или явлениям. Имена выступают в качестве меток и в качестве знаков. Имена, имеющие значение для конкретного человека, - это слова-метки вещей. Они сугубо индивидуальны и субъективны. Что касается имен-знаков, то это следствие соглашения большой группы людей, придающего определенным меткам общезначимое содержание. общение становится возможным, когда имена-метки приобретают качество имен - знаков, т.е. когда люди понимают данное слово-имя однозначно. Соединение определенным образом имен называется речью. Для Гоббса практически любой язык является искусственным, выступает как результат человеческого согласия.

Большое влияние на развитие общественной мысли оказало учение Гоббса о  государстве, где он  сделал попытку  вскрыть его земную основу, показать государство не как результат  Божественного творения, а как  продукт сознания людей. Первоначально  люди жили в догосударственном состоянии, будучи равными в отношении умственных и физических способностей. Они обладали и равными естественными правами, и в силу этого между ними существовала вражда - «Война всех против всех». люди пришли к осознанию необходимости достичь мира путем ограничения естественных прав всех и каждого в отдельности. Они заключили между собой договор об этом ограничении и перенесении своих прав в целях взаимной защиты на одно лицо - государство. Любое нарушение законов государства открывает дверь для возврата к естественному состоянию, к взаимной истребительной войне. Конечно, Гоббс здесь не вскрывает материальных оснований происхождения и сущности государства, обращается лишь к сознанию людей. Но для своего времени, когда господствовали теологические концепции, договорная теория Гоббса была передовой, звала к владычеству разума и культуре общественных отношений.

  1. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

 Материализмом открыт всеобщий  закон  развития  материального  производства -  закон  соответствия  производственных отношений характеру  и уровню развития производительных  сил.  Производственные отношения   всегда  выступают  как  социально-экономическая  форма  развития  производительных  сил.   Каждому уровню развития  производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.

Однако производственные  отношения, т.е.  отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают  от развития производительных сил,  которые непрерывно развиваются  и совершенствуются в результате разделения труда,  технического прогресса.  Создается ситуация,  когда из фактора развития производительных сил  производственные  отношениям  становятся  их оковами. Тогда между  производительными силами и  производственными  отношениями возникает и нарастает  конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении  производственных  отношений. Это  противоречие трактуется как экономическая  основа социальной революции. Родо-племенной строй с его общим трудом и относительным равенством в распределении средств жизнеобеспечения в то время был единственно возможной общественной системой,  способной гарантировать выживание и развитие в условиях примитивных средств труда.  Низкий, рутинный уровень производства обусловливал первобытно-коллективный образ жизни людей. Первая великая революция в производительных силах произошла в результате первого общественного разделения труда - отделение скотоводства от земледелия.  Социальным последствием  этой  революции стала замена родо-племенного коллектива,  территориальной, соседской общиной. постепенно Началось разложение общинной собственности.

Неолитическая революция усилила  действие нового фактора развития производительных сил - разделения труда.  Первое  общественное разделение труда  привело к созданию устойчивого источника получения  средств существования.  Возник прибавочный  продукт, который можно было накапливать,перераспределять,  передавать из рук в руки. Этим создавались условия для систематического обмена,  развития торговли. Наиболее распространенным в настоящее время  является взгляд, согласно которому  между  первобытным обществом и капитализмом существовала два способа производства - рабовладельческий и феодальный и  две формы эксплуатации - рабство и крепостничество.  все они  существовали  на техническом базисе ручного труда. Эксплуатация делала труд более напряженным,  вместе с тем позволяла  освобождать от  труда  в материальном производстве часть членов общества. Переход от  простых ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй великой революцией в производительных силах  общества. Сущность ее состоит в замене действия простого орудия,  приводимого в движение силой человека, действием машины, приводимой в движение специальным устройством. Социально-экономической формой  становления и развития машинного производства первоначально являются производственные отношения, основанные на эксплуатации  Вскоре внеэкономическое принуждение сменилось принуждением экономическим.  Возникла свободная рыночная экономика. Конкурентная борьба и давление рыночной стихии ставят капиталиста перед необходимостью рационализировать производство,  вводить новые машины.

современная НТР знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит  к коренному изменению места человека в пр-ве. Использование новых технологий  и материалов,  автоматизация производства и интеллектуализация труда,  совершенствование информатики создают новые производительные силы,  способные принципиально изменить  весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда,  экономии рабочего и увеличения свободного времени,  развития творческой инициативы.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

  1. Философские взгляды Беркли и Юма ( по выбору).

 Оригинальность Юма как философа-мыслителя состоит прежде всего в том, что он оказался создателем своеобразной скептической философии, основой которой является феноменализм и агностицизм. Уже во введении к «Трактату о человеческой природе» автор обращает внимание на необходимость развития науки о человеке, его познавательных возможностях, науки, которая бы носила эмпирический характер.Для Юма, как и для Локка и Беркли, источником знаний является чувственный опыт. Но Юм занимает скептическую позицию, объявляет проблематичным само существование внешних предметов. Человек может знать только свои психологические переживания, а есть ли что-нибудь за ними - он не в состоянии узнать.Концепция познания. Описывая структуру опыта, Юм все восприятия, в зависимости от степени их яркости, образности, живости делит на два ряда: на впечатления и идеи. Впечатление отличаются высокой степенью интенсивности, носят непосредственный характер. С ними человек встречается когда он слышит, видит, чувствует, ненавидит, любит, желает и т.д. Идеи - это копии впечатлений. Они менее ярки, менее наглядны, отличаются опосредованностью, производны от впечатлений. И впечатления, и идеи - явления сознания человека.В отличие от всех других философов-мыслителей, Юм последователен в своем отрицании идеи «субстанции» - как материальной, так и духовной. Субстанция, по его мнению, - это лишь удобная фикция воображения. психическая жизнь не может представлять из себя ничего другого, кроме потока восприятий, связанных между собой ассоциациями. Называются три вида ассоциаций идей. ассоциации по сходству, ассоциации пространственной и временной смежности и ассоциации причинности, чаще всего встречаемые в жизни.Учение о причинности занимает центральное место в процессах ассоциирования. существование причинно-следственных связей недоказуемо. наблюдая повторяемость в следовании явлений, мы с помощью воображения вырабатываем и закрепляем привычку при появлении одного предмета ожидать появления другого. Основываясь на психологически закрепленной привычке, мы первые явления характеризуем как причину вторых. Но это является ошибкой, не более, чем нашей ассоциацией. найти и установить действительные причинные связи между явлениями люди не в состоянии.Отличаются радикализмом взгляды Юма относительно религии и церкви. Им подверглись серьезной критике средства достижения божественных почестей среди людей, культивируемые церковью - бичевание и пост и тд. усердное выполнение человеком религиозных ритуалов вовсе не свидетельствует о его высокой нравственности. Однако это не дает оснований говорить о Юме как стороннике атеизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"