Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

  1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

 Бытие - одна из основных  категорий философии.Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.Философы доказали, что мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время Несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный. Перед нами «понятие, а не существование» конкретных предметов, полагание вещей, идей, взглядов.Философскую категорию «бытие» отличает комплексность содержания. она объединяет утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличается универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии.Категория «бытие» - это наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.В мировой философской традиции в общем выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.в структуре бытия чаще всего выделяют следующие специфические уровни: Бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального.Бытие вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Этому миру присущи объективные закономерности и задача людей постичь их во всей полноте.Специфично бытие человека. Человек принадлежит двум мирам: природному телесному миру, как его органическая часть, и одновременно психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность бытия человека заключается в том, что он постоянно преобразует наличную действительность, разрывает тесные рамки сложившихся обстоятельств, выходит за пределы наличного.Бытие духовного обретает свою самостоятельность в силу своеобразия функционирования индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный дух это внутренний психический мир человека. В процессе социальных взаимоотношений и деятельности людей возникают объективированные формы духовного. Это - язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.Человек в процессе своей деятельности творит новую реальность, создает материальные блага, обеспечивающие его жизнь. Для этого ему нужны орудия труда, определенная организация производства, система разделения труда. Люди трудятся не только для того, чтобы прокормить себя, но и для того, чтобы получить возможность собственной разносторонней самореализации. В одиночку этого не достичь. Возникают разные сообщества людей. На определенной стадии общественного развития появляется государство со своими властными структурами, обеспечивающими организованное функционирование социума в целом. Вся эта гигантская область человеческой жизни и есть бытие социальное. В нем, как и в бытии духовного, можно выделить индивидуальное и объективированное социальное. Индивидуальное социальное выражается в профессиональном, национальном, классовом и т.п. статусах индивида. Объективированное социальное находит свое воплощение в различных сообществах, институтах, организациях и отношениях между ними. На первый взгляд может показаться, что бытие социальное сливается с бытием духовного. Но Бытие социального складывается обычно независимо от воли и сознания человека и только потом становится объектом человеческого восприятия и осмысления.

  1. Закон единства и взаимодействия противоположностей.

 Противоположность — это  предельная степень различия, несовпадение  сторон, тенденций, свойств развивающихся  явлений, их взаимное исключение. Противоположная направленность  в изменении и развитии полярных  сил вовсе не означает их  непременного уничтожения друг  другом. Они существуют вместе, одновременно, не изолированно, а находятся  в органической связи, находятся  в единстве, представляют собой  единство взаимодействующих противоположностей.В то же время, единство свидетельствует об определенном совпадении противоположностей в тех или иных моментах. Поскольку противоположности характеризуют одно и тоже образование в них должно быть общее, объединяющее, в противном случае их взаимодействие не смогло бы создать соответствующего диалектического противоречия. Способ, каким существует реальный мир, постоянно, везде и всюду, проявляет свою сущность - противоположности предполагают и отрицают сами себя, выражают не только различие, но и тождество.При определенных условиях даже  различия могут развиться до противоположностей. Взаимодействия между противоположностями, находящимися в единстве, принято называть диалект. противоречием.Факт вз-я противоположностей имеет принципиальный смысл, ибо взаимодействие сил обусловливает совершенствование явлений, служит импульсом, источником саморазвития, условием перехода в новое состояние. Разумеется, сами по себе противоречия, без их разрешения, не приводят к развитию. Они -необходимое, но недостаточное условие.развертывание противоречий приводит в конечном итоге к тому, что наступает изменение в соотношении противоположностей: одна из них побеждает, возникает единство новых противоположностей, возникают новые противоречия в новом единстве.Формы разрешения противоречий достаточно разнообразны, определяются как фактором самих противоречий, так и условиями их действия. Здесь можно увидеть и гибель одной из сторон и торжество другой, компромисс борющихся сторон и т.д.В ряде случаев во взаимодействии противоположностей может наступить момент равновесия, когда ни одно из них не имеет перевеса. Но это равновесие временно, рано или поздно оно снимается, одна из взаимодействующих сторон получает преобладание и открывает возможность новому витку развития.Возникновение противоречий в познании является показателем того, что знание сталкивается с ситуациями, которые превышают его нынешние возможности. Возникает нужда в его усовершенствовании, новых шагах по развитию самого аппарата познания. Диалектически противоречив и сам процесс познания как мыслительной деятельности. Мы постоянно обращаемся к анализу и синтезу, индукции и дедукции, к абстрактному и конкретному и т.п.Задача диалектики состоит, прежде всего, в том, чтобы обратить внимание на необходимость нахождения тех противоречий, которые в решающей мере могут влиять на развитие в целом. Следует различать противоречия внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.Внутренние противоречия воплощают в себе взаимодействия между противоположными сторонами одного и того же образования, определяют характер, тенденцию его развития. Внешние противоречия выступают как взаимодействующие противоположности, присущие разным образованиям или системам. Существенными противоречиями являются взаимодействия между противоположными сторонами, характерными для самой сущности данного образования; несущественными - взаимодействия между противоположными сторонами, имеющими побочный характер. Существенные противоречия делятся, в свою очередь, на основные и неосновные. Основные противоречия характеризуют материальное образование и определяют развитие всех его более или менее существенных сторон на всех этапах функционирования, от начала до конца. Основные противоречия обусловливают действие всех остальных, то есть неосновных противоречий, которые, как правило, раскрывают себя в одной из областей действительности.Применительно к обществу, отдельные ученые выделяют также антагонистические и неантагонистические противоречия.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

  1. Бытие объективной реальности. Философская категория материи и ее роль в формировании научной картины мира.

 В философии материя выступает  как субстанция, как первооснова  и первопричина всего сущего.Первые представления о материи уходят в древность и были связаны с ее конкретными состояниями. в эпоху Нового времени под материей стали понимать «субстанцию», которая существует в природе в качестве некоего первокирпичика мироздания. Части ученых казалось, что они близки к окончательному раскрытию первоматерии. Она виделась им в виде мельчайших неделимых атомов, подчиненных механическим законам движения. Такая картина мира господствовала до конца XIX века.Однако жизнь показала несостоятельность попыток свести сущность материи к какой-либо конечной единице. Новые научные открытия всякий раз свидетельствовали, что свойства материи, казавшиеся раньше неизменными, таковыми не являются, что человек осваивает лишь некоторые фрагменты мира. Все большее число мыслителей стало полагать, что материя есть абстракция, некоторое создание мысли.Первыми к такому предположению пришли Гельвеции, Гольбах и Руссо. Но особенно остро эта проблема встала в конце XIX - начале XX века, когда наука столкнулась с фактами противоречащими положениям старой натурфилософии. Прежде всего, это касалось изучения электромагнитных, световых и радиационных явлений. Расщепление атома и открытие электронов, рентгеновских лучей явно не укладывались в механическую картину мира. Интересы дальнейшего развития науки настоятельно требовали поиска нового определения материи. Удачно решил эту задачу Ленин. «Материя, - писал он, - философская категория и наиболее адекватным философским смыслом «материи» является понятие «объективности». Ленин предложил следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, существуя независимо от них»Материя как объективная реальность бесконечно сложна и многообразна во всех своих частях и проявлениях, отличается неисчерпаемостью.

  1. Понятие закона. Типы законов.

 Развитие как процесс отличается определенной упорядоченной связью предметов и явлений, естественной последовательностью событий. нас окружает сложившаяся закономерность. Закон есть выражение общих, необходимых, существенных, устойчивых и постоянно повторяющихся связей между явлениями. эти связи обесп. определенное течение событий. действие закона м. происходить с противодействием.Признание всеобщей закономерной связи и взаимодействия явлений окружающего мира свойственно философским школам, придерживающимся концепции детерминизма. Согласно принципу детерминизма, происходящие в природе, обществе, человеческом мышлении явления и процессы возникают, развиваются, погибают в силу действия определенных причин, обусловлены ими, носят естественный характер.Законы не придуманы человеком. Они присущи материальному миру и носят объективный характер. Различают объективные законы природы и общества и законы науки, отражающие законы объективного мира, и потому являющиеся также объективными. Объективность законов доказывается всем ходом "истории развития практики и познания.В науке выделяют законы динамические и вероятностно-статистические. Первые - жестко детерминированы, отличаются однозначным характером связей. Их предсказания достаточно определенны. Чаще всего динамические законы используются в классической физике, астрономии, в науках, которые имеют дело с точно известными параметрами движения тел. В сложно организованных системах учитывается воздействие множества случайных факторов, действие которых описывается статистическими законами.Законы различаются, далее, по сферам их действия: част. (специфические), общие и всеобщие. Общие законы проявляются в большем круге явлений, действуют в ряде областей движущейся материи. Например, законы сохранения массы, энергии, заряда и др. Всеобщие законы - это законы диалектики, в которых выражаются связи всех явлений_дейст-ти. Они выражают тот факт, что материальный_мир_не только многообразен, но и един. В каждом конкретном случае всеобщие законы проявляются по-особому.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

  1. Структурность материи. Современные естественно-научные представления о строении материи.

 Материя, как объективная  реальность характеризуется определенной  организацией, существует в виде  упорядоченных материальных систем  с взаимодействующими элементами.Уже в XIX в. ученые выделяют различные структурные уровни материи и осуществляют классификацию материальных объектов. С тех пор наши знания продвинулись значительно вперед. Но этот подход в своей принципиальной основе не утратил значения до сих пор. Ныне мы различаем такие уровни организации материи как: 1) неживая природа, 2) живая природа, 3) социальная жизнь.Неживая природа включает в себя поля, вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик. Каждый объект природы обладает способностью к движению, изменению, взаимодействию. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий выделяли такие формы материи как вещество и поле. Вещество отличается массой покоя. Оно занимает ничтожно малую часть пространства Вселенной. Поле связывает друг с другом соответствующие частицы вещества в комплексы. Известны электронно-позитронное и ядерное поля. Сравнительно недавно открыты вакуумные и гравитационные поля.Ныне различают четыре вида взаимодействия элементарных частиц: слабые, ядерные, электромагнитные и гравитационные. Электромагнитные и гравитационные взаимодействия проявляют себя на любых, сколь угодно больших расстояниях, им подчинены все процессы, протекающие как в микромире, так и в макромире. Они известны человеку с давних пор. Что касается слабых и ядерных взаимодействий, то их стали изучать лишь в последнем столетии. их действие характерно только для процессов, происходящих в микромире.Одним из важных достижений явилось открытие так называемой «симметрии природы». Оказалось, что у каждой частицы вещества есть как бы двойник-античастица. Различие частиц и античастиц относительно, касается лишь некоторых характеристик. Многие же их свойства и законы взаимодействия одинаковы.Сложность структуры демонстрируют мега и макромир. Современная астрономия обнаружила, например, что наряду с известными группами галактик есть множество резко нестационарных групп и скоплений галактик, которые, расширяясь, быстро распадаются. Это Явление позволило обнаружить очень важную закономерность космогонических процессов - космические объекты в момент образования получают большую кинетическую энергию, что и приводит к известному расширению Вселенной. Но Вселенная не просто расширяется куда-то, а увеличивается в размерах.Как и неживая природа, биологическая форма организации материи имеет ряд уровней. Выделяют доклеточный уровень — нуклеиновые кислоты и белки. Далее, клетка, многоклеточные организмы. За ними - надорганизменные структуры, популяции, виды и биоценозы. Взаимодействие биоценозов образует биосферу. В биосфере развивается особый вид материальной системы -человеческое общество. Оно также характеризуется сложной организацией и включает, в качестве своего обязательного компонента и условия функционирования, духовную жизнь.Учеными уделяется также много внимания изучению самоорганизации материальных объектов. возникла специальная область знания - синергетика, занимающаяся объяснением закономерностей самоорганизации открытых нелинейных систем. Основная задача синергетики - разрешить одну из философских загадок: каким образом неживая природа, которая стремится к хаосу, может породить живую природу, отличительной чертой которой является порядок. Основоположники синергетики считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем. Природные же процессы принадлежат к незамкнутым открытым системам.

2. Отражение универсальных  связей бытия в категориях (единичное  и общее, сущность и явление,  содержание и форма, причина  и следствие, необходимость и  случайность, возможность и действительность, часть и целое – по выбору).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24

  1. Движение как способ бытия материи. Единство материи и дви-жения. Движение и покой.

 Необходимым условием существования  материи является взаимодействие  образующих ее элементов. Оно  носит как внешний, так и  внутренний характер. в философии изменение называют движением. Движение является неотъемлемым способом бытия материи. Здесь нельзя что-то рассматривать как первичное, а другое - как вторичное. Перед нами отношение двух взаимосвязанных, взаимообусловливающих аспектов действительности.Вывод об изначальной активности материи ввел в теорию английский философ Д.Толанд. В дальнейшем доктрина движения была обогащена концепцией форм движения материи. Существенно общим для всех форм движения материи является то, что они представляют собой взаимодействие противоположностей. Взаимодействие не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Поэтому движение в своей сущности есть самодвижение.В длительном процессе познания объективного мира найдены и закреплены в понятии «материя» существенные признаки, отражающие наиболее общие свойства. ими являются сохранение и изменение (движение). Эти свойства нераздельны. Убедительным подтверждением этого является закон сохранения и превращения энергии. Он считается важнейшим принципом естественных наук. Смысл настоящего открытия состоит в том, что между массой системы и ее энергией существует строгая зависимость: всякое изменение массы вызывает изменение энергии на определенную величину. И наоборот. Масса и энергия - два взаимосвязанных свойства материи. Из существующего многообразия видов материального движения в числе основных форм движения называют: 1) механическую; 2) физическую; 3) химическую; 4) биологическую; 5)социальную.Каждая форма движения материи имеет свои присущие только ей закономерности. Эти закономерности определяют ее сущность. высшие формы движения материи могут содержать в себе низшие формы движения. Общественная жизнь, к примеру, невозможна вне функционирования механических, физических, химических и биологических процессов.Движение не отрицает покоя, взаимосвязано с ним как единство противоположностей. Тот факт, что материальные объекты могут находиться в относительном покое, играет большую роль в развитии природы.Но, рано или поздно, в каждом из объектов покой нарушается, снимается универсальным движением. следует различать движение, когда качественная определенность предмета не меняется, и вид движения, связанный с изменением качественного состояния предмета. Данный вид движения характеризуется как развитие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"