Шпаргалка по "История философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Вложенные файлы: 1 файл

ФФВ.Заоч.1-я ч.Ист. ф.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)


3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

 

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

 

Экономическая сфера существует в следующих формах.

 

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

 

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

• производительные силы;

• производственные отношения.

 

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

 

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

 

• орудия труда;

• сырье и материалы;

• здания, сооружения;

• транспорт и т. д.

 

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

 

• отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

 

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

 

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

 

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

34. Экономическая подсистема общества

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм

производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое

общество располагает необходимыми для его существования и развития природными

благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение

и использование созданного предшествующими  поколениями  достояния  и

развитие производительных сил общества приводит к росту общественного

богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший

инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности,

первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай в дальнейшем

приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право

владения, распоряжения  и использования некоторой доли общественного

богатства. Она  существовала и существует в различных формах, что решающим

образом определяет и саму форму общественного производства. Экономическая

система включает в себя материальное и духовное производство и производство

материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются

работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда.

Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных

приводить их в действие, составляет производственные силы общества.

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.        

8.        

9.       Понятие мировоззрения, его структура и функции.

 

Мировоззрение – обобщенный взгляд на мир, на человека и его место в мире.

Структура мировоззрения:

1.        Познавательный компонент: а) мироощущение – это обобщение эмоционального опыта (исходя из своего опыта, кто-то ждет от жизни одних неприятностей и всегда насторожён, а кто-то – наоборот); б) миропонимание – это обобщение интеллектуального опыта, т.е. наши знания (обыденные и научные).

2.        Ценностный компонент (система ценностей).

Ценности – это сложные оценки, содержащие и познавательный и эмоциональный компоненты. Ценности существуют в форме убеждений, идеалов, смысла жизни и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные ценности.

Ценности и знания являются основой для формулирования нами целей деятельности.

3.        Деятельностный компонент. Человек – существо деятельностное. Труд сделал человека человеком. Без труда человек не может выжить. Деятельность человека (как социального существа) регулируется знаниями и ценностями (но как биологическое существо, мы что-то делаем и инстинктивно). Результаты деятельности позволяют обогатить наши знания и совершенствовать систему наших ценностей (сегодня нам важно, ценно одно, а завтра – другое).

Итак, все компоненты мировоззрения взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Ответьте на вопрос: каковы функции мировоззрения?

 

============================================================================

10.    Исторические типы    мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения.

По мере развития человечества менялись его взгляды на мир и свое место в мире. Все разнообразие этих взглядов можно разделить на три большие группы, внутри которых, конечно, можно обнаружить тоже большое разнообразие.

1.Мифологический тип мировоззрения

Возник в первобытном обществе. Его элементы присутствуют и в мировоззрение современного человека. Мифологическое мировоззрение характеризуется некритичностью, непосредственностью, преобладанием наглядно-образного, чувственного отражения мира. Абстрактно-понятийное мышление только зарождалось (и сегодня, когда эмоции «захлестывают» разум, мы представляем себе нечто мифическое, например, что есть где-то какой-то государственный строй, где все хорошо, а вот у нас… Но, если подключим разум, котрый всегда критичен и ничего не берет на веру, то признаем, что где-то в чем-то лучше, в чем-то хуже, но везде есть и «+» и «-». Можно создавать мифы о себе, об исторический деятелях, о прошлом, когда мало знаний, но много эмоций. Сказки, легенды…).

Мифологическому типу мировоззрения присущи: одушевление предметов и явлений (солнце всходит, как-будто у него есть ноги… и т.п.);         антропоморфизация, т.е. приписывание явлениям человеческих черт; не отделяет реальность от фантазии; не ищет причин явлений, а все объясняет по аналогии (чаще всего по аналогии с человеком) , т.е. по внешнему сходству и и др.

11.    Религиозный тип мировоззрения

Тоже во многом имеет наглядно-образный характер. Религиозные тексты представлены рассказами, притчами, по аналогии с которыми мы должны оценивать свои поступки. Но человек уже четко различает материальное и духовное. Мир представляется удвоенным на земной и потусторонний. В человеческом сознании выделяются вера и разум. Но вера ценится выше, чем разум.

Религиозному типу мировоззрения присущи: авторитаризм (объясняя происходящее, ссылаются на авторитет священного писания или на отцов церкви. Черты религиозного типа мировоззрения сохраняются и в научном мировоззрении, например, когда ссылаемся на авторитет какого-то ученого. Но все хорошо в меру!);  догматизм (негибкое, косное мышление, некритическое принятие каких-либо взглядов и положений. Может быть характерна эта черта и мышлению неверующих, вот таким образом религиозное мировоззрение может повлиять и на неверующих, и на ученых); символизм (приписывание предметам свойств, которые им самим по себе не свойственны, наделение предметов некими ценностями, смыслами; например, в Средние века было понятие не «природа», а «книга природы», мол, засухами и прочим Бог нам что-то хочет сказать, мы должны эти явления «прочитать», понять их значение. Но символизм вообще характерен человеку, например, «по одежке встречают» говорит пословица. Объясните, как это понять?).

12.    Философский тип мировоззрения

Черты: Опирается на разум, науку, критичен, описывает мир не в символически-аллегорической форме, а в понятийно-теоретической форме, ищет причины явлений, а не по аналогии объясняет мир.

Философия близка к науке. Но обобщения философии шире и глубже. Она ищет предельно-общие основания (причины) происходящего (то, что древнегреческий философ Фалес назвал субстанцией). Для этого философия вырабатывает свой язык – систему понятий-категорий: материя, сознание, качество, количество, форма, содержание и т.д.

Философия обобщает данные науки, вписывает их в целостную мировоззренческую картину мира, т.е. зависит от науки. И в то же время, философия обладает методологический и прогностической функцией, так, идею атомарного строения вещества высказал  в : в. до н.э. Демокрит, идею рефлекса высказал в 17 в. Декарт).

Назовите функции философии?

 

=====================================================================================

 

3.       Философия как феномен культуры. Предмет философии.      

Философия возникает в 8-6 вв. до н.э. в древней Индии, Китае, Древней Греции. Немецкий философ сер. 20 века Карл Ясперс называет это время осевым временем. Что он имеет в виду? Он пишет, что в это время человек пробудился к ясному, т.е рациональному мышлению, вырвался из плена мифологии, задался вопросами о смысле бытия. Пробуждение философского духа – это начало общей истории человечества. Религии, - говорит К.Ясперс, - разъединяют людей. Философия позволяет  объединить человечество на общих духовных основах. Если, конечно, философы будут открыты разным точкам зрения, будут критичны к другим и к себе, а не догматичны. В сути своей разум един у всех народов.

Гегель отмечал, что развитию философии способствовало все, что способствовало развитию абстрактного мышления, которое отражает мир не при помощи аллегорий, а в понятиях.

Философия возникает тогда, когда человек начинает осознавать факт, что кроме мира «очевидных вещей», есть еще мир вещей неочевидных, есть скрытые связи. За тем, что видит глаз, есть еще то, что видит разум и фиксирует  в понятиях. Философствовать человек начинает тогда, когда сталкивается с проблемами, которые не может решить на обыденном уровне сознания. Тогда требуется теоретический подход. На этой основе возникают и науки.

Философия решает проблему смыслов жизни, но при этом стремится к универсальным, всеобщим ответам. Противоречивость оценок философии связана с противоречивостью бытия.

Итак, объект философии – мир в целом, бытие.

Предмет философии – всеобщие формы взаимодействия человека и мира, наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, глубинные, скрытые, существенные связи, причины существующего.

В переводе с греческого, филео – люблю, София – мудрость. Т.е. – философия – это любовь к мудрости.

Философия играет особую роль в культуре. Она синтезирует не только научные знания, но и весь человеческий опыт, выраженный в религии, искусстве, политике, морали.

Она учит рассматривать все личные и общественные явления в контексте всей культуры, всего бытия. Т.е. философия пытается выявить предельно общие и существенные причины происходящего. Фалес назвал их субстанцией. Тем самым, философия учит выходить за рамки обыденного, как бы тянет человека вперед, способствуя широте его кругозора, самостоятельности мышления.

Философия становится возможной лишь там, где место человека определяется не традицией, а собственной активностью, когда человек отличает себя от мира в качестве деятеля, сознательно строящего свою деятельность. Она связана с развитием личностного самосознания – рефлексии.

Частные науки дают знания отдельных сторон мира, философия же пытается осмыслить частные явления как часть целостного мира, найти те наиболее общие принципы, которые обеспечивают единство мира (бытия).

- Основные разделы философии:

1. онтология – учение о бытии;

2. гносеология – учение о познании;

3. философская антропология – учение о человеке;

4. социальная философия – учение об обществе (включает такие разделы как философия истории, философия культуры, философия техники, философия политики и др.).

К философским относятся и такие дисциплины как этика, эстетика, аксиология (учение о ценностях) и др.

Основные направления в современной философии:

-экзистенциализм (предметом является проблема существования человека);

- феноменология (предметом является сознание, его структура);

-герменевтика (предметом являются особенности социального и гуманитарного познания, точнее, проблемы понимания);

-неопозитивизм (философия науки);

-неотомизм (философия католической церкви);

-философия экологии;

- философия постмодернизма и др.

     

 

   Развитие предмета философии:

 

1.     Античность (Древняя Греция):  философия – натурфилософия (т.е. философия природы-«натуры» - природы в широком смысле слова, космоса; включала в себя все имевшиеся знания, как наука всех наук).

2.     Средние века: философия – служанка богословия (но предмет тот же – говорить все обо всем, правда, со ссылкой на священное писание).

Информация о работе Шпаргалка по "История философии"