Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

Вера в то, что человеку подвластно все в этом мире теряет свою прежнюю  незыблимость. В нашу жизнь вторгаются новые экологические императивы. Становится остро необходимым нахождение эффективных способов перехода цивилизации  на пути устойчивого развития. Мы не только должны, но и обязаны научиться  исследовать границы допустимых антропогенных воздействий на окружающую среду, сохраняющих ее нормальное функционирование в границах «существующего канала эволюции». Разумеется, сделать это весьма непросто, особенно если учесть, что до сих  пор растущая угроза глобальной экологической  катастрофы еще не получила должного осознания мировой общественности. Однако обострение и углубление экологического кризиса, неизбежные при продолжении  существующих тенденций в развитии отношений «природа - общество», подвигнут  человечество на поиск эффективных  способов их безопасного взаимодействия.

В последние годы внимание ученых все больше привлекает, в частности, реализация идеи коэволюции. Применительно  к взаимодействию человека и природы  коэволюция означает направленное развитие общества, гармонично согласующееся  с законами развития биосферы. Речь идет не только об отыскании и выборе целесообразного поведения человечества, но и организации жизнедеятельности  людей адекватной изменениям в сфере  обитания живых организмов. Здесь, очевидно, не обойтись без системы запретов (экологических императивов), которая  исключала бы возможность изменения  параметров биосферы, приближающего  ее состояние к границам «той запретной  черты, переступать которую человечество не имеет права ни при каких  обстоятельствах! ... Во все времена!».

Понятно, что чисто техническими средствами преодолеть экологический  кризис невозможно. Разрыв в скоростях  биоэволюции и технической эволюции настолько несоразмерен, что исключается  даже сама постановка проблемы. К тому же, очень велик уровень неопределенности в развитии самоорганизующейся биотической  системы, в которой мы живем. Главное - перестроить сознание людей и  само общество, изменить потребности, сделав их менее агрессивными по отношению  к биоте, определить предельно допустимые нагрузки на сферу природы, возможные  и общезначимые параметры жизнедеятельности  людей.

Собственно, члены международной  неправительственной организации  «Римский клуб» (который объединяет в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира) полагают, что «современная цивилизация ... достигла уровня, на котором  рост производства фактически во всех отраслях хозяйства способен осуществляться не только без привлечения дополнительных материальных ресурсов и энергии, но и в условиях их прогрессирующей  экономии».

Человечество переживает серьезное  испытание в осмыслении, в практике отношения к своему общественному  и природному бытию. Во многом этому  мешают разобщенность человечества, различный уровень развития стран  и регионов, острота проблем социального  характера и многое другое, заслоняющее  собой очень важную проблему взаимодействия общества и природы, отодвигая ее на «второй план».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 Людвиг Фейербах возродил  на немецкой почве и развил  дальше материалистические традиции, господствовавшие в Западной  Европе в XVII-XVIII вв. Его основные сочинения - «Сущность христианства» и «Сущность религии». Выступив с критикой гегелевской философии, он показывает, что абсолютная идея есть лишь иное наименование Бога. Основой всего существующего является не дух, а природа. Она существует независимо от человека, никем не сотворена, вечна и бесконечна. Фейербах именует свою философию антропологией. Фейербах в противовес Гегелю исходит из того, что сущность человека в антропологии, в его телесности.

В 40-е годы XIX века в Германии у ряда естествоиспытателей получила признание точка зрения, согласно которой наша мысль носит материальный характер. С таким «материализмом» Фейербах согласиться не мог. Если мысли придается объективное вещественное содержание, то это ведет к признанию Бога. Настоящую позицию Фейербах назвал «вульгарным материализмом».

Что кас. вопросов теории познания, Ф. говорил, что для человеческого  ума нет преград в раскрытии  тайн природы. Правда, многих свойств  и явлений окружающего мира мы еще не знаем. Но из этого не следует  делать заключение о их принципиальной непознаваемости. Начало, исходный пункт познания - опыт, ощущения. Но чувственное познание не имеет возможности проникнуть в глубокие связи вещей. Для того, чтобы раскрыть эти связи, необходимо перейти к познанию разумом. При помощи чувств мы читаем книгу природы, а понимаем ее с помощью разума.

Главное внимание Фейербах уделял критике  религии. В своих сочинениях он рассматривал философию и религию как взаимоисключающие  друг друга мировоззрения. Религиозное  чувство, не является врожденным и вечным. Оно возникло исторически, на той  ступени развития общества, когда  у людей еще не было научного представления  об окружающих явлениях природы.

Испытывая страх перед стихийными силами природы, люди создали религиозные  верования. Все свойства, приписываемые  Богу, есть свойства самого человека. Не Бог создал человека, а человек  создал Бога по своему образу и подобию.

Отличительной особенностью человека является стремление к счастью. И  тут он эгоист. Удовлетворить же свой эгоизм, более того, существовать как собственное «Я», человек  может лишь общаясь с другим человеком, проявляя любовь к нему. Любовь, прежде всего любовь мужчины и женщины, позволяет человеку реализовать свою истинную сущность. Она-условие продления и сохранения рода человеческого. Она та движущая сила, которая, в конечном итоге, приведет нас к обществу, в полной мере соответствующему природе человека.

Любовь должна стать нашей религией. «Религия любви» венчает философскую  систему Фейербаха. Любовь, обожествление  одним человеком другого, должна совершить переворот в человеческом обществе, устранить зло и несчастья.

  1. Понятие истины. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании.

 Вопрос «Что есть истина?»  является центральным для гносеологии.  этот вопрос высвечивает проблемное  поле всех гносеологических исканий.Сложность и важность проблемы породили различные трактовки ее природы. Традиционно выделяют классическую концепцию истины - теорию соответствия, или корреспонденции  и неклассические концепции: инструменталистские, конвенционалистские и т.п. теории.Согласно классической теории, истина есть соответствие знания действительности (реальности).в неклассических рассматриваются вопросы, касающиеся не самой истины, а интерпретируются проблемы  ее критериев.Истина не существует сама по себе. Истина есть свойство знания. Знание является истинным тогда, когда оно соответствует действительности. под действительностью, которой должно соответствовать знание, понимают реальность объективную (материальную) и субъективную (духовную, идеальную).В качестве еще одной важнейшей характеристики истины выступает ее процессуальность. истина есть процесс. Истина - определенная качественная характеристика познавательного процесса. Отсюда следует еще один фундаментальный признак истины - ее неразрывная связь с практической деятельностью.И. также присущи такие свойства, как объективность, абсолютность, относительность и конкретность. Объективность истины означает присутствие в знании такого содержания, которое не зависит от субъекта. Объективная истина есть характеристика того или иного объекта, который существует «сам по себе», вне знания о нем; даже тогда, когда в качестве объекта познания выступает субъективный мир самого человека. Будучи свойством знания, истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.Понятия абсолютности и относительности характеризуют истину с точки зрения ее процессуальной, динамики. Абсолютность истины указывает на то, что в познании имеется непреходящий, безусловный момент, благодаря которому возможна преемственность в развитии знания. Абсолютность истины может означать также и то, что на каком-то этапе исследования, в рамках заданного гносеологического интервала с точностью до наличной ситуации имеется в достаточной мере исчерпывающее описание и объяснение того или иного объекта (с учетом предметной области и условий применимости теории).Термин «абсолютная истина» может употребляться и в ценностно-нормативном значении. Абсолютная истина предстает в таком случае как некий идеал недостижимый, но тот,к кот-му нужно стремиться. Постигая истины относительные, человек, вдохновленный поиском истины абсолютной, приобретает, по меньшей мере, уверенность в том, что движется в нужном направлении.Однако верно и то, что знаний, абсолютно истинных для всех времен, инвариантных для всех ситуаций, не существует.«Вечные истины» в познавательном контексте отсутствуют. Другое дело - контексты ценностные, где, безусловно, присутствуют «вечные истины» в виде непреходящих нравственных, религиозных, эстетических ценностей. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь не идет об истине как соответствии знания тому или иному аспекту реальности.Понятие относительности истины характеризует познание с точки зрения его неполноты, условности. Относительность истины указывает, во-первых, на то,что процесс постиж-я того/иного объекта неисчерпаем.Относительная истина - это неполное знание о нем. Отн-ть истины выражается в ее зависимости от определенных условий. Так, например, об истинности той или иной научной теории имеет смысл говорить только в пределах ее предметной области; за этими пределами проявляется относительность теории, ее ограниченность.Относительность истины указывает также на постоянное расширение познавательного горизонта: знание углубляется, отсекаются заблуждения, совершенствуются методы исследования и т.п.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

  1. Марксистская философия, ее сущность. Материалистическое понимание истории.

 возникла в 40-х годах XIX века. Она отл. органич. связью общефил. и соц-эк. воззрений, нацеленностью на обоснование необходимости освобожд-я людей труда от всяких форм эксплуатации. Огром. роль в разв-и совр.мировой цив-ции. Основоположники - КМ и ФЭ.В 1й период св. творч. деят-ти были последователями Гегеля, младогегельянцами, отстаивали взгляды на ф-ю как на область зн-я, призванную вносить в об-во мудрость и разум. Но под влиянием идей Фейербаха они отверг. понятие Абс. идеи и вместо этого ставят в центр своей ф-и ч-ка и чел. созн-е.МиЭ в отл. от др.ф-фов обратились к наиб. бед. слоям нас-я, к массовому движ-ю пром. рабочих и, рассчитывая на их союз с трудовым крест-вом, надеялись с помощью рев. действий преодолеть противоречия между трудам и капиталом, освободить об-во в целом и каждого из его членов от унизит. условий сущ-ния. Вместе с тем М вовсе не считал, что ликвидация ч/с автоматически сделает каждого свободным и снимет все виды нерав-ва между людьми. Сущность нового строя он видит в новом отн-и ч-ка к труду, где последний рассматривался бы как наслажд-е, как глав. фактор форм-ния целостной и гармонически развитой личности.МЭ сделали главное свое фил.открытие – мат.понимание истории. Возм-ти разума в разв-и об-ва огромны. Но его требования могут реализоваться т.если они соответствуют возм-тям и потребностям времени. Реальная история характеризуется некими объектив. мат.факторами, их измен-е и разв-е обусл. не зависящими от разума з-номер-тями ист.процесса.Крупный недостаток всего предшествующего мат-зма марксизм усматривал в недооценке того, что основу отн-я ч-ка к дейст-ти сост.мат.деят-ть, практика. Т.опираясь на эту основу можно объяснить, как формируется субъектив. мир ч-ка и осуществляется процесс позн-я.Ф-я марксизма наз. диалектич. и ист.мат-зм.Диалект. мат-зм исходит из признания первич-ти материи и вторич-ти созн-я. Если предшест. мат-зм искал некий первокирпичик мироздания, то М. отказался от физ.хара-к материи и пришёл к заключению, что единств.св-вом материи явл.св-во быть объектив. реальностью.МиЭ выдвигают принцип-но новый подход к истории. Марксист. ф-я исходит из признания первич-ти обществ. бытия и вторич-ти обществ.созн-я. Осн.смысл св. понимания истории М формулирует след.образом: «люди вступают в необх.производств.отн-я, кот.соответствуют опр.ступени разв-я их мат.производит. сил. Совокуп-ть этих производств.отн-й сост.эк.стр-ру об-ва, над этим возвыш.юрид. и полит.надстройка». => М в св. ист.мат-зме обосновывает идею о том, что разв-е об-ва носит ест-ист. хар-р, те, совершается необходимо, закономерно, обусл.причинами, не зависящими от воли и созн-я людей.Центр.место в фил. творч-ве МиЭ отводилось разработке диалектики. Марксист.ф-я различает диалектику объективную и субъективную. Об.д-ка сущ.и проявляется в самих вещах. Суб.д-ка не представляет собой нечто отдельное. Она лишь введение к наукознанию, она рекомендует осн.принципы, кот-ми следует руководствоваться в позн-и и практ.деят-ти. Д-ка определяется как целостное учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и человеческого мышления.

  1. Познание как предмет философского осмысления. Чувственное созерцание и абстрактное мышление.

 Весь спектр мировоззренческих  проблем, связанных с познавательным  отношением человека к миру, традиционно  относят к компетенции гносеологии.  Гносеология не просто описывает  всевозможные познавательные процессы, но обосновывает и утверждает  возможность достоверного, истинного  знания.При помощи категорий и понятий в гносеологии формулируются фундаментальные вопросы: «Познаваем ли мир?»; «Что вообще представляют собой знание и познание?»; «Какие виды знаний существуют?» и многие другие.Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Также м.сказать, что П-это идеальная форма предметно-практической деятельности. Познание не является простым отражением действительности. Оно - конструктивный, активный, целенаправленный процесс. Знания как результат процесса познания воплощаются, представляются во всевозможных знаковых системах, которые являются материальными носителями информации. Отсюда следует еще один облик познания: реконструкция реальности в чувственно-образной, понятийно-теоретической и знаково-символической форме.человек обладает специфическими познавательными способностями, основными из которых являются: чувственная и рациональная (способность к абстрактному мышлению). Чувственное познание - это способность получать информацию о каких-либо объектах окружающего мира при помощи органов чувств. Организм человека включает в себя определенную систему рецепторов, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, кожная чувствительность, вкус, обоняние) и среду внутреннюю. Последняя представляет собой систему сигналов о физиологическом состоянии организма (ощущение боли, физической усталости и др.). В результате воздействия объектов, явлений окружающего мира на органы чувств в сознании формируются различные чувственные познавательные образы, среди которых традиционно выделяют три основные формы: ощущение, восприятие и представление.Ощущения фиксируют отдельные свойства, признаки предметов. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, который дан в восприятии, являющемся результатом активной деятельности человека. Представление - это чувственно-наглядный образ того или иного объекта действительности, а также образ, созданный продуктивным воображением. В качестве представлений могут выступать и образы реально существующих предметов действительности, и мифологические образы и т.п. В тех и других случаях эти чувственно-наглядные образы формируются без непосредственного воздействия на органы чувств. Эти образы сохраняются и воспроизводятся в сознании благодаря памяти.Рациональное познание включает в себя следующие основные формы: понятие, суждение, умозаключение. умозаключение - частный случай такой познавательной операции, как рассуждение.Понятие представляет собой результат обобщения предметов некоторого класса по признакам, общим для предметов этого класса. Существуют различные виды понятий: общие и единичные, конкретные и абстрактные и пр.; с понятиями производят всевозможные логические операции: обобщение, ограничение, определение, деление и др. В языке_понятия выражаются терминами.Суждение - это форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается (отрицается) наличие в действительности некоторого положения дел. В языке суждения выражаются при пом. высказываний, кот-е может быть либо истинными, либо ложными. Суждения делятся на разные типы, виды: простые, сложные, утвердительные, отриц., и тд.Умозаключение представляет собой операцию выведения нового суждения из одного или нескольких суждений. Умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. различают дедуктивные, индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. выделяют демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. В правдоподобных умозаключениях правила вывода гарантируют следование заключения из посылок лишь с той или иной степенью вероятности. В демонстративных - заключение носит достоверный характер и с необходимостью следует из посылок.Дилемма, касающаяся вопроса приоритетности чувственного или рационального в познании, возникла в античной философии, актуализировалась в философии Нового времени и в модифицированном виде вошла в проблемное поле современной философии.Сенсуализм  представляет собой общегносеологическую доктрину согласно которой чувственность является основной формой и источником познания. сенсуализм пытается вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.под рационализмом понимают философскую доктрину, согласно которой разум выступает в качестве основы любой активной деятельности, в том числе и познавательной. Во-вторых, - и это узкий смысл термина - рационализм является определенной гносеологической позицией, в рамках которой утверждается, что разум выступает в качестве основного источника достоверного знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"