Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)

Вопрос о роли личности в истории  уходит своими корнями в древность. Уже античные ученые положили начало традиции, в соответствии с которой  личность и общество рассматриваются  в тесной взаимосвязи. Но наиболее плодотворная эпоха в решении вопроса о  выдающейся личности была открыта немецким классическим идеализмом. По Гегелю, важнейший  отличительный признак выдающегося  деятеля - цель, которая содержит такое  всеобщее, которое составляет основу в существовании народа или государства. Именно великие люди лучше всего  понимают суть дела, а все другие люди лишь усваивают это их понимание  и одобряют его или, по крайней  мере, примиряются с ним. Все другие люди идут за этими духовными руководителями из-за того, что чувствуют непреодолимую  силу их внутреннего духа. Люди становятся великими постольку, поскольку они  хотят и осуществляют великое, и  притом не воображаемое и мнимое, а  справедливое и необходимое.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

  1. Основные функции философии. Место философии в духовной жизни человека и общества.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

 Методологическая функция заключается  в том, что философия вырабатывает  основные методы познания окружающей  действительности.

 Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

 Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

 Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого  axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

 Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

 

 Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

 Прогностическая функция заключается  в том, чтобы на основании  имеющихся философских знаний  об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать  тенденции развития, будущее материи,  сознания, познавательных процессов,  человека, природы и общества.

  1. Наука как специфическая форма деятельности человека.

Целью науки является получение  истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная  теория. Можно назвать много теорий, которые изменили представление  человека о мире: теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности  Эйнштейна.

Наука выполняет важнейшие социальные функции:

1. Познавательную, состоящую в эмпирическом описании и рациональном объяснении устройства мира и законов его развития.

2. Мировоззренческую, позволяющую человеку особыми методами выстроить целостную систему знаний о мире, рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии.

3. Прогностическую, позволяющую человеку с помощью средств науки не только объяснять и изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия этих изменений.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

  1. Становление древнегреческой философии. Основные философ-ские школы и течения ( милетская школа, пифогорейцы, софистика, Сократ, Гераклит, Демокрит – по выбору).

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «из  ничего не возникает нечто», милетцы  полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало  видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием  явлений они усмотрели некую  отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное  первовещество), для Анаксимена —  воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала  мир как живое целое; не делала принципиального различия между  живым и мёртвым, психическим  и физическим; признавала за неодушевлёнными  предметами только меньшую степень  одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Дошли такие выражения Протагора: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), "Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле", "Все есть таким, каким оно кажется нам".

Протагор указывает на относительность  нашего познания, на элемент субъективности в нём.

Повторяемая многими древними авторами история о выдвижении против Протагора  обвинения в безбожии, его изгнании (или бегстве) из Афин и смерти при  кораблекрушении не достоверна

  1. Общественный прогресс, его особенности в современных условиях. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через  определённые, сменяющие друг друга  этапы – общественно-экономические  формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и  коммунистическую. Общественно-экономическая  формация – это исторический тип  общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К  производительным силам относятся  средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в  сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость  производственных отношений от формы  собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное  общество. Средства производства там  являлись общей собственностью, поэтому  и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом  обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности  частных лиц - капиталистов, поэтому  и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот  самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает  противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для  того чтобы производительные силы имели  возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1.Учение  Платона о бытии и познании. Теория идеального государства. 

(427-347, “Государство, законы”). Платон - основатель объективного  идеализма. Согласно учению Платона  лишь мир идей представляет  собой истинное бытие, а конкретные  вещи - это нечто среднее между  бытием и небытием, они только  тени идей. Платон объявил мир  идей божественным царством, в  к-ром до рождения человека  пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную  землю, где временно находясь  в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разрум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

 

  1. .Потребности и интересы как движители исторического процесса.

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

  1. Аристотель, его учение о сущности ( субстанции), о причинных и началах бытия и знания. Натурфилософские и политические взгляды Аристотеля.

 творчество А. положило начало  превращению философии в самостоятельную  область знания. В центре внимания  Аристотеля стоял вопрос о  значении понятий для бытия  и для знания. Он решительно  не соглашается с противопоставлением  понятий чувственно воспринимаемым  вещам. Нельзя считать возможным,  чтобы идеи вещей существовали  отдельно от них. Платоновские  «идеи» - обыкновенные копии или  двойники чувственных вещей. Аристотель  слово «идея» заменяет более  общим термином «форма» и обращается к анализу соотносительности ее с материей. Лишь в единстве они образуют настоящее бытие вещи, субстанцию. субстанция не есть всеобщее для множества предметов. Она самобытна. Она - единичное бытие, пребывает сама в себе и ни в чем-либо ином. «материя есть нечто неопределенное», пассивное состояние бытия. Материя получает свое конкретное воплощение только тогда, когда она приобретает форму. До этого материя существует лишь в качестве возможности, потенции. «Форма» не только вечна, но и не подвергается никакому изменению. здесь неизменно встает вопрос: откуда в «материи» появляется всякий раз новая «форма», где следует искать причину существования мира и мирового движения? Аристотель обращается к Богу, говорит о нем как «форме всех форм». Бог - и конечная причина всех природных явлений, и перводвигатель мира.другими причинами начал бытия и мира выступают производящая причина и цель. Производящая причина - то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; цель - то, ради чего происходят в мире те или другие явления.Понимание движения: Оно вечно и подразделяется на четыревида: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение, перемещение в пространстве.Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Они наделены двумя парами противоположных свойств, имеющих активный и пассивный характер. Каждое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в разных количественных пропорциях. Огонь - есть сочетание теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого (пассивное).Таким образом, своими натурфилософскими положениями Аристотель выражал в наивной форме мысль об изменчивости всех явлений и вещей природы, всеобщей связи вещей в окружающем нас мире.чение Аристотеля о познании: источником наших знаний является объективный, существующий вне нас мир. Приобретаемые человеком знания - суть знания об уже существующих вещах и их свойствах. Исходным пунктом познания являются чувственные восприятия и способствующая их удержанию память.Первой специфически человеческой формой познания является искусство (всевозможные специальные знания, умения, навыки). Если в опыте дается знание индивидуальных вещей, то на уровне искусства достигается знание общего. следующая ступени познания - ступень науки. В классификации наук Аристотель выделяет три больших блока: 1)науки теоретические, 2) науки практические и 3)науки продуктивные.предпочтение отдается наукам теоретическим (философия, математика, физика). Особое внимание уделяет Аристотель философии. Она для него мудрость в собственном смысле слова, аккумулирует в себе знание обо всем сущем.социально-политические воззрения: Он обосновывает необходимость укрепления и защиты рабовладельческого строя, ссылаясь на законы природы, говорит о рабстве как о естественном и вечном явлении. Аристотель положил начало подробной разработке теории государства. создается оно для того, чтобы жить счастливо. Власть в государстве должна принадлежать среднему слою рабовладельцев. Благодаря этому обеспечивается равновесие сторон и снимаются внутренние распри.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"