Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии и эволюция предметного самоопределения философии.
2. Возникновение философии. Мифология и религия как духовные предпосылки и истоки философии.
3. Метод в философии. Диалектика и ее альтернативы.
4. Мышление и язык, их взаимосвязь и различие. Проблема невербальных форм мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

EKZAMYeNATsIONN_J_BILYeT.docx

— 145.09 Кб (Скачать файл)
  1. Способ материального производства – основа целостности и развития общества.

 Материализмом открыт всеобщий  закон  развития  материального  производства -  закон  соответствия  производственных отношений характеру  и уровню развития производительных  сил.  Производственные отношения   всегда  выступают  как  социально-экономическая  форма  развития  производительных  сил.   Каждому уровню развития  производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.

Однако производственные  отношения, т.е.  отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают  от развития производительных сил,  которые непрерывно развиваются  и совершенствуются в результате разделения труда,  технического прогресса.  Создается ситуация,  когда из фактора развития производительных сил  производственные  отношениям  становятся  их оковами. Тогда между  производительными силами и  производственными  отношениями возникает и нарастает  конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении  производственных  отношений. Это  противоречие трактуется как экономическая  основа социальной революции. Родо-племенной строй с его общим трудом и относительным равенством в распределении средств жизнеобеспечения в то время был единственно возможной общественной системой,  способной гарантировать выживание и развитие в условиях примитивных средств труда.  Низкий, рутинный уровень производства обусловливал первобытно-коллективный образ жизни людей. Первая великая революция в производительных силах произошла в результате первого общественного разделения труда - отделение скотоводства от земледелия.  Социальным последствием  этой  революции стала замена родо-племенного коллектива,  территориальной, соседской общиной. постепенно Началось разложение общинной собственности.

Неолитическая революция усилила  действие нового фактора развития производительных сил - разделения труда.  Первое  общественное разделение труда  привело к созданию устойчивого источника получения  средств существования.  Возник прибавочный  продукт, который можно было накапливать,перераспределять,  передавать из рук в руки. Этим создавались условия для систематического обмена,  развития торговли. Наиболее распространенным в настоящее время  является взгляд, согласно которому  между  первобытным обществом и капитализмом существовала два способа производства - рабовладельческий и феодальный и  две формы эксплуатации - рабство и крепостничество.  все они  существовали  на техническом базисе ручного труда. Эксплуатация делала труд более напряженным,  вместе с тем позволяла  освобождать от  труда  в материальном производстве часть членов общества. Переход от  простых ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй великой революцией в производительных силах  общества. Сущность ее состоит в замене действия простого орудия,  приводимого в движение силой человека, действием машины, приводимой в движение специальным устройством. Социально-экономической формой  становления и развития машинного производства первоначально являются производственные отношения, основанные на эксплуатации  Вскоре внеэкономическое принуждение сменилось принуждением экономическим.  Возникла свободная рыночная экономика. Конкурентная борьба и давление рыночной стихии ставят капиталиста перед необходимостью рационализировать производство,  вводить новые машины.современная НТР знаменует собой переход от машинного производства к  автоматизированному  и, следовательно, приводит  к  коренному  изменению  места человека в пр-ве. Использование новых технологий  и  материалов,  автоматизация производства и интеллектуализация труда,  совершенствование информатики создают новые производительные силы,  способные принципиально изменить  весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда,  экономии рабочего и увеличения свободного времени,  развития творческой инициативы.   ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

  1. И.Кант, его учение о познании. Категорический императив.

 Иммануил Кант считается Родоначальником немецкой классической философии. Выдающейся заслугой Канта является создание оригинальной теории познания, где главным действующим лицом выступает человек.В интеллектуальной биографии Канта различают два периода: «докритический» и «критический», когда он создал свою философскую систему, названную им самим «критической философией». В докритический период Кант выступил как сторонник естественнонаучного материализма. Позже Канта стали волновать не столько естественнонаучные проблемы. Он обращается к вопросам более фундаментальным. основные произведения Канта этого периода начинаются со слова «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».Одно из главных понятий, вводимое Кантом в свою теорию познания, является понятие априорного. Всякое всеобщее и необходимое знание, является априорным, то есть доопытным и внеопытным. Со стороны вне нас существующих вещей к нам идут воздействия на чувственность, происходит пробуждение сил и способностей человека к свершению не только опытного, но и внеопытного познания. Последовательно рассматривая познавательные способности человека- чувственность (способность к ощущению), рассудок (способность к образованию понятий и суждений), разум (способность к умозаключениям), - Кант отдает явное предпочтение доопытным формам познания.нашей чувственной способности присущи априорные формы созерцания, с помощью которых мир ощущений преобразуется в мир явлений. Кант объявляет априорными формами чувственности пространство и время. ощущения субъективны. Чтобы приобрести объективность, необходимо перейти к мышлению с помощью понятий, к рассудку.Рассудок — это нечувственная способность познания. Рассудочная способность познания происходит в процессе обобщения чувственных данных и выражениях их в понятиях, суждениях. Однако и чувственность, и рассудок действуют только в совокупном единстве. В то же время нельзя не отметить, что это разные способности, обладающие различными характеристиками. Рассудок решает задачи получения подлинного знания, благодаря тому, что заранее, до всякого опыта наделен некоторыми формами — логическими категориями.В категориях Кант пытается классифицировать характерные признаки любых понятий или суждений. Их двенадцать, разбитых на четыре группы: «количество», «качество», «отношение» и «модальность». Благодаря им рассудок формирует все понятия, вносит в природу порядок. И в то же время Кант считает, что рассудок не в состоянии достигнуть цельности и законченности познания. Попытку проникнуть в мир вещей в себе(вещи,кот-е сущ.вне нас,объективно) предпринимает разум.Разум неотделим от чувственности и рассудка. Но в то же время Кант изолирует и рассматривает его специально. Разум, пытаясь создать идею о мире как целом впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). Так, разум ищет ответы на вопросы, к примеру,конечен ли мир или бесконечен. Но оказывается, что разум равно достоверно доказывает и то, и другое, либо бессилен доказать и то, и другое. Поскольку одновременно истинными эти взаимоисключающие положения быть не могут, разум вынужден признать свое бессилие в попытке построить истинные умозаключения о мире. А поскольку разум не в состоянии решить эти проблемы, предлагается обратиться к вере.Всякая личность, может реализовать себя лишь в определенным образом организованном обществе. Поэтому в своем поведении человек не должен подрывать устои общества, а должен руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом. Категорические императивы - это те законы, которые должны обладать объективной и всеобщей значимостью. Их основополагающие идеи и правила в нас уже заложены априори. Категорический императив имеет свое основание в сознательной свободе и разумности нравственного выбора. первейшим признаком и доказательством свободы является способность человека вполне осознанно и добровольно подчиняться принуждению морального закона, следовать долгу. В соответствии с таким подходом Кант формулирует свой категорический императив: «Поступай так, чтобы максима (субъектив.принципы индивида)твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

  1. Общество как предмет философского осмысления. Теоретико-методологические принципы исследования общества.

 Одним из важ. ?? ф-и явлю. ?? о том, чем явлю об-во. 2 направ-я. соц. атомизм: общество есть результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни. (Гоббс, Руссо) Другие философы, наоборот, полагали, что всякое общество - это объективная реальность. Эта позиция обычно называется универсализмом (Платон, Аристотель). не общество производно от человека, а человек производен от общества. Сущ. и др.подходы. Напр.,М. рассм. об-во как продукт вз-я людей,а гос-во – как полит.форму его орг-ции. марксистская концепция рассматривает общество как результат взаимодействия людей. Одновременно выявляется объективный источник его существования и развития. Этот источник, марксизм находит в общественном производстве, определяющем социальный, политический и духовный процессы жизни людей.Современная социально-философская теория рассматривает общество как обособившуюся часть природы, развивающуюся по своим собственным специфическим законам. Будучи целостным и самодостаточным образованием, общество - результат взаимодействий и взаимоотношений людей. общество представляет собой самую сложную из всех известных человеку самоорганизующихся систем.Исследование общественной жизни ставит вопрос о том, что предопределяет все видоизменения и преобразования общества. В философии существует, по меньшей мере, четыре подхода к решению этого вопроса.натуралистический подход, который также еще называют географическим и биологическим детерминизмом. Сторонники этого направления полагают, что существование и развитие общества всецело определяется природными условиями. Идеалистич. подход: строится на признании приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые определяют реальные действия. Теория материалистического понимания истории, созданная К.Марксом. источник, основу существования и развития общества находят в нем самом - в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности. Основанием такого подхода К.Маркса послужила мысль о том, что, чтобы заниматься политикой, искусством, наукой людям необходимо постоянно заниматься трудом и производить материальные блага, вступая в производственные технологические и экономические отношения с природой и с другими людьми. Соответственно этому доказывается, что общественное существование и развитие изначально определяется экономикой. Технолог.детерминизм: основа общественного развития - в изменении техники и технологии хозяйственной деятельности людей. Такая позиция тоже может считаться материалистической, поскольку она рассматривает основу общества как объективный фактор самой общественной жизни людей.В поисках основы общественного развития интерес представляет и еще один подход - «теория факторов». Данная теория рассматривает общественное развитие как результат переплетения самых различных взаимодействующих факторов, одни их которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного процесса. По мнению ученых, придерживающихся этой точки зрения, в каждой конкретной ситуации действует свой решающий фактор общественного развития. Таким фактором может быть и экономика, и мораль, и право, и религия, и вообще любой вид деятельности людей. Считается, что каждый из этих факторов общественного развития не является неизменным, и он не ограничен рамками отдельного события и тем более всего исторического процесса.Сравнение различных теоретических подходов в определении основы существования и развития общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, ьнеобходимо видеть их взаимозависимость.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ  № 15 Философские воззрения Гегеля. Противоречия между методом и  системой.

 Ист.заслуга Георга Гегеля состоит, прежде всего в том, что он выдвинул и отстаивал идею диалект.разв-я. Впервые весь мир предстал как единое целое, находящееся во взаим. связи и непрерыв.изменении. Развивая идеи греч.ф-фов и опираясь на совр.достиж-я науки, Г сформ.основные принципы и понятия д-ки, дал их анализ.Св.ф-ю Г наз. ф-ей «абс.идеализма», а ее исходное понятие - «абс. идеей». У Г идея есть некое первоначало всех вещей, субстанция всего существующего, мировой разум или абс.дух. Абс.идея есть, в сущности, обыч.христ.Бог. Но в отл. от Бога, к-му церковь приписывает чел.черты, «абс.идея» не имеет таких черт. Она по природе своей деятельна, активна, обладает способ-тью собств.разв-я. Созн-е, волю, личност.черты абс.идея обретает лишь в ч-ке, когда она постигается разумом ч-ка, что позв. последнему творить свою жизнь, устанавливать правовые отн-я, мораль.принципы и т.д. Осн.частями гегелевской фил. системы явл.логика, ф-я природы, ф-я духа. К последней примыкают ф-я права, ф-я истории, ф-я религии, история ф-и, эстетика.Логич. учение занимает центр.место в фил.системе Г, его предметом явл.сама абс.идея. Г выделяет ступени, по кот-м происходит восходящее разв-е абс.идеи: бытие, сущность, понятие. О бытии ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что оно есть. Оно - «ничто». Истиной бытия и ничто является взаимопереход, исчезновение их друг в друге.Г выявляет 3 последоват.стадии движ-я бытия: чистое бытие, ничто, становление. Он их именует тезис, антитезис, синтез. Разв-е идет как бы через превращ-е в противоп-ть. Каждое понятие, явл-е мира проходят троич. цикл разв-я – утвержд-я, отриц-я и отриц-я отриц-я. Здесь прослеживается один из важн.з-в д-ки – з-н отриц-я отриц-я.У всякой вещи есть своя качеств. и количеств.опред-ть и мера, выражающ. границу их единства. Это позв.Г обосновать вывод о диалект. з-не взаим.перехода количеств. и качеств. изменений. Его сущ-во сост. в том, что до границы, определяемой мерой, разв-е предстает как количеств. рост или убывание, а по достиж-ю границы количеств.изменения уступают место качественным.В учении о сущности Г. обоснов. единство и вз-е противоп-тей. Противоречия, как источник разв-я, отн. не к чему-то внешнему, а к сущности; в них обнаруживают себя противоп. начала сущности. В сущности есть два взаимосвяз. между собой понятия: содерж-е и форма. Сод. опред. собой форму, а от формы зависит функц-е сод-я. Но рано или поздно сод. настолько уходит вперед, что форма, не претерпевшая изменений, начинает ставить препятствия его дальнейш. разв-ю. Нарастает противоречие между ними. Разрешается же это противоречие таким образом, что новое сод. ломает старую форму и порожд. новую. Но новое сод. вместе с новой формой означ. измен-е сущности.Также Г гов. о самодвиж-и понятия. Понятие есть абс.творч.мощь, порождающая все наличное. Это - единство бытия и сущности. В учении о понятии Г прих. к выводу, что абс. дух в финале своего разв-я постигает себя от начала до конца как духовное начало, как абс. идею.=>, разв-е прекращается, поскольку противоречия разрешены. Дальше абс.идея предстает в формах инобытия (отчуждения). 1й такой формой инобытия явл.природа. Затем — ч-к, об-во. В природе, хотя и царит объектив.з-н, разв-я нет, она лишь разнообразится. «Фя природы» завершается обращ-ем к ч-ку. Но ч-к не просто природ. сущ-во. Он единств., кто обладает созн-ем, высшей формой инобытия абс. идеи. Обладая даром мысли, понятия, духом, ч-к не т. совершает позн-е идеи, но и явл. орудием самообнаружения идеи. Анализу специфики духа посвящена «Ф-я духа».Ф-я духа - учение о чел.созн-и и различ.видах деят-ти. В ней, как и во всей фил. системе Г, 3 части: суб., объект., абс. дух. Дух находится в сост-и вечного движ-я, импульсом кот-го служит его внутр. д-ка. Именно в рез-те внутренне присущих ему противоречий происх. смена форм духа. Однако сам дух сохраняется. Адекват. формой абс. духа может быть только понятие. На этом заканчивается путь разв-я абс. идеи.Такой финал противоречит гегелевской д-ке, и Г. приходится ограничить систему. Во-1, в интерпретации Г, д-ка предстает как ср-во и усл-е конструирования дейст-ти. И Г искусственно подгоняет жизнь под требования д-ки. Между тем д-ка сама д.выводиться на основе изуч-я дейст-ти. Во-2, в процессе разв-я ничего нового не возникает. Категории как ступени разв-я уже изнач-но содержатся в абс. идее. Поэтому речь может идти только о их развертывании, а не о возник-нии одного и отмирании другого. В-3, по смыслу д-ки Г, разв-е носит всеобщий хар-р. Но он отказывает в этом природе и тем самым отрицает всеобщность разв-я. В-4, в соотв-и с духом д-ки разв-е бесконечно, не имеет предела. Но философская система Гегеля ставит предел развитию познания.

 

  1. Природные условия жизни общества. Противоречия в системе «природа- общество» в современную эпоху. Угроза экологической катастрофы.

 эпоха стихийного природопользования  исчерпала себя, она должна смениться  эпохой сознательного, научно-обоснованного  управления взаимодействием общества  с природой.

На протяжении длительного исторического  развития взаимодействие человека с  окружающей его средой не выводило человеческий организм за пределы нормы. Противоречия, возникавшие в процессе взаимодействия человека и природы не вели к опасным последствиям, разрешались как бы сами собой.

В настоящее время положение  кардинально изменилось. Продолжая  изымать у природы сырье и  материалы, человек своей деятельностью  загрязняет естественную среду такими отходами и в таком количестве, что они не могут быть использованы или усвоены живыми организмами, и, следовательно, выпадают из общего ее круговорота. По этой причине происходит их накопление в биосфере, загрязнение  флоры и фауны, среды обитания человека. Растет антропогенная нагрузка на биосферу, причем такими темпами, что  они стали, по-видимому, превышать  возможности восстановления ресурсов самой биосферы и возможности  ее саморегуляции. Аналитические расчеты ученых свидетельствуют, что за последние 70-80 лет воздушная загрязненность выросла в 100 000 раз; ежегодно более 6-ти миллионов гектаров земель утрачивают свое плодородие, а еще 20 миллионов гектаров заметно теряют продуктивность. Естественный сток речной воды уже ныне не обеспечивает достаточного разбавления промышленных и хозяйственных сбросов и возврат ее в нормальный кругооборот. Уничтожение лесов и наступление пустыни, сжигание органического топлива (нефть, газ, уголь), заметное уменьшение фотосинтезирующих морских водорослей повысили в течение последнего века на 15% содержание в атмосфере углекислого газа и вызвали глобальное потепление климата («парниковый эффект»), что может обернуться затоплением прибрежных территорий. Каждый час на Земле исчезает два вида живого. Серьезный ущерб природной среде и человечеству наносят производство, испытания и использование ядерного оружия. Таких фактов, увы, очень много.

Они, по сути дела, говорят о том, что мы уже «покорили природу», но покорили таким образом, что наступил некий рубеж (как отметил академик Н.Н.Моисеев), который отделяет более  или менее благополучную историю  рода человеческого от неизвестного и, вероятнее всего, опасного будущего. По-видимому, нарушилось естественное равновесие природных циклов, и «мы  находимся на пороге... кардинальной перестройки биосферы» или глобального  экологического кризиса. Об этом свидетельствуют  не только неизбежно растущие запросы  человека, которые однажды превзойдут возможности нашей планеты. Причем, как в сфере производства пищевых  ресурсов, так и любых иных, необходимых  для жизнеобеспечения растущего  населения (к концу XXI в. ожидается увеличение численности человечества примерно в два раза, которая составит около 12 млрд. человек). Наиболее тревожным фактором, по мнению многих ученых, является идущая с всевозрастающей скоростью нагрузка на биосферу со стороны самого человека- антропогенная нагрузка. Ее давление, как уже говорилось, и велико, и всесторонне. Оно столь глобально, что грозит потерей устойчивости равновесного состояния той части Вселенной, в границах которой сложилась жизнь, где происходит развитие рода хомо сапиенс. Определенным подтверждением предположения о вероятности потери устойчивости биосферы могут служить и компьютерные эксперименты ВЦ АН СССР, проводившиеся в 80-х гг. прошлого века. После многократных возмущений ядерными взрывами и пожарами биосфера приходила в состояние равновесия. Но некоторые параметры ее менялись. К сожалению, наших знаний о биосфере совершенно недостаточно, чтобы судить, когда и где остановится волна ее дезорганизации. А следовательно, остается непредсказуемой и судьба человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"