Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по философии.docx

— 164.84 Кб (Скачать файл)

Познан. как предмет философ.анализа.Познан.-проц. целенаправл. актив.отображ. дейст-ти в сознан. чела.Эт.воспроизвед. и состав. суть познават.отнош. к миру.Познават.отнош. чела к дейст-ти представ. соб. необход.стор. всей сист. его отнош. к миру.Возмож-ть адекват.воспроизвед. реал-ти выступ. как мировоззренч.проб.Ее решен. состав. 2-ю стор. основ.вопр. философ.Диалектич.матер-зм послед-но отстаив. полож.решен. вопр. о том,возмож. ли адекват. воспроизвед. действит-ти в познават.деят-ти чела.Специф. марксис.подхода к пробл. адекват.отражен. заключ. в том,что основан. и критер. истин-ти знан. яв-ся предмет. практич.деят-ть.Всяк. практич.деят-ть,всяк. реал.преобразован. налич. дан.природ.,социал.дейст-ти и сам.люд. и отнош. между ними обязат. предполаг. раб. сознан.,налич. идеал.планов деят-ти.Прак-ка всегда опосред-на сознан.,наход. с ним в органич.един-ве.Ведущ.звеном эт.един-ва яв-ся реал.преобразов. дейст-ти.Знан.,яв-щееся результ. познават.деят-ти чела мож. быть науч. понято лишь как основа идеал.плана деят-ти.Функционир. знан. в кач-ве основы идеал.плана деят-ти обеспеч. возмож-ть обрат.связей от дейст-ти к наш.знан. о ней.Знан. возник.,функц-ет и совершен-ся в проц. актив.практич.деят-ти чела.Вместе с развит. прак-ки,с ее усложнен.,внут. дифференцир-ем развив. и человеч.познан.Познават.деят-ть чела,вплетен. в ткань его реал.жизни,всегда неразрыв. связ. с раб. его сознан.,с эмоц.,волей,памятью,она предполаг. также убежден-ть,веру,ошибки,иллюз.,заблужден.Сущ-ть познават.отнош. к миру яв-ся предмет. философ.осмыслен.,ибо оно связ. с анализ. и решен. корен.мировоззренч.проб. отнош. чела к дейст-ти.Познан. яв-ся необход.стор. эт.отнош.,и само мож. быть понято тол. в конт-те послед-го.

Стр-ра и динам. познават.проц.Философ. выдел. в акте человеч.познан. 2 его различ.вида:чувствен.(перцептив.)и рационал.1-ый связ. с деят-тью наш.орган. чув-в(зрен.,слуха,осязан. и пр.).2-ой подразум. раб. разума-абстрактно-понятийн.мышлен. чела.Основ.формы чувствен.познан.:ощущен.(элементар.психич.проц.,состоящ. в запечатлен. отдел.св-в предмет. и явлен. материал.мира в момент их непосред-го воздейст. на наши органы чув-в),восприят.(целост.отражен. в сознан. предмет. и явлен. при их непосред.воздейст. на органы чув-в и представлен.(сохранен. памятью образы предмет.,когда-то воздейст-их на наши органы чув-в.Рационал. познан. в основ. свод. к понятийн.абстракт.мышлен.Основ.формы рационал.познан.:понят.(мыслен.образован.,в кот. обобщ-ся предметы некот.класса по опред.совокуп-ти признак.),сужден.(форма мысли,в кот. посредст. связи понят. что-либо утвержд. или отриц.),умозаключен.(рассужд.,в ходе кот. из одного или нескол.сужден. вывод. нов.сужден.,логич. след-щее из 1-ых),гипотезы(выражен. в понят. предполож.,имеющ. целью дать предварит.объяснен. как.-либо факту или группе фактов),теор.(высш.форма организац. науч.знан.,дающ. целост.представлен. о законом-тях и сущ-ых связ. опред.обл-ти дейст-ти.Уров. познан.:обыденно-практич.(опир-ся на повседнев. жизнен.опыт чела)и науч.(отлич. от обыд.-практич. множ-вом св-в:проникнов. в сущ-ть объекта познан.,сист-тью,доказ-тью,строг-тью и однознач-тью языка,фиксац. методов получ. знан. и т.д.),эмпирич. и теоретич..Эмпирич. и теоретич.уров. выдел. внутри собствен.науч.знан.Их отлич. особ-ти процед. обобщен. фактов,примен. методы познан.,направ-ть познават.усил. на фиксац. фактов или создан. общ.объяснит.схем и др. Роль веры,творч-ва и интуиц. в познават.проц.Платон счит. творч-во божест.способ-тью,родствен. особ.виду безум.Христиан.традиц. истолков. творч-во как высш.проявлен. божест-го в челе.Кант усматр. в творч-ве отличит.черту гения и противопост. творч.деят-ть рационал.Механ-мы твор-ва до сих пор изуч. еще недостат.Но мож. с опред-тью сказ.,что твор-во представ. соб. продукт биосоц.эволюц. чела.Возмож-ть к твор-ву залож. не просто в биофизич. и нейро-физиологич.стру-рах мозга,но в его«функционал.архитектонике».Творч-во не противополож. рационал-ти,а яв-ся ее естествен. и необход.дополнен.Одно без др-го просто не мог. бы сущ-ть.Творч-во,протек. подсознат. или бессознат.,не подчин-сь опред.правил. и стандарт.,в конеч.счете на уров. резул-ов мож. быть консолидир-но с рационал.деят-тью,включ. в нее,мож. стать ее состав.част. или в ряде случ. привести к создан. нов.вид. рационал.деят-ти.Что же образ. механ-м творч-ва,его пружину,его отличит.особ-ти?Важнейш. из так.механ-в яв-ся интуиц.Соврем.психолог. творч-ва и нейрофизиол. позвол. с уверен-тью утвержд.,что интуиц. включ. в себя ряд опред.этап.К ним относ.:1.накоплен. и бессознат.распред. образов и абстракц. в сист. памяти;2.неосознан.комбиниров. и переработ. накоплен.абстракц.,образов и правил в цел. реш. опред.задачи;3.четк.осознан. задачи;4.неожид. для дан.чела нахожд.решен.,удовлет-го сформулир.задаче.В проц. творч-ва и интуиц. соверш. слож.функционал.переходы,в кот. на как.-то этапе разрознен.деят-ть по опериров. абстрактн. и чувствен.знан-ми,соответ-но осущ-мая лев. и прав.полушар.,внезап. объед-ся,приводя к получ. иском.резул-та,к озарен.,к некоему творч.воспламенен.,кот. восприним. как открыт.,как высвечив. того,что ран. наход-сь во мраке бессознат.деят-ти.

Познан. как постижен. истины и основ.концепц. истины.Истина-адекват. отражен. объекта познающ.субъект.,воспроизвед. его так,как он сущ. сам по себе,вне и не завис. от чела и его сознан.;объектив.содерж. чувств.эмпирич.опыта,понят.,идей,сужден.,теор.,учен. и целост.карт. мира в диалек-ке ее развит.Т.к.,познан. мира осущ-ся разум. чела на основе априор.форм рассудка,то проц. постиж. истины долж. идти по пути исслед. закон. разума.Абсолют.истина-так.знан.,кот. полн-тью исчерпыв. предмет и не мож. быть опроверг-то при дальнейш.развит. познан.Относител.истина–истина,отраж. предмет не полн-тью,а в историч. обусловлен.предел.Конкрет.истина–истина,раскрыв-щая сущест.моменты предмета с учет. конкрет.услов. его развит.Полож.,соглас. кот. Истина-знан.,соответ-щее своему предм.,совпад. с ним,-есть соответст. знан. дейст-ти,яв-ся глав. в классич.концепц. истины.В соврем.философ. особен. отчетл. выдел-ся 3 концепц. истины:соответ-вия,когерент-ти и прагматич-ти.Соглас. концепц. соответ-вия,истин-ми яв-ся высказыв.,кот. соответ-т дейст-ти.Под когерент-тью поним. сцеплен. и непротивореч-ть высказыв.Концепц. когерент-ти истины не отмен.,а обогащ. концепц. соответ-вия.Концепц.,в кот. критер. истин-ти выступ. прак-ка,назыв. прагматич.концепц. истины.Смысл нов.концепц.:надо на деле,в действ. пров-ть сужден. на истин-ть и лож-ть,не огранич-ть себя всего лишь теоретич.рассужден.3 концепц. истины не отмен.,а дополн. др. др-а.Поэт. надо учитыв. все 3 концепц. истины.

Возникнов. и развит. науки,ее ф-ции.Элементар.наука возник. тогда,когда произош. отделен. умствен.труда от физич-го и сформир. особ.группа люд.-учен.,для кот. науч. деят-ть стала профес-й.Предпос. науки создав-сь в форме эмпирич.знан. о природе и общ-ве,в виде зачатк. астроном.,этики,логики,математ. и др.Эт.зачатки сведен. и знан. объедин-сь в рамках философ.В антич-ти и сред.века понят.«философ.»,«знан.»и«наука»совпад.В сред.века появ-сь публич.диспуты,шедшие по жестк.ритуалу.Им на смену приш. непринужден.диалог меж. люд. в эп.Возрожд.В послед-м формы диспута и диалога перерос. в процед. защиты диссертац.Наука ориентир-ся на поиск сущ-ти,того,что не дано непосред-но чув-вам.Начин. с антич-ти,ф-цией науч.деят-ти стала объяснит-ая.Идея рационал-ти постепен. допол-сь идеей возмож-ти перевести идеал.объект в материал.Предвест-ом опыт.науки стал Р.Бэкон.Он предлаг. опир-ся на опыт,больш.значен. придав. матем-ке,обращ-ся к пробл. естествознан.Наука в собствен.смысле слова возник. в 16-17вв.,когда«наряду с эмпирич.правил. и завис-ми формир-ся теор.,позвол-щая получ. эмпирич.завис-ти как следств. из теоретич.постулат.».Наука,в отлич. от обыден.знан.,довод. изучен. объек-в до уров. теоретич.анализа.Как соц.институт наука оформ. в 17-18вв.,когда возник. перв.науч.общ-ва,академ. и науч.журналы.Ориентац. на изуч. объектив.мира вещ. и вещн.отнош. в кач-ве ф-ции науки выдвиг. задачу познан. с цел. передел. и преобразов. природы.В 18-19вв. значит. сильн. подчерк-сь связь науки с прак-кой,ее обществ.полез-ть.Обращен-ть науки к челу особен. стала замет. с сер.20в.Эт. вызвано тем,что автоматизац. освобожд. работ-ка из технологич.подчинен. машине.Усил-сь роль науки как соц. и политич.силы общ-ва.Наука использ-ся для разработ. планов и программ соц. и экономич.развит.,для грамот.политич.управлен.

Науч.познан. и его специфич.признаки.Ориентац. науки на изуч. объек-в,кот. мог. быть включ. в деят-ть,и их исслед. как подчин-ся объектив.закон. функционир. и развит. состав. одну из важнейш.особен-тей науч.познан.Эт.особ-ть отлич. его от др.форм познават.деят-ти чела.Науч.познан. отраж. объекты природы не в форме созерцан.,а в форме прак-ки.Нацелен-ть науки на изуч. не тол. объек-в,преобраз-х в сегодняш.прак-ке,но и тех,кот. мог. стать предмет. массов.практич.освоен. в будущ.,яв-ся втор.отличит.черт. науч.познан.Систем-ть и обоснов-ть науч.знан.-еще один сущест.признак,отлич. его от продук. обыден.познавател.деят-ти люд.В истор. науки мож. выдел. 2 этапа ее развит.:зарожд-ся науку(преднауку)и науку в собствен.смысле слова.На стад. преднауки познан. отраж. преимущ-но те вещи и способы их изменен.,с кот. чел многократ. сталк-ся в производ-ве и обыден.опыте.Благод. методу гипотез науч.познан. как бы освобожд. от жестк.связи с наличн.прак-кой и начин. прогнозир-ть способы изменен. объек-в,кот. в принц. мог. бы быть освоены в будущ.С эт.момента конч-ся этап преднауки и начин. наука в собствен.смысле слова.В ней наряду с эмпирич.завис-ми и фактами формир. особ.тип знан.-теор.При харак-ке природы науч.познан. мож. выдел. сист. отличит.признак. науки,среди кот. глав. яв-ся:1.предмет-ть и объектив-ть науч.знан.;2.выход науки за рамки обыден.опыта и изучен. ею объек-в относит-но независ. от сегодняш.возмож-тей их практич.освоен.

Идеалы и нормы исслед-ния,науч.карт. мира,философ.принц.Среди идеал. и норм исслед-ия выдел.:1.познават.устан-ки,кот. регулир. проц. воспроизвед. объекта в различ.форм. науч.знан.;2.соц.нормативы,кот. фиксир. роль науки и ее цен-ть для общест.жиз. на опред.этапе историч.развит.,управл. проц-м комуникац. исслед-лей,отнош-ми науч.сообщ-в и учрежден. др. с др-м и с общ-ом в цел.Познават.идеалы наук им-т достат-но слож.организац.,выдел.:1.идеалы и нормы объяснен. и описан.,2.доказат-ти и обоснов-ти знан.,3.построен. и организац. знан.В содерж. идеал. и норм науч.исслед-ния выдел. 3 уров.:1-й-представ. приз-ми,кот. отлич. науку от др.форм познан.,2-й-представл. историческиизменчив.устан-ми,кот. характ-т стиль мышлен.,домин-щий в науке на опред.этапе ее развит.,3-й-в кот. устан-ки 2 уров. конкретиз-ся применит-но к специф. предмет.обл-ти кажд.науки.Идеалы и нормы регулир. построен. различ.типов теор.,осущ-ние,наблюд. и формир. эмпирич.фактов.Обобщен.харак-ка предмета исслед-ния ввод-ся в карт. реал-ти посред-ом представлен.:1.о фундаментал.объек-х,из кот. полаг-ся построен-ми все др.объекты,изуч-мые соответ.наук.;2.о типолог. изуч-мых объек-в;3.об общ.закономер-тях их взаимодейст.;4.о пространст.-времен.стру-ре реал-ти.Карт. мира мож. рассмат. в кач-ве некотор.теоретич.модели исследуем.реал-ти,но эт.модель отлич. от модел. конкрет.теор.:1.на одну и ту же карт. мира мож. опир-ся множ-во теор.,2.спец.карт. мира мож. отлич. от теоретич.схем.В гетероген-ти философ.основан. выдел. 2 взаимосвяз.подсист.:отологич-ю,представлен. сеткой категор.,кот. служ. матрицей пониман. и познан. исследуем.объек-в и эпистемологич-ю,выражен. категорал.схем-и,кот. характ-т познават.проц. и их резул-т.Обе подсист. историч. развивив. в завис-ти от типов объек-в,кот. осваив. наука и от эволюц. норматив.стру-ур,обеспеч-щих освоен. эт.объек-в.

Феномен науч.революц.Наибол. очевид.прим. науч.революц. представ. соб. те знамен.эпизоды в развит. науки,за кот. уже давно закрепил. назван. революц.Науч.революц. рассмат. как некумулятив.эпизоды развит. науки,во время кот. стар.парадигма замещ. целик. или частич. нов.парадиг.,несовмест. со стар.Науч.революц. во мног. начин. с возрастан. сознан.,часто огранич. узким подразделен. науч.сообщ-ва,что сущ-щая парадигма переест. адекват. функц-ть при исслед. того аспекта природы,к кот. сама эт.парадигма раньше пролож. путь.И в политич. и в науч.развит. осознан. нарушен. ф-ции,кот. мож. привести к кризису,состав. предпос. революц.Науч.революц. долж. рассмат. как дейст-но революц.преобразован. тол. по отнош. к той отрасли,чью парадиг. они затраг-т.Подоб. выбору меж. конкурир-ми политич.институт.,выбор меж. конкурир.парадиг. оказ. выб-м меж. несовмест. модел. жизни сообщ-ва.Вследст. того,что выбор нос. так.харак-р,он не детерминир. и не мож. быть детерминир. просто оценоч. харак-ками процед. нормал.науки.Послед. завис. частич. от отдел. взят.парадиг.,а эт.парадиг. и яв-ся как раз объект. разноглас.Чтобы раскрыть,как происход. науч.революц. необход. рассмат. не тол. влиян. природы и логики,но также эффект-ть техники убежден. в соответ.группе,кот. образ. сооб-во ученых.Нов.теор. не долж. противореч. ни одной из предшест-щих ей,она мож. кас-ся исключит. тех явлен.,кот. ранее не были извест.Или нов.теор. мож. быть просто теор. бол. высок.уров.,чем теор.,извест. ран.,-теор.,кот. связ. воедино группу теор. бол. низк.уров.,так что ее формир. протек. без сущ-го изменен. люб. из них.Мож. представ. себе еще и др. возмож.связи меж. стар. и нов.теор.,не ведущ. к несовмест-ти тех и др-х.Кажд. из них в отдел-ти и все вместе мог. служить пример. историч.проц.,ведущ. к развит.науки.

Методолог. науч.познан.Следован. методу обеспеч. регуляц. и контроль в деят-ти,задает ее логику.В современ.представлен. под методолог. подраз-ся сист. исходн.,основополаг.принц-в,опред-х способ подхода к явлен.,харак-р и направ-ть познават-й,оценоч. и практич.деят-ти.С отделен. част.наук от философ. помимо философ.методологич.изыскан. развились внутринауч.В част.науках изуч. не тол. те или иные объекты и их св-ва,но и приемы и сред-ва постижен. эт.объектов.Методологич.инструментар. современ.науки обогащ. своеобраз.синтезом концеп. жестк. детерминац. и вероятност.подхода.Вероят-ть-виден. мира,важнейш. составл-ми кот-го яв-ся категор. случ-ти,независ-ти,иерархия уров.,внут.актив-ть сист.В 20-21 вв. методолог. выход. за границы познан.,рассмат. схемы деят-ти,интегрир-ые в повседнев.опыт индивидов,осмыслив. культур.проблем-ку.В познан. учит-ся все слож-ти развит.науки:1.внут.саморазвит.,взаимодейст. тех или иных концептуал.сист. с др.теоретич.сист.;2.обуслов-ть развит. науки внеш.экономич.,соц.-политич.,культур.фактор.Движ.силой развит. науки яв-ся также противореч.:меж. теор. и практик.,традиц-ми и новатор-ом,истиной и заблужден.,меж. специализац. и необход-тью целост.взгляда на мир и т.п.3-м тип. науч.рацион-ти соответ. 3 типа методолог. науки: 1.классика;2.неклассика;3.постпозитивизм и все те современ.методологич.исследован.,в кот. учитыв. проблемат. социокультур.детерминац. науч.познан.В соответ. со стру-рой науки выдел. уров.:1.философ.методолог.,рассмат. общ.принципы познан. и категориал.строй науки;2.общенауч.принц-в и форм исслед.,примен-х в различ.отраслях науки;3.конкрет.-науч.методолог.,т.е. совокуп-ть методов,принц-в и процед. исслед.,использ-х в конкрет. науч.дисцип.;4.методики и техники исслед.,т.е. набор процед.,обеспеч. получ. достовер. эмпирич.дан-х и их первич.обраб-ку.

Методы эмпирич. и теоретич.исслед.Эмпирич.исслед. нацелено на непосредст.изуч. явлен.,теоретич.-на выяснен. сущ-ти и объектив.закономер-ти в изуч-м проц.,явлен.В эмпирич.исслед. использ. приборы,экспериментал.установки и др.материал.сред-ва,эмпирич.язык науки.На теоретич.уров. в кач-ве сред-ва познан. выступ. теоретич.язык,в терминах кот-го представ. абстрак.объекты,яв-еся логич.реконструк-ми реал.объектов и их связей,отношен.К основ.методам эмпирич.исслед. относ.:наблюден.(целенаправ.восприят. предмет. и явлен.,непосред-ное и с пом. прибор.,в их естест.виде;опир-ся не тол. на раб. орган.чув-в,но и на вырабат-ю наук. способ-ть истолков. чувствен.данные;различ. внеш.(со стор.)и включен.(наблюд-ль выступ. участ. изуч.проц.)),измерен.(установлен. одной велич. с пом. др-й,принят. за эталон,а также описан. эт.процед.),сравнен.(познават.операц.,выявляющ. сход-во или различ. однород.предмет.,объект. либо фаз развит. одного и того же объекта,явлен.),эксперимент(изуч. некотор.состоян. предмета наблюден.,естест.образом не всегда присущ. предмету) и описан.(осущ-ся в форме обыч.языка,а также при пом. языка науки(символ.,матриц,график. и т.д.).Основ.формами теоретич. науч.познан. яв-ся идея(понят.,обознач. смысл, значен.,сущ-ть вещи),проблема(выраст. из потреб-тей практич.деят-ти чела в ходе стремлен. к нов.знанию),гипотеза(знан.,в основе кот. леж. предполож.,это еще не доказан. теоретич.построен.,рассужден.,теор.(концеп.)(отраж. закономер-ти,сущ-тные харак-ки опред.обл-ти дейст-ти).Одним из метод. теоретич.исслед. выступ. аналогия-прием познан.,при кот. на основе сход-ва объектов в одних признаках заключ. об их сход-ве и в др.признаках.Аналог. одноврем. яв-ся общелогич.методом познан.Идеализац.-мыслит.проц-ра,связ. с образован. абстракт.(идеализир.)объект.,не сущ-их в дейст-ти.В целом все методы исслед.,эмпирич.,теоретич. и общелогич. сост. един.комплекс.Эмпирич.исслед.,обнаруж. нов.факты и завис-ти,стимулир. развит. теор.Теоретич.деят-ть интерпрет. основ. эмпирич.факты и завис-ти,предсказ. и вовлек. в массив исслед. нов.факты,организ. эмпирич.деят-ть.

Общелогич.приемы и проц-ры науч.исслед.Анализ-расчленен. целост.предмета на составл.части(стор.,признаки,св-ва или отнош.)с целью их всесторон.изуч.Синтез-соедин. ран. выдел.частей предмета в един.целое.Анализ и синтез яв-ся наибол. элементар. и прост.прием. познан.,кот. леж. в сам.фундаменте человеч.мышлен.Абстрагирован.-особ.прием мышлен.,кот. заключ. в отвлечен. от ряда св-в и отнош. изуч.явлен. с одноврем.выделен. интер-щих нас св-в и отнош.Индукц.-метод исслед. и спос. рассужден.,в кот. общ.вывод строится на основе част.посылок.Дедукц.-способ рассужд.,посред-м кот-го из общ.посылок с необход-тью след. заключ. част.харак-ра.Основ. индукц. яв-ся опыт,эксперимент и наблюд.,в ходе кот-х собир. отдел.факты. Аналогия-прием познан.,при кот. на основе сход-ва объектов в одних признаках заключ. об их сход-ве и в др.признаках.Умозаключен.-перенос информ. об одних объект. на др.,состав. гносеологич.основу моделирован.Моделирован.-изуч. объекта путем создан. и исслед. его копии(модели),замещ. оригинал с опред.сторон,интерес-х познан.Модель всегда соответ-т объекту в тех св-вах,кот. подлеж. изуч.,но в то же время отлич. от него по ряду др.признаков,что дел. модель удоб. для исслед. интерес-го нас объекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"