Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по философии.docx

— 164.84 Кб (Скачать файл)

Философ. Нов.врем. 17в.В Нов.время наукой стали заним-ся ради практич.пользы.Появ-сь стремлен. познать природу.Природа стала поним-ся как практич.быт. и поэт. гл.наук. стало естествознан.Особ-тью науки Нов.Врем. яв-ся,с одной стор.,опора на опытно-экспериментал.знан. как сред-во достиж. истины,свобод. от авторитет. и догматов и,с др.стор.,успехи математ.Лидер. естествознан. среди наук стала механика(наука о движ. тел,наблюд. непосред-но или с пом. инструм-в).Формир. механич. и метафизич.карт.мира.С позиц. дан.карт.мира тракт-ся все явлен. природы.В дан.карт.мира роль Бога сведена к мин-му-создан. матер. и ее первотолчка.Дал.-развит. мира подчин. закон. прич.-следствен.связей.Развит. науки побужд. филос. постоян. соглас-ть свои представлен. с достижен. науки.Философ. переним. у естествознан. стиль мышлен.,идеалы,цен-ти.Акцент филос-в 17в.-на методологич.пробл-х.Познан. рассмат. как зеркал. дейст-ти в сознан. чела.Разуму отвод. роль сторон.наблюдат.

Француз.материализм 18в.Француз.филос. защищ. принц. материал-ти мира в его механистич.форме,хотя в воззрен. некот. из них и содер-сь диалектич.идеи развит. орган-ов.У француз.просветит. им-сь значител.расхожд. во взгляд.,вплоть до противополож.позиц.Но все они исход. из принц.:если чел,его лич.кач-ва завис. от окруж.среды,то и его пороки также яв-ся резул-том влиян. эт.среды.Чтобы передел. чела,освоб. его от недостатк.,развить в нем положит.стор.,необход. преобраз. окруж. и прежде всего обществен.среду.Они заним. одну позиц. в том,что жив. в перелом.время,время приближ-ся торж-ва разума,победы просветител.идей,в«век триумфа философ.».Цент-м,вокруг кот. сгруп-сь философы и их единомышлен.,оказ-сь знаменит.«Энциклопед.,или Толков.словарь наук,искусств и ремесел».Эт.труд яв-ет соб. эпоху в духов.жиз. всего мира.Ламетри доказ.,что форма неотдел. от матер. и что матер. связ. с движен.Указ. на материал.харак-р одуш-ти живот. и чела.Изуч. чела как механ-м,надеясь,что эт. привед. к раскрыт. сущ-ти его мыслител. и чувствен.деят-ти.Дидро высказ. мысль,соглас. кот. от молек. до чела тян-ся цепь сущ-в,переход-х от состоян. живого оцепенен. до состоян. максим.расцвета разума.Утверж.,что душа–продукт един-ва орган-ма,его целост-ти.По его мысли все измен.,исчез.,тол. цел. ост-ся.Мир беспрерыв. зарожд. и умир.Соглас. Гольбаху,матер. сущ-т сама по себе,яв-сь прич. всего:она–своя собствен.прич.Все материал.тела сост. из атомов.Имен. Гольб. дал«классич.»опред. матер.:есть все то в объектив.реал-ти,что,воздейст. как.-либо образ. на наши чув-ва,вызыв. ощущен.Матер. сост. из неизмен. и неделим.атомов,св-ва кот-х-протяж-ть,вес,фигура, непрониц-ть.Из дейст. и противодейст. всех сущ-в получ. ряд движен.,подчинен. постоян. и неизмен.закон.Различ. 2 рода движен.:1.движ.масс,благод. кот. тела перенос. с одного места на др.;2.внут. и скрыт.движен.,зависящ. от св-ной телу энерг.

Философ. Канта:докритич. и критич.периоды.Все твор-во Канта мож. раздел. на 2 больш.периода:докритич.(до нач.70-х гг. 18в.);критич.(нач.70-х гг. 18в. и до 1804г.).В теч. докритич.периода философ.интерес Канта был направ. на пробл. естествознан. и природы.В критич.период интерес Канта сместил. на вопр. деят-ти разума,познан.,механ. познан.,границ познан.,логики,этики,соц.философ.Свое наимен. Критич.период получ. в связи с назван. вышед. в то время 3-х фундаментал. философ.произведен. Канта:"Критика чист.разума";"Крит.практич.разума";"Крит.способ-ти сужден.".Важнейш.пробл. философ.исслед. Канта докритич.периода были пробл.бытия,природы,естествознан.Новатор-во Канта при исслед. дан.пробл. заключ. в том,что он был одним из перв.филос.,кот.,рассмат. дан.пробл.,больш.вниман. удел. пробл. развит.В основе философ.исслед. Канта критич.периода леж. пробл. познан.В своей книге"Крит.чист.разума"Кант отстаив. идею агностицизма-невозмож-ти познан. окруж.дейст-ти.Он выдвиг. гипот.,соглас. кот. прич. труд-тей при познан. яв-ся не окруж.дейст-ть-объект,а субъект познават.деят-ти-чел.,а точн.,его разум.Познават.возмож-ти человеч.разума огранич.(разум не мож. всего).Как тол. разум чела со своим арсенал. познав.сред-в пыт-ся выйти за собствен.рамки познан.,он наталк. на неразреш. противореч.-антиномии:1.Огранич-ть прост-ва–мир им. начало во врем. и огранич. в прост-ве;мир не им. начала во врем. и безгранич.;2.Простое и слож.-сущ-т тол. прост.элем. и то,что сост. из прост.;в мире нет ничего простого.;3.Свобода и прич-ть–сущ. не тол. прич-ть по закон. природы,но и свобода;свободы не сущ.,все в мире соверш. в силу строг. прич-ти по закон. природы.;4.Налич. Бога–есть Бог–безуслов. необход.сущ-во,прич. всего сущего;Бога нет,нет никак. абсолют. необход.сущ-ва–прич. всего сущего.Налич. антиномий-доказ-во налич. границ познав.способ-тей разума.Кант классифиц. само знан. как резул. познав.деят-ти и выдел. 3 понят.,характер.знан.:Апостериорн.знан.-кот. получ. чел в резул-те опыта;Априорн.знан.-доопытн.,кот. сущ. в разуме изначал. и не треб. никак. опыт.док-ва;"Вещь в себе"(одно из централ.понят. всей философ. Канта)-внут.сущ-ть вещи,кот. никогда не буд. познана разумом.При познан. разум наталк. на 2 непрониц.границы:собствен.(внут. для разума),за кот. возник. неразреш.противореч.-антином.;внеш.-внут.сущ-ть вещ. в себе.Наряду с "чист.разум."-сознан.,осущ. мыслит.деят-ть и познан.,Кант выдел."практич.разум",под кот. поним. нравст-ть и также подверг. его крит. в своем др. ключ.произвед.-"Крит.практич.разума".Кант приход. к след.вывод.:чист.нравст-ть-признан. всеми добродет-ное обществен.сознан.,кот. отдел.индивид восприн. как свое собст-ное;между чист.нравст-тью и реал.жизн. сущ. сильн.противореч.;мораль,повед. чела долж. быть независ. от всяк. внеш.услов. и долж. подчин. тол. морал.закону.Кант след.образ. сформулир. морал.закон и назвал его категорич.императивом:"Поступ. так,чтобы максима твоего поступ. мог. быть принц. всеобщ. законодат-ва".В своей 3 книге критич.периода-"Крит.способ-ти сужден."-Кант выдвиг. идею всеобщ.целесообраз-ти:целесообраз-ти в эстетике(чел надел. способ-ми,кот. долж. максим. успеш. использ. в различ.сферах жиз. и кул-ры);целесообраз-ти в природе(все в прир. им. свой смысл-в организац. жив.природы,организац. нежив.прир.,строен.орган-ов, размножен., развит.);целесообраз-ти духа(налич. Бога).

Сист. и метод в философ. Гегеля.Гегелем были выдвин. и подроб. разработ.:теор. объектив.идеализма(стержнев.понят. кот. яв-ся абсолют.идея-Миров.дух);диалек-ка как всеобщ.философ.метод.Гл.идея онтолог. Гегеля-отождествлен. бытия и мышлен.В резул-те дан.отождествлен. Гегель вывод. особ.философ.понят.-Абсолют.идея-эт.:един-но сущ-щая подлин.реал-ть;первоприч. всего окруж.мира,его предмет. и явлен.;Миров.дух,облад. самосознан. и способ-тью творить. След.ключ.онтологич.понят. философ. Гегеля яв-ся отчужден.Абсолют.дух,о кот. нельзя сказ. ничего опред-го,отчужд. себя в виде:окруж.мира;природы;чела;а затем, после отчужден. через мышлен. и деят-ть чела,закономер.ход истор. возвращ. снова к сам. себе.Само отчужд. вкл. в себя:творен. матер. из воздуха;слож.отнош. меж. объект. и субъектом-через человеч.деят-ть Миров.дух опредмеч. себя; искаж., неправил.пониман. челом окруж.мира.Чел-носит. абсолют.идеи.Сознан. кажд.чела-частица Миров.духа.Им-но в челе абстракт. и безлич. миров.дух приобрет. волю,лич-ть,харак-р,индивид-ть.Диалек-ка,по Гегелю, -основополаг.закон развит. и существован. Миров.духа и сотворен. им окруж.мира.Смысл диалек-ки в том,что:все-Миров.дух,"конеч.дух"-чел,предметы и явлен. окруж.мира,проц.- содерж. в себе противополож.начала;дан.начала наход-ся в противореч. по отнош. др. к др.,но,одноврем.,едины по своей сути и взаимодейст.;един-во и борьба противополож-тей-основа развит. и существован. всего в мире.Природу(окруж.мир)Гегель поним. как инобытие идеи.Дух,по Гегелю,им. 3 разновид-ти:Субъектив.дух-душа,сознан. отдел.чела("дух для себя");Объектив.дух-"дух общ-ва в целом";Абсолют.дух-высш. проявлен. духа,вечно действител.истина.Выражен. Абсолют.духа яв-ся:искус-во;религ.;философ.Гегель дел. всю истор. человеч-ва на 3 больш.эры:Восточ.эра-когда в общ-ве осозн. себя,польз-ся свобод. и всеми благами жиз. лишь один чел-фараон,кит.императ. и т.д.,а все остальн. яв-ся его рабами и слуг.;Антично-средневек.эра-когда себя стала осознав. уже группа люд.(глава госуд-ва,окружен.,феодалы),однако основн.масса подавлена и не свобод.,завис. от "верхушки" и служ. ей;Германск.эра-когда себя осозн. и свобод. все.

Антропологич.материализм  Фейербаха. Ран.период философ. Фейербаха характер. критик.идеалистич.философ.,особ-но Гегеля. Философ. Гегеля он счит. искусствен.,подверж. предрассудк.,обращен. в прошл.,не соответ-щей новейш.достижен. науки.Фейербах выдвин. теор. антропологич.материализма:един-но сущ-ми реал-тями яв-ся природа и чел;чел яв-ся част. природы;чел есть един-во материал-го и духов-го;чел долж. стать гл.интерес. философ.;идея сущ. не сама по себе,а есть продукт сознан. чела;Бога как отдел. и самостоят.реал-ти не сущ-т;Бог-плод воображ. чела;природа(матер.)вечна и бесконеч.,никем не сотворима и никем не уничтож.;все,что нас окруж.-различ.проявлен. матер.Особ.место заним. пробл. Бога.Фейербах выступ. с атеистич.позиц.;тесно увязыв. пробл. Бога с антрополог.Основ.полож. атеистическо-антропологич.теор.:Бога как самостоят.реал-ти нет;Бог-порожден. сознан. чела;религ.-глубоко разработ. мифологич.-фантастич.идеолог. и не им. ничего общ. с реал-тью;распространен. религ. стало возмож. благод. невеж-ву чела,его тяжел.жизнен.услов.;корни религ.-в чув-ве бесил. чела перед внеш.мир.,его завис-ти от него и незащищ-ти;мысль о Боге утеш. чела,притупл. его страх и аффекты;Бог-идеал.образ чела,создан. челом,эт. то,чем хот. бы себя вид. чел;Бог в дейст-ти не яв-ся творцом,Он-творен. чела,его разума,в то время как истин.творец-чел.Соц.-политич.взгляды Фейербаха были обуслов. его антропологич.философ.Суть эт.взгляд.:чел-уникал.биологич.сущ-во,наделен. волей,разумом,чув-вами,желан.;полнокров.реализац. челом своего"Я"возмож. тол. во взаимодейст. с"Ты"(др.люд.)-чел мож. жить тол. в общ-ве;основ. связей меж. люд. в общ-ве,стержн. обще-ва долж. стать религ.;дан.религ. долж. быть основ. не на вере в Бога,а на иных принц-х;необход. отброс. традицион.религ. и замен. ее религ. любви люд. к др. др-у и религ. любви внут. семьи как наибол. отвеч. природе чела;смысл. жиз. чела долж. стать стремлен. к счастью.

Основ.направлен. развит. и  типологич.харак-ки рус.философ. Рус.философ. развив. исключит. автономно,самостоят.,независ. от европейск. и миров.философ.,не наход. под влиян. многочисл.философ.направл. Запада-эмпиризма,рационализма,идеализма и др.В то же время рус.философ. отлич. глубина,всесторон-ть,достат. специфич.круг исслед.пробл.,порой непонят. для Запада.Характер.черт. рус.философ. яв-ся:сильн.подверж-ть религио.влиян.,особ. православ. и языч-ву;специфич.форма выражен. философ.мыслей-худож.твор-во,литерат.критика,публиц-ка,искус-во,"эзопов язык";целост-ть,стремлен. почти всех философ. заним. не отдел.пробл-кой,а всем комплек. актуал.пробл.;больш.роль пробл. морали и нравст-ти;конкрет-ть;широк. распростран. в массах,понят-ть прост.народу.Основы пред-та рус.философ. состав.:пробл. чела;космизм;пробл. морали и нравст-ти;пробл. выбора историч.пути развит. России-меж. Восток. и Запад.;пробл. власти;пробл. госуд-ва;пробл. соц.справед-ти;пробл. идеал.общ-ва;пробл. буд-го.Основ.этапы рус.философ.:период зарожд. древнерус.философ. и раннехристиан.философ. Руси;философ. периода татаро-монгол.ига,зарожд.,становлен. и развит. централизов. рус.госуд-ва;философ. 18в.;философ. 19в.;рус. и совет.философ. 20в.

Философ.мысль Беларуси.Отлич.черт. белорус.философ. яв-ся чутк. и незамедлит. реагир. на ключ.событ. в жиз. народа и отраж. культ.-политич.истор. Беларуси в национал.общест.-политич.твор-ве.Формир. белорус.философ.мысли связ. с проц. христианизац. на Беларуси и развит. идей христиан. Просвещен.Становлен. профес.философ.деят-ти на Беларуси связ. с период. Возрожд.(16–17в.)и Реформац.Специфич.черт. белорус. философ. эп.Возрожд. мож. назвать след.:в отлич. от Запад.Европы здесь не получ. реш-го развит. принц. индивид.своб.;в отеч.философ.прак-ке доминир. идея права,как одного из основ.институт. госуд.управлен.;гуманистич.идеи Ренессанса на Беларуси тесно связ. с идеями и прак-кой Реформац.В истор.  философ.мысли Беларуси эп.Ренессанса мож. выдел. след.направл.:радикал. реформац.-гуманистич.(концентрир. вниман. на пробл. сущ-ти лич.веры в Божествен.Откровен.);умерен. реформац.-гуманистич.течен.(стремил. к выраб. компромис.форм соедин. и согласован. антич.,средневеков. и ренессан. философ. и христиан.-богослов.позиц.);атеистич.-гуманистич.направл.(отверг. идея Божествен.откровен.,не поддерж. концеп. врожден.идей,обосновыв. естест.-природ.происхожд. чела и человеч.морали).В 17в. в белорус.философ. развив. рационалистич.направл. (С.Будный),изначал. связан. с науч.изучен. библейских текст.,а затем и объектив.познан. природы и общ-ва.Развит. философ. мысли Беларуси 17–нач.18вв. проход. под знак. идейн.борьбы православ. и униатства.Кон.18–нач.19вв. связ. со становл. практич.естествознан. и его философ.осмыслен.;анализир. пробл. познан.,методы науч.деят-ти,спос. построен. науки.Закат тенденц. Просвещен. наблюд. уже в сер.19в.,когда происход. смена духов.-нравствен.ориентир.,связан. с вхожден. в сост. Рос.Импер.С сер.19ст. философ.мысль акцент-т проблем-ку поиска национал.культ.идентификац.,идеи национал.-культ.возрожд.В нач.20в. мож. выдел. 3 направл. философ.мысли Беларуси–религиоз.-идеалистич.(не приним. революц.сред-в преобраз. общ-ва и счит.,что обновлен. общ-ва возмож. тол. на религиоз.христиан.основе),марксистск.(раздел. взгляды легал.маркс-тов с их идеолог. этич.социал-ма),национал.-возрожденч. (связ. с формир. философ.программ национал.возрожд. Беларуси;опас-ти для отеч-ва здесь вид-ся как в полонизац.,так и русификац. Беларуси).Соврем.период философ.творч-ва на Беларуси связ. с разработ. идей национал.самобыт-ти белорусов,формир. четк. мировоззренч.позиц.,включен-ти белорус. в миров.кул-ру и т.д.В цел.,спектр соврем.отеч.философ.исслед. кас-ся изуч. методолог. науч.деят-ти и исслед. по философ. науки и кул-ры,социолог.исслед. взаимоотнош. общ-во-природа, техноген.цивилизац.–чел, эстетич.пробл-ки и мн. др.

Марксист.философ.,неомарксизм.Марксист.философ. была созд. совместно 2-мя немец.учен. К.Марксом(1818-1883)и Ф.Энгельсом(1820-1895)во втор. полов. 19в. и яв-ся состав.частью бол. широк.учен.-марксизма,кот. наряду с философ. включ. в себя эконом.(политэкономию)и соц.-политич.проблем-ку (науч.коммунизм). Возникнов. марксизма и марксист.философ. способст-ли:предшест-щая материалистич. философ.;бурн.рост открыт. в науке и технике;крушен. идеал. Велик.француз.революц.,их невозмож-ть воплощен. в реал.жиз.;нарастан. соц.-классов. противореч. и конфлик.;кризис традиц.буржуаз.цен-тей.Марксист.философ. материал-на по своему харак-ру и сост. из 2-х больш.раздел.-диалектич.материал-ма(основ.вопр. философ. реш-ся в пользу бытия;сознан. поним. не как самостоят.сущ-ть,а как св-во матер. отраж. саму себя;матер. наход. в постоян.движен. и развит.;Бога нет,Он яв-ся идеал.образ.,плодом человеч.фантаз. для объяснен. явлен.,непонят. человеч-ву,и дает человеч-ву утешен. и надежду;Бог не оказ. никак.влиян. на окруж.дейст-ть;матер. вечна и бесконеч.,периодич. приним. нов.формы своего сущ-ния;важн.факт-ом развит. яв-ся прак-ка-преобраз. челом окруж.дейст-ти и преобразов. челом сам.чела;развит. происход. по закон. диалек-ки-един-ва и борьбы противополож.,перехода кол-ва в кач-во,отрицан. отрицан.)и историч.материализма(на кажд.этапе обществен.развит. люди для обеспеч. своей жизнедеят-ти вступ. в особ.,объектив.,не зависящ. от их воли производ.отнош.;производ.отнош.,уров. производит.сил образ. экономич.сист.,кот. яв-ся базисом для инстит. госуд-ва и общ-ва,общест.отнош.;указан. госуд-ные и общест.институты,общест.отнош. выступ. в кач-ве надстройки по отнош. к экономич.базису;базис и надстройка взаим. влияют др. на др.;в завис. от уров. развит. производит.сил и производст.отнош.,опред.типа базиса и надст-ки выдел. общест.-экономич.формац.-первобытнообщин.строй;рабовладельч.общ-во;азиатск.спос. произв-ва-особ. общест.-экономич.формац.,эконом. кот. основ. на масс-ом,коллектив.,жестко управл-ом госуд-вом труде свобод.люд.-земледельц. в долинах круп.рек;феодализм(эконом. основ. на круп.земельн.собст-ти и труде завис.крестьян);капитализм(промыш.производ-во,основанн. на труде свобод.,но не яв-ся собствен-ми сред-в производ-ва наем.рабоч.);социалистич.(коммунистич.)общ-во-основан. на свобод.труде равн.люд. при госуд-ной собст-ти на сред-ва производ-ва;рост уров. производст.сил привод. к изменен. производст.отнош. и смене общест.-экономич.формац. и общест.-политич.строя;уров. эконом.,материал.производ-во,производст.отнош. опред. судьбу госуд-ва и общ-ва,ход истор.).Неомарксизм–совокуп-ть марксист. и марксистки ориентировоч.течен.,характер-ся критич.отнош.,как к капитализ.,так и к«реал.социализ.»и его«марксист.-ленинск.»идеолог.Неомарк-ты предлаг. морал. и культур.революц.,кот. упразднила бы разлож-ся идеалистич.сист. либерализ. и замен. бы ее нов.культ.-идеологич.надстройк. со здоров.жизнеутвержд.этикой.Также неомарк-ты предполаг.,усил. миссионерск.роль католич.церкви,для морал. и духов.возрожд.,в резул-те чего,долж. возрод. сила ран.христ-ва и запад.-европейск.народы вновь подним-ся на духовн.высоту.Одной из своих идей они выдвиг. учен. о«культур.борьбе»или«культур.войне»,утвержд.,что издревле сущ. культур.модель общ-ва,кот.,начин. с эпохи ран.христ-ва,уступ. место нынеш.идеолог.,но сейчас эт.модель в возрожден.виде,призвана вновь занять свое место в мире.Неомаркс. приш. к выводу,что вся истор. человеч.кул-ры была истор. усугуб-ся«сумасшест.»человеч-ва,начав-ся в тот момент,когда индивид-ть противопостав. себя общине.Расколов-ся так.образ. общ-во,противопостав. себя природе,а кажд.человеч.индивид нач. противопост. свое духов.Я собствен.телес.влечен.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"