Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по философии.docx

— 164.84 Кб (Скачать файл)

Возмож-ти и границы науки,науч. и вненауч.знан.Возмож-ти науки в культ.прост-ве соответ-щей историч.эпохи опред. теми ф-циями,кот. она выпол.К эт.ф-циям обыч. относ. мировоз-ую,способ-ть науки выступ. в кач-ве производит. и соц.силы и др.Науч.познан. яв-ся одной,но не единст.формой познават.отнош. чела к миру.Появлен. науч.знан. не отмен. и не упраздн.,не сдел. бесполез. др.формы знан.Кажд.форме обществен.сознан. соответ. специфич.формы знан.В сам.общ.смысле науч.познан.-проц. получен. объектив.,истин.знан.Науч.знан. харак-ся объектив-тью,универсал-тью,претенд. на общезнач-ть.Когда разгранич. науч.,основан. на рационал-ти,и вненауч.знан.,то важ. понять,что вненауч.знан. не яв-ся чьей-то выдум. или фикц.Оно производ. в опред. интеллектуал.сообщ-вах,в соответ. с др.норм.,эталон.,им. собствен.источ. и сред-ва познан.Формы вненауч.знан.:ненауч.(разрознен.,несистематич.знан.,кот. не формализ. и не опис. закон.,наход. в противореч. с сущ-щей науч.карт.мира);донауч.(выступ. прототип.,предпосылоч.базой науч-го);паранауч.(несовместим. с им-ся гносеологич.стандарт);лженауч.(как сознат. эксплуатир-е домыслы и предрассудки); антинауч.(как утопич. и сознат.искаж-щее представлен. о действит-ти);псевдонауч.(представ. соб. интеллектуал.актив-ть,спекулир-щую на совокуп-ти популяр.теор.).

Этика науки и ее роль в становлен. соврем.типа науч.рационал-ти.В повседнев. науч.деят-ти обыч. быв. непросто сразу же оцен. получ.знан. как истину либо как заблужден.И эт.обстоят-во наход. отражен. в нормах науч.этики,кот. не треб.,чтобы резул-т кажд.исслед. непремен. был истин.знан.Они треб. лишь,чтобы эт.резул-т был нов.знан. и логич.,экспериментал. и пр.обоснов-м.Ответ-ть за соблюд. так.рода требован. леж. на сам.ученом,и он не мож. переадрес-ть ее кому-нибудь др-му.Нормы науч.этики редко формулир. в виде спец.переч. и кодекс.-они перед. молод.исслед-лям от их учител. и предшест-ов.Однако извест. попытки выявлен.,описан. и анализа эт.норм,предприн-ые гл.образ. в философ. и социолог. науки.В науч.деят-ти равно необход. как уважен. к тому,что сдел. предшест-ки,так и критич.отнош. к их резул-там.Бол. того,учен. долж. не тол. муж-но и настойч. отстаивать свои науч.убежден.,использ. все доступ. ему сред-ва логич. и эмпирич.аргументац.,но и облад. муж-вом отказ-ся от эт.убежден.,коль скоро буд. обнаруж. их ошибоч-ть.Отдел.наруш. этич.норм науки,хотя и мог. выз-ть серьез.труд-ти в развит. той или иной обл-ти знан.,в общ.,все же чреваты больш.неприят-тями для сам.нарушит.,чем для науки в цел.Но когда так.наруш. приобрет. массов.харак-р,под угроз. оказ. уже сама наука.Этич.нормы охват. сам.разн.стор. деят-ти учен.:проц. подгот-ки и провед. исслед.,публикац. науч.резул-ов,провед. науч.дискус.,когда сталкив-ся различ.т.з.В соврем.науке особ.остроту приобрели вопр.,кас-ся не столько норм взаимодейст. внутри науч.сооб-ва,ск-ко взаимоотнош. науки и учен. с общ-вом.Эт.круг вопр. часто обознач. как пробл. соц.ответст-ти учен.

Учен. о челе в стру-ре философ.знан.Чел,взят. в отдел-ти,а также рассмат-ый в родов. и соц.совокуп-ти,есть пробл.Им-но поэт.,ск-ко люд.,столько и пробл.Филос.-гуманисты и романтики всех врем. прославл. чела и человеч-ть.В челе ост-ся невероят. много скрытого,таинст-го.Его дейст. зачаст. не под-ся рационал.истолкован. и адекват.оценке с пом. сущ-щей теор. и методолог.Когда речь идёт,напр.,о науке,то в основн. она выступ. не иначе как человекознан.На это обращ. вниман. ещё К.Маркс,заявляя,что в тенденц.,в будущ. не тол. общест-ое,но и природ.-науч.знан. ясно обознач. как един.наука о челе.Бол. опред-но теснейш.связь науки с челом,изучен. его природы и услов. жиз. прояв-ся в так.наук.,как биолог.,психолог. и особ. общест.дисципл.Чел,так.образ.,изуч-ый,“цел.галак-кой наук»неизбеж. оказ. центр. всей сист. науч.знан.Чел и его антропологич.сущ-ть заним. централ.полож. в религ.Люб.традицион.религ. так или иначе,но всегда выступ. как мифологич.выражен. сущ-ти,назначен. чела,смысла,идеала его земн.жиз.Пробл. бога в религ.–эт. в итоге пробл. чела,а религиоз.символы и сужден.–отражен. различ.вид. человеч.опыта.Пример. так.же,централ.место,отвед. челу в полит. и праве,весь арсенал мысли и дейст. кот. им. тенденц. концентрир-ся на челе.Все сущ-щие экономич.теор. также во мног. глубоко антропоцентрич. и антропоген.Всё эт. свидет-ет о том,что опред-ть чела как централ.тему,пробл.,ядро философ. совсем не означ.,что имен. с эт. связ. собст-но философ.подход к челу.Если и есть как.-либо“безгранич.”дисципл. в изуч. чела,то антрополог.,взят. в её полн.объёме.

Пробл. антропогенеза в  философ. и науке.Чел.–слож.целост.сист.,кот. в свою очер. яв-ся компонент. бол.слож.сист.–биологич-й и соц-й.Суть пробл. антропогенеза сост. в том,как же историч. формир-ся чел как сущ-во биосоциал.До 19в. в европ.мысли господ-ла теистич.антропологич.концепц.,соглас. кот. мир появ-ся в резул-те акта божествен.творен.Эт. же относ. и к акту творен. чела:«И сказ. Бог:сотвор. чела по образу Наш-у,по подоб. Наш-у…».Соглас. эт.концепц.,мир не им. развит. и истор.Прошл. и будущ. точ. так. же,как и настоящ.Эт. пол-тью относ. и к челу.Мир и чел появ-сь потому,что так сказ. Бог–единст.прич. их творен.Интенсив.науч.осмыслен. пробл. антропогенеза нач-сь в 19в.И глав.достиж. в эт.обл-ти было связ. с утвержден. эволюцион.теор.В 1795г. геолог Дж.Геттон(1726–1797)сформулир. теор. эволюц. геологич.формац.Он представ. геологич.истор. Земли как повторен. циклов разрушен. одних континент. и возникнов. др-х,указав при эт. на сход-во современ. и древн. геологич.проц.В 1796г. Пьер Симон де Лаплас(1749–1827)предлож. космогонич.гипот. происхожд. Солнеч.сист.(гипот. Лапласа).В эт. же году Эразм Дарвин(1731–1802) опублик. теор. эволюц. жиз. в виде эпическ.поэмы«Зоономия»,в кот. в натурфилософ.форме развив. представлен. об эволюц. живот. под влиян. внеш.среды.Жан Батист Ламарк(1744–1829)создал достат-но целост.концепц. эволюц. жив.природы,соглас. кот. виды живот. и растен. постоян. измен-ся,услож-сь в своей организац. в резул-те влиян. внеш.среды и некоего внут.стремлен. всех орган-ов к усовершенст-нию.Ч.Дарвин(1809–1882) опублик. в 1859г. свой знамен.труд«Происхожд. вид. путем естест.отбора».В нем на основе обобщен. резул-ов собствен.наблюд. и достиж. биолог. и селекцион.прак-ки он вскрыл основ.фак-ры и прич. эволюц. органич.мира.А в1871г. в книге«Происхожд. чела и полов.отбор»он выдвин. гипот. происхожд. чела от обезьяноподоб.предка.Он показ.,что эволюц. в органич.мире осущ. в резул-те 3-х основ.факт-ов:изменч-ти(яв-ся основой образован. нов.признак. в строен. и ф-циях орган-ов),наслед-ти(закреп. эт.нов.признаки и особ-ти),и естест.отбора(под его воздейст. в проц. борьбы за сущ-ие устран-ся орган-мы,не способ. приспособ-ся к услов. сущ-ния).Он не затраг. роли труда в проц. антропогенеза.На эт.роль было обращ. вниман. в труд.теор. антропогенеза.Представит. эт.теор. счит.,что труд не отмен. дейст. биологич.закон.,но он преобраз-т харак-р дейст. естест.отбора,формир. способ-ть становящ-ся чела преобразов. природу по своим собствен.меркам,а вместе с тем способ-т и формир. сам.чела.На рубеже 20в. появ-ся мутацион.теор. эволюц.,соглас. кот. нов.виды возник. скачкообраз.,в резул-те круп.единич.мутац. в генном наследст.аппарате(геноме).И это возникнов. никак не связ. с естест.отбор.

Един-во природ. и общест-го в челе.Чел–сущ-во социал.Но в то же время и высш. млекопит-е,т.е. сущ-во биологич.На проявлен. мног. биологич.парам-в вида мог. повлиять и соц.проц.Подоб. др.биологич.вид.,чел им-т устойч.разновид-ти,кот. обознач-ся,когда речь идет о челе,понят.«расы».Расов.дифференциац. люд. связ. адаптац. различ.групп люд.,насел-щих различ.регионы планеты,и выраж. в формир. специфич.биологич.,анатомич. и физиологич.признак.Но,несмот. на различ. в опред.биологич.парам-х,представит. люб.расы относ. к един.виду Homo sapiens и облад. свойст-ми всем люд. биологич.парам-ми.Кажд.чел по своей природе индивид-ен и неповтор.,кажд. им. свой собствен.набор генов,наслед. им от родит.Уникал-ть чела усил-ся и в резул-те влиян. соц. и биологич.факт-ов в проц. развит.,ибо кажд.индивид облад. уникал.жизнен.опыт.Индивидуализац.–общебиологич.закономер-ть.Индивидуал.-природ. различ. у чела дополн. различ. соц-ми,обусловл-ми общест-ым разделен. труда и дифференциац. соц.ф-ций,а на опред.этапе общест.развит.–также и различ. индивид.-лич-ми.Чел включ. сразу в 2 мира:мир природы и мир общ-ва,что порожд. ряд пробл.Аристот. назыв. чела политич.живот.,признав. в нем сочет. 2-х начал:биологич-го(живот-го)и политич.(социал-го).Перв.пробл. заключ. в том,как. из эт.начал яв-ся доминир-им,опред-им в формир. способ-тей,чув-в,повед.,дейст. чела и как.образ. осущ-ся взаимосвязь биологич-го и социал-го в челе.Суть др.пробл. заключ. в след.:признав.,что кажд.чел. уникал.,своеобраз. и неповтор.,мы постоян. группир. люд. по различ.признак.,одни из кот. опред. биолог-ки,др.–соц-но,а некот.–взаимодейст. биологич-го и соц-го.Марксист.-ленинс.философ. показ-т значен. соц.факт-ов наряду с биологич-ми–те,и др. играют кач-но разн.роли в опред.человеч.сущ-ти и природы.Она раскрыв. доминир.значен. социал-го,не игнорир. биологич.природу чела.

Духов-ть и пробл. смысла жиз.В соврем.эпоху дискус. о смысле сущест. чела и перспект. его развит. приобрели особ.актуал-ть.Со всей остротой встали вопр.,связан. с оцен. возмож-тей по преобраз. природы,общ-ва и сам.чела,позитив. и негатив.последст. науч.-технич.революц.,биотехнологич.исслед. генома чела.Осознан. челом смысла жиз. невозмож. без осознан. себя в кач-ве лич-ти.Осознан. же своей лич-ти происход. лишь в резул-те сравнен. себя с себе подобн.,т.е. в резул-те осознан. идеи сущ-ия человеч.рода и своей принадлеж-ти к нему.Сама постанов. тем или ин.индивид. вопр. о смысле жиз. возмож. лишь тогда,когда в нем пробужд. осознан. своего«я»,чув-во человеч.досто-ва,когда он начин. задум. о реал.знач-ти своего сущ-ния.Опред. цели своей деят-ти,смысл своей жиз.,чел руковод-ся не тол. общест-ми,но и индивидуал.побужд.,лич.мотивами и интер-ми.Вопр. о смысле жиз. предполаг. обоснован. так.цели,кот. оправд-ла бы сущ-ние чела и придав. бы ему цен-ть и смысл.Лишь чел мож. придавать смысл вещ. и проц.Религиоз. настроен.чел склон. объяснять целесообраз-ть устрой-ва и деят-ти жив.сущ-в налич. опред.смысла,залож-го в них высш.творцом,сверхъестествен.силой.Потреб-ти чела реализ-ся лишь благод. тому,что он дел. их целью и программ. своей деят-ти.Когда речь ид. о выяснен. подлин.смысла жиз. чела,им-ся в виду им-но благород.цели.Если у чела нет так.цели,жиз. его лиш. больш.смысла,он просто сущ-т.Христиан.сознан. вывод. понят. смысла жиз. из учен. о божест.творен. мира и чела,о Боге как единст.творце нравст.норм,о грехопаден. и грехов.сущ-ти чела,об искупител.жертве Христа,о необход-ти спасен. души.Смысл жиз. вынос. за пред. реал.жиз.,за пред. реал.материал. и духов.потреб-тей чела в эт.мире.Осознан. челом смысла жиз. завис. от того,наск-ко он способ. различ. подлин. и лож.цен-ти,сознает бесплод-ть позиц. индивидуал-ма,бессмыс-ть жиз. лишь для сам.себя.Наибол. глубок.смысл жиз. чела в том,чтобы всесторон. развив. свои способ-ти посред-вом творч.деят-ти.Но как.смысл им. жиз.,если чел знает,что он смертен?В христиан.вероучен. смерть изображ. как кульминацион.пункт в подготовке чела к переходу из земн.жизни в«Цар-во Божие».Религ. став. себе в заслугу,что тол. она дает«оптимистич.»реш. пробл. смерти,ибо указ. на возмож-ть спасен. души в потусторон.мире и тем сам. открыв. путь к лич.бессмерт.

Лич-ть как соц.проекц. чела.Лич-ть рассмат. в сист. взаимодейст. природ.-социал.форм движ. матер.,формир. под воздейст. соц.среды,а также собствен.усил. чела.Кажд.общ-во формир. присущ. ему тип лич-ти,дейст-щий в опред. соц.-экономич.,социокультур. и психологич.ситуац.Развит. лич-ти содейст-ло также формир. граждан.общ-ва.Англ. и француз.матер-ты 18в. в граждан.общ-ве видели совокуп-ть общест.связ.,среду,в кот. разворач. деят-ть индивид.,облад-х естест.правами,суверенит-м,неприкосновен. частн.жиз. и реализ-х свои интересы.В наст.время под гражд.общ-вом обыч. подраз-ся общ-во свобод. его членов в виде добровол.объединен. граждан,с высок.уров. экономич.,социал.,духов. и морал.показат.,кот. совместно с госуд-вом реализ. развит. правов.отнош.Воздейст. типич.прич.,опред-х роль лич-ти,обознач. термином«фактор ситуац.В бол. широк.смысле слова,«фактор ситуац.»склад. из особ-тей среды,в кот. дейст-т лич-ть,состоян.,в кот. наход. в опред.момент общ-во.Им. значен. особ-ти сам.лич-ти,функционир-щей в опред.ситуац.В ситуац. лич-ть осозн. свое велич. и вместе с тем свою огранич-ть, призн. налич. др-х Я и необход-ть диалога с ними.Взаимоотнош. лич-ти и соц.среды в идеале вписыв. в формулу:поиск(лич-ти)-предложен.(социума)-выбор(лич-ти из предлож-го общ-вом).В цел.,лич-ть есть индивид.проекц. общ-ва,а приспособл. Лич-ти к среде и ее актив.воздейст. на среду выступ. как момент самореализац. лич-ти.Лич-ть-понят.,отображ. соц.природу чела,рассмат-щее его как носит. индивид.начала,самораскрыв-ся в соц.отнош.,общен. и предмет.деят-ти.Приобрет. челом соц.черт происход. на основе его биопсихологич.задатков.Чел не рожд. лич-тью,а станов. ею в проц. социализац.Под соц-цией поним.:1.освоен. челом сист. соц.норм и цен-тей,соц.потреб-тей;2.реал.включ. индивида в общест.жиз.,проц. наделен. люд. соц.св-вами.Важнейш.формами социализац. яв-ся:обычаи,традиц.,государст.-правов.нормы,язык.Посред-вом эт.форм осущ-ся воспитан.,обучен. и деят-ть чела.

Основ.способы человеч.сущ-ния.Человеч.бытие,соглас. Хайдеггеру,никогда не выступ. как изолир.субъект,сущ-ние др-х,себе подоб.,изначал. извест. ему,ибо состав. один из момент. его собствен.бытийн.,априорн.стру-ры.Если харак-ка бытия среди др-х–повсед-ть,обыд-ть,то бытие-с-др-ми мож. быть неподлин.Возник. объектив.взгляд на лич-ть,при кот. она оказыв-ся вполне заменим. люб.др.лич-тью.Дан.взаимозамещ-ть,при кот. появ-ся некая фикц. средн.чела,привод. к превращ. субъекта в нечто безлич. сред.рода,в анонима-das Man.По сути дела эт.–отчужден.чел повседнев-ти.Чел повседнев-ти–несобствен-й.Своеобраз.,самость чела против-ся растворен. в Man.Экзистенц. мож. осущ-ся в совмест.бытии-с-др-ми уже потому,что самость прояв-ся тол. в отлич. от др-х.След-но,отнош. к др. оказ. гл.конституирующ.момент. Dasein.Так как Dasein потер. в люд.,ему необход. себя найти,засвидет-ть способ-ть быть самостью.Так.свидет-вом яв-ся голос совести.Совесть взыв. к подлин.сущ-нию,онтологич-му,экзистенциал.плану,где уместны поиски смысла бытия.Безлич.сущ-ние скрыв. от чела его обреч-ть,он не знает смерти,представ-щей соб. сугубо лич.факт.В повседнев-ти смерть поним. как«умир-т»,как смерть др-х.Бытие-к-смерти–так.бытийствен.возмож-ть,кот. выхват. чела из сферы Man,перемещ. его в сферу подлин.экзистенц.Осознан. смерти,бессмыс-ти люб.проекта обоснов-т историч-ть экзистенц.,неполноту кажд. из ее момент.Тол. приблиз-сь к постиж. смерти как к крайн.пределу,кот. поставлен всяк.сущ-нию,чел наход. себе подлин.бытие.Смерть означ. конец и каж-ся концом всяк.возмож-тей.Но бытие-к-смерти опереж. эт.возмож-ть и выступ. как самораскрыт. форм Dasein.Стать свобод. перед лиц. собст.смерти–знач. распозн. среди суетных так.возмож-ти,кот.,будучи правил. выбран-ми,окаж-ся недостижим. для смерти.Выдвиг. идею смерти,Хайдеггер формулир. свое пониман. лич-ти как обращен. к сам.себе,оторван. от общ-ва и противопоставлен. ему.

Кул-ра как предмет философ.анализа.Кул-ра представ. одну из наибол. общ.форм человеч.деят-ти.Она выраж. меру осознан. и овладен. челом сил природы,своих отнош. и сам.себя.Тем сам. она дает целост.комплекс.харак-ку чела.Кул-ра-историч. опред.уров. развит. общ-ва и чела,выражен. в типах и форм. организац. жиз. и деят-ти люд.,а также в создаваем. ими материал. и духов.цен-тях.Т.к. кул-ра позвол. проник. в сущ-ть историч.проц.,раскрыть специф. общест.развит. по отнош. ко всей объектив.реал-ти,то она яв-ся всеобщ.соц.-философ.категор.,заключ. в себе весьма важн.харак-ку целост. историч.реал-ти.В кул-ре воплощ. не тол. физич.,но и духов.кач-ва чела.Понят. кул-ры многогран.Оно охват. по сущ-ву все стор. человеч.деят-ти:труд и производ-во,быт,искус-во,науку,воспитан. и образован.,развит. семьи и т.д.Кул-ра неразрыв. связ. с истор.Она есть то,что сделано сам.челом,общ-вом.Содерж. кул-ры-развив.сист. создан-х челом материал. и духов.цен-тей,социокультур.норм,способ. организац. повед. и общен. люд. и соц.групп.Различ. материал. и духов.цен-ти,мож. выдел. материал.кул-ру и кул-ру духов. как относит. самостоят.обл-ти.Под перв. поним. совокуп-ть материал.благ,сред-в и форм их производ-ва,а также способ. овладен. ими.Под втор.-совокуп-ть знан.,форм и метод. мышлен.,сфер идеолог. и способ. деят-ти по создан. духов.цен-тей.Кул-ра-неотъемлем.стор. жиз. общ-ва,она неотделима от чела как соц.сущ-ва.Не мож. быть общ-ва без кул-ры,как и кул-ры вне общ-ва.Предмет. теор. кул-ры выступ. как духов.,так и материал.производ-во,их взаимосвязь.Кажд.нов.этап в развит. кул-ры есть зеркало человеч.прогресса.Все цен-е,взят. из наслед. прош-го,станов. строит.материал. для нов.,величествен.здан. кул-ры.Кул-ра есть отнош. чела к природе,опосредован. общ-вом.По кул-ре мы мож. судить не о вещ. или идеях сам. по себе,а о создавш. их челе,как он раскрыв-ся в резул-те своей деят-ти.Часто под кул-рой поним. сферу воспитател. и просветител.деят-ти в сам.широк.смысле эт.слова,осущ-мой спец-но подготов.люд. и институт.Гл.соц.ф-ция кул-ры заключ. в так.развит. человеч.индивид-ти,кот. бы соответ-ло масштаб. и резул-там достиг-го в дан.момент общест.развит.Эт. знач.,что культур.бытие чела неотдел. от конкрет.природ. и обществен.бытия,совпад. с развертыван. сам.историч.проц.

Цивилизац. как социокультур. образован.Все харак-ки цивилизац. не случ-ны,отраж. некотор. реал.стор. и особ-ти историч.проц.,но их оценив. и интерпретир. одностор-не,что дает основан. для критич.отноше. к предлаг-м многочисл.толкован. и концепц. цивилизац.Цивилизац. включ. в себя преобразован. челом,окультурен.,историч.природу и сред-ва эт.преобразован.,чела,усвоив-го кул-ру и способ-го жить и дейст-ть в окультур.среде своего обитан.,а также совокуп-ть общест.отнош. как форм соц.организац. кул-ры,обеспеч. ее сущ-ние и продолж.Формацион.различ. в общ-ве,вышед-м из первобыт.состоян.,-эт. различ. внутри цивилизац.Противореч. антагомистич.общ-ва в его кризис.,конфликт.,борьбой классов,а также противореч. 2-х соц.сист. им. свой предел-они не долж. разруш. цивилизац.,механ-ов ее жизнедеят-ти.Загрязнен. окруж.среды отходами производ-ва и потреблен.,хищнич-ое отнош. к природ.ресурсам,нерационал.природопольз. породили глуб. противоречив.экологич.ситуац.,ставшей одной из острейш.глобал.пробл. цивилизац.,для решен. кот. треб-ся объединен. усил. всех членов миров.сооб-ва.Далеко выход. за рамки отдел.социал.сист. и приобрет. глобал.общецивилизац.харак-р демографич. и энергетич.пробл.,задачи обеспечен. продовольст. растущ. населен. Земли.Перед всем человеч-ом стоит общ.цель-сохран. цивилизац.,обеспеч. собствен.выживан.Принципиал.различ. 2-х миров.соц.сист. не отмен. понят. человеч.цивилизац.,современ.цивилизац.,кот. необход. общ.усил. всех народ. уберечь от ядерн.уничтожен.Т.о.,цивилизац. представ. соб. социокулътур.образован.Антагонистич. обществен.отнош. наклад. отпеч-к на харак-р цивилизац.,порожд. глубок. противореч. в развит. кул-ры.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"