Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Рыночные преимущества бизнеса сместились от легитимных производственных операций к эффективности криминальных махинаций со своими и чужими ресурсами. Для поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности многим корпорациям необходимы дополнительные преимущества, среди которых наиболее важными являются услуги по легализации (отмыванию) денег и уклонению от уплаты налогов (так называемые "грязные деньги"). Несмотря на активное совершенствование правового регулирования в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, трудно говорить о каких-либо ощутимых положительных сдвигах в данной области. Устранение существующей проблемы видится, прежде всего, в создании эффективной и постоянно действующей системы финансового мониторинга в стране. При этом основой данной системы должен стать именно банковский сектор. Роль банков заключается в установлении такого механизма внутреннего финансового контроля, который бы позволил достоверно выявить недобросовестного клиента и таким образом пресечь саму попытку легализации преступных доходов. Сегодня в Казахстане борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны. Она позволит в той или иной степени решать следующие задачи:

защита экономики от криминальных инвестиций;

подрыв финансовой основы деятельности преступных организаций;

пополнение доходной части бюджета;

выход от нижнего звена исполнителей на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций.

Одним из ведущих направлений деятельности мирового сообщества в последние годы стало противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Очевидно, что существование эффективной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма невозможно без активного участия организаций, выполняющих функции посредников при проведении различных финансовых операций. Так, обязанность выявлять подозрительные операции и сообщать о них в уполномоченный орган распространяется на максимально широкий круг финансовых организаций, а также других вероятных посредников, включая адвокатов и нотариусов. Совместно с Нац. Банком  государственные органы выстроили эффективную систему взаимодействия, позволяющую обеспечить надлежащее исполнение кредитными организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В банках созданы и действуют службы внутреннего контроля, где трудятся квалифицированные специалисты, которые ответственно относятся к работе.

Такой подход казахстанского банковского сообщества к организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма позволил сообщать в контролирующие органы о подозрительных операциях. Но, несмотря на это, остается проблема, требующая особого внимания. Это действующие пути отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Вести честный банковский бизнес не всегда просто, а порой просто убыточно, так как затраты на выявление и избежание рисков (а в случае обслуживания операций по отмыванию - это и потеря деловой репутации, правовой и операционный риски) довольно существенны. В этой связи некоторые банки предпочитают "легкие" деньги, содействуя криминальным структурам, а порой предлагая клиентам участие в "серых" схемах. Материалы проведенных Национальным Банком РК проверок деятельности коммерческих банков свидетельствуют о наличии грубых нарушений правил открытия счетов и совершенных с ними операций юридическими лицами. В частности, установлены многочисленные факты открытия расчетных счетов без их надлежащего юридического оформления. Особое место в кредитно-банковской сфере при легализации (отмывании) денежных средств занимают преступления, совершаемые с использованием методов бухгалтерского учета. Их субъектами являются ответственные сотрудники бухгалтерии. Бухгалтерские служащие по сравнению с другими категориями банковских служащих наиболее активно вовлечены в незаконные операции.

Некоторые способы, к которым прибегают бухгалтеры, при определенных обстоятельствах, имея ограниченные возможности для злоупотреблений, могут нанести кредитно-банковской сфере существенный ущерб. Служащие, отвечающие за бухгалтерские книги сбережений, имеют возможность обманывать банки, в которых они работают, манипулируя процентами по сберегательным счетам. Это осуществляется путем завышения фактических процентов, начисляемых на различные счета, и использования суммы, предоставленной в завышении, для компенсации фиктивных расходов либо против счета клиента, либо против контрольного счета. Развитие банковского сектора должно быть направлено на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствование банковского регулирования и надзора, усиление защиты интересов и укрепление доверия вкладчиков, обеспечение “прозрачности” банковской системы, что также является важнейшими целями государства.

Между тем именно данное наказание позволяет учесть важнейшие параметры криминологической характеристики, как самого преступления, так и личности виновного и поэтому носит ярко выраженный превентивный характер. Именно возможность лишиться занимаемого в обществе положения может стать той необходимой превентивной мерой предотвращения использования должностного положения либо профессиональных навыков в преступных целях. При правильном применении данного вида наказания оно воспринимается преступником в социальном смысле «смертным приговором». А.И. Коробеев полагает, что «Причина низкой эффективности рассматриваемого вида наказания заключается в отсутствии четкой регламентации его исполнения и действенной системы контроля за ее отбыванием. Потенциально высокий карательный заряд, содержащийся в данном виде наказания, требует поиска путей устранения негативных сторон его применения на практике. Оптимизировать наказание необходимо не столько за счет усиления уголовной ответственности за его неисполнение, сколько за счет создания регламентируемого порядка его исполнения, поддающегося внешнему контролю[32].

В  УК РК появился обязательный признак легализации: ее целью стало "придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами". Четкого понятия легализации до сих пор в законе не было, и это давало возможность следствию трактовать его как угодно. Само наказание за легализацию, теперь предусматривает возможность ограничения свободы,. Теперь по статье  ответственность, за деяние совершенное не в крупном размере - не наступает. О чем свидетельствует исключение части первой из данной статьи в том виде, в каком она была в предыдущей ее редакции. Значительно снизился размер ответственности. Также, размер особо крупного ущерба по экономическим статьям повысился. Ранее действующие уровни были вшестеро меньше.  Современное казахстанское законодательство, регулирующее вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нуждается в существенной корректировке в соответствии с мировыми стандартами, что входит в перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Республики Казахстан на период до 2025. В нормативные акты необходимо включить требования о либерализации режима банковской и коммерческой тайны и конфискации доходов, полученных преступным путем, в целях борьбы с отмыванием денег[33].

Следует детально проработать формы и процедуры международного сотрудничества государств и организаций, учитывающих специфику данной деятельности, которая должна осуществляться в рамках мероприятий, направленных на разработку национальной стратегии противодействия отмыванию денег и создания системы международного финансового контроля в банковской сфере и иных финансово-кредитных институтах развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III  КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

 

 

       3.1 Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов

 

Одним из наиболее широко «разрекламированных» вызовов современного мирового сообщества является «отмывание доходов, полученных преступным путем». К нему в последнее время, после известных террористических актов в США и ряде стран Западной Европы, добавилось и финансирование терроризма. Своеобразную «рекламу» этот феномен преступного мира получил и получает во многом благодаря усилиям средств массовой информации и публицистических изданий, в которых роль и влияние «отмывания денег и финансирования терроризма» преподносится как нечто, которое серьезно может угрожать устоям современного общества, его экономическим основам. Естественно, мы не можем отрицать негативную роль любых проявлений антиобщественной деятельности, в том числе стремление криминалитета легализовать свои преступно нажитые денежные средства и иные имущества. Однако здесь стоит отметить следующее.

Во-первых, несмотря на огромное количество научно-теоретических и научно-практических исследований в мире (в странах Запада в большей мере, нежели в Казахстан и Казахстане), до сих пор ни один исследователь не смог определить реальные критерии отрицательного влияния легализованных средств на нормальное течение экономических процессов любой страны, включая и высокоразвитые страны, такие как США, Великобритания, Франция и т.д., в то время как в начальном пути криминализации этого преступления в научном кругу и официальных докладах (да и сейчас такое можно встретить) объяснялось именно тем, что такие средства могут привести к дисбалансировке экономических процессов вначале на уровне отдельно взятой страны, далее — на региональном, а потом и в мировом масштабе. Однако, как показывает опыт недавно пережитого (и переживаемого по сей день) мирового экономического кризиса, этот критерий, положенный в основу криминализации данного вида преступления, не может выдержать критики. В пользу этого говорит и опыт тех стран, Казахстана в том числе, которые проводили те или иные меры по амнистированию незаконно приобретенного капитала, о чем будет сказано ниже.

Во-вторых, анализ усилий и мер межправительственных и международных организаций по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма показывает, насколько перекошены цели и задачи этих мер в сторону борьбы с последствиями общественно опасных деяний.

В-третьих, все большее наращивание усилий в плане формирования различных межправительственных и иных международных организаций по борьбе с отмыванием денег приводит, соответственно, к увеличению расходов не только со стороны государств-участников таких мероприятий, но и субъектов предпринимательской деятельности (банкиров, финансистов, бухгалтеров, адвокатов и т.д., одним словом, участников финансового мониторинга), что не может не вызывать обоснованные критические высказывания налогоплательщиков (не будет преувеличением, если предположить, что в скором времени средства, выделяемые на борьбу с отмыванием денег, на порядок станут выше средств, выделяемых на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, незаконного предпринимательства).

Одним словом, приходится констатировать, что процесс противодействия легализации незаконных доходов, в том виде, как он протекает сейчас, весьма схож по форме с борьбой дон Кихота с «ветряными мельницами».

Однако мы не ставим целью отрицать необходимость ведения борьбы с легализацией (отмыванием) денег и иного имущества, приобретенного преступным (незаконным) путем. Все материальные и иные результаты преступной деятельности должны быть соответствующим образом либо конфискованы, либо определены законным путем. В то же время не стоит «демонизировать» легализацию незаконных доходов до степени «первопричины», выделяя на борьбу с ней больше сил и средств, нежели «предикатным» преступлениям. Как нам кажется, стоит уделять больше внимания именно «первичным» (предикатным) видам преступлений, тогда и борьба с легализацией преступных доходов будет более экономически привлекательной.

В литературе приводятся различные точки зрения о происхождении этого преступления в мировой практике, и практически большинство авторов сходятся во мнении, что первый случай такого «отмывания» денег имел место в просторах США усилиями небезызвестного Аль-Капоне. Естественно, что опыт и практику известного гангстера восприняли практически все без исключения криминальные воротилы прошлого, активно им пользуются и криминальные структуры настоящего времени. Весь вопрос на сегодня для правоохранительных органов и законодательных структур разных стран мира заключается только в том, как определить наиболее приемлемый и эффективный вариант противодействия превращению нелегитимных средств во вполне законные средства, кои исчисляются десятками миллиардов долларов[34].

По утверждению М.Леви, отправной точкой разработки законодательных мер по выявлению этих фактов и противодействию отмыванию денег надо считать 1970 г., когда в США был принят закон о банковской тайне, несмотря на то, что в те времена самого термина «отмывание денег» в обиходе еще не существовало [35]. Согласно этому закону все банки США обязывались предоставлять отчет в казначейство обо всех финансовых операциях, которые осуществлялись в наличной форме и превышали сумму в 10 тысяч долларов США.

Как показывает опыт ведения борьбы с легализацией незаконных доходов в мировой практике, большинство стран переориентировали стратегию противодействия криминальным структурам с борьбы против предикатных преступлений на борьбу с их последствиями, коим и является, по сути, легализация денег и имущества, приобретенного незаконным (преступным) путем. Для этих целей в мировом масштабе организована и функционирует специальная структура, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам[36].

Как показывает исторический опыт, долгое время правительства большинства стран осуществляли борьбу с легализацией преступных доходов в основном силами традиционных правоохранительных органов. Однако, как правило, их территориальные подразделения получали информацию о финансовых нарушениях посредством определенной выборки, проводимой в ходе оперативно розыскной деятельности.

Данный метод не позволял отследить все подозрительные финансовые операции и сделки. Серьезной проблемой обеспечения законности в области финансов является создание такого контрольного механизма, который мог бы совмещать стремление государства к прозрачности бизнеса с вполне оправданным желанием последнего сохранить коммерческую и банковскую тайну, которая является гарантией его стабильности в условиях острой рыночной конкуренции. В результате многие страны с рыночной экономикой начали развивать структуры, основной задачей которых стала закрытая аналитическая работа в области финансовой разведки, или мониторинг финансовых потоков, а главной целью — противодействие отмыванию «грязных» денег и ориентирование правоохранительных органов на пресечение преступной экономической деятельности конкретных лиц. При этом «финансовую разведку» следует трактовать как сетевую информационную систему, способную проводить широкий поиск, обработку и использование полученных данных в интересах общей безопасности страны. Она необходима для комплексного анализа все возрастающих денежных потоков, что особенно важно при выявлении средств, на которые финансируется терроризм и другие виды общественно опасной деятельности.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов