Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

После распада Союза ССР и ряда стран социалистического лагеря Восточной Европы в начале и середине 90-х годов ХХ в. во вновь образованных странах (республиках) стала актуальной задача сравнительного опыта практически во всех сферах жизнедеятельности общества[37].

Это касалось как строительства инфраструктуры общества, так и правового развития, так как новым государствам требовалась самостоятельная, отвечающая правовым реалиям современного международного сообщества правовая система, которая вобрала бы в себя все те положительные достижения, что есть у стран с хорошо развитой правовой системой. Здесь налицо вполне обоснованное стремление молодых стран учесть опыт более развитых, избежать их ошибок и т.д. «Разрешение этих вопросов невозможно без фундаментальных исследований, что, в свою очередь, требует изменения научных приоритетов, ориентированных на обращение к зарубежному опыту правового строительства, доказавшего свою эффективность и жизнеспособность, с целью возможного его заимствования» [38].

 С этих позиций на рубеже веков в странах СНГ стала проглядываться тенденция реформирования внутреннего законодательства на «западный манер», введение, принятие в законодательную практику «заморских» правовых институтов, которые иногда как таковые еще и не существовали в природе самого общества, т.е., мягко говоря, не было предмета регулирования и, соответственно, необходимости установления и принятия каких-либо законоположений. Иными словами, законодательная база «опережала» практическую сторону развития общественных отношений, что очень часто можно было наблюдать на примере Казахстана[39]

Однако, как всегда и бывает в таких случаях, ошибок на том или ином этапе избежать не удавалось. Наоборот, благодаря такому развитию на «опережение» законодательство Казахстана является своеобразным примером или «маяком», на который стараются ориентироваться законодатели ряда стран СНГ.

Говоря об ошибках, в первую очередь следует отметить то, что общественные отношения в структурном плане и по содержанию не были готовы применять те требования, которые предъявлял к ним очередной закон или законопроект, что потом выливалось в принятие большого количества законов и постановлений о внесении тех или иных дополнений и изменений.

Помимо этого, прежде чем принять тот или иной закон, государственные структуры недостаточно заботились о его обосновательной части, т.е. не проводились соответствующие криминологические, экономические, маркетинговые, социальные и иные исследовательские работы, и, как следствие, его положения не проецировались на будущее состояние общественных отношений. Иными словами, большинство законов принималось для решения только насущных проблем и задач, без принятия во внимание, будут ли они актуальны через энное количество лет. Это наглядно показывает слабость зависимости и взаимообусловленности правовой науки, политико-правовой мысли и законотворческой практики. Справедливости ради следует отметить, что такое положение вещей имело место не только в Казахстане.

Указанные обстоятельства равным образом относятся и к уголовно-правовой науке и законодательству Республики Казахстан.

В этом плане некоторый интерес представляет процесс накопления первоначального капитала на фоне общего хаоса, который имел место в начале и середине 90-х годов прошлого века, а также развитие законодательства об установлении уголовной ответственности за легализацию денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем.

При этом стоит отметить такой немаловажный фактор — легализуемые незаконные доходы имеют, как правило, разные источники происхождения. И здесь нельзя применить какой-либо общий знаменатель, утверждая, что только доходы, полученные по определенным видам преступлений или иных правонарушений, могут подлежать легализации и тем самым быть предметом исследования. Современное мировое (международное законодательство) в области противодействия отмыванию преступных доходов постепенно отошло от концепции, по которой преследованию подлежали только доходы, полученные от незаконного оборота наркотических средств и оружия.

В связи с этим в условиях Казахстана, на наш взгляд, уместно уделить более пристальное внимание «теневой» экономике, благодаря которой незаконно наживаются если не миллионы, то сотни и десятки тысяч граждан по всему миру. По данным научных исследований, объемы «теневой» экономики, не связанной ни с оборотом оружия и радиоактивных веществ, ни с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в несколько раз выше, что дает основания предполагать, что на сегодняшний день она представляет более серьезную угрозу нормальному течению экономических процессов. Отсюда можно сделать вывод о важности мер, предпринимаемых государственными органами по выявлению масштабов распространенности (пораженности) «теневой» экономики в той или иной сфере производства. Вместе с тем, на наш взгляд, уместно отличать саму «теневую» экономику от незаконного оборота наркотических средств и продажи оружия, хотя многие исследователи относят последних в одну из сфер «теневой» экономики.

«Теневая» экономика в странах бывшего Советского Союза представляет собой особый феномен. Благодаря административно-командному методу управления экономическими процессами, а также существовавшему иному представлению о соотношении общественного и частного имущества, определенная часть населения испытывала некоторый недостаток в обладании материальными благами. Это усугублялось и тем, что распределение этих самых материальных благ и преимуществ было подчинено неким общим планам развития[40].

Изучению феномена «теневой» экономики в Казахстане посвящено большое количество трудов, однако и по сей день она остается наиболее малоизученной проблемой. Не только в Казахстане, но и в большинстве стран мира признаки «теневой» экономики можно увидеть практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако на сегодняшний день приходится констатировать, что экономическая наука не выработала более или менее точного метода определения истинных параметров «теневой» экономики. Все исследователи приводят лишь приблизительные, и не всегда верные, количественно-качественные показатели теневой стороны существующей экономики.

В целом, проанализировав имеющиеся экономические исследования вопросов определения «теневой» экономики, можем констатировать, что она состоит из трех блоков:

1)   неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производства услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения;

2)   фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег;

3)  подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

Объективной причиной стремительного роста «теневой» экономики в Республике Казахстан является переход от бюрократической, командной системы управления (доставшейся нашей республике от СССР), к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом «теневая» экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Б.Н.Даримбетов и М.У.Спанов в ходе своего исследования источников «теневой» экономики в Казахстане выделяют пять этапов ее формирования и развития:

1)   середина 80-х годов — этап, характеризующийся началом активной перестройки и возникновением «конфликта интересов» между «новыми» предпринимателями и государственными структурами, установившими монополию на все виды торговли;

2)   1989-1992 гг. — время до распада СССР, когда большинство предприятий, лишенные субсидий со стороны государства, стали один за другим исчезать с экономического поля. Государство утрачивало контроль над ними, чем и воспользовались криминальные структуры, которые практически за бесценок скупали крупные предприятия промышленности, производства и т.д.;

3)    1992-1993 гг. — период появления национальной валюты и приватизации крупных промышленных объектов;

4)  конец 1993-1998 гг. — период активного обратного внедрения незаконно нажитых капиталов в виде иностранных инвестиций в легальную экономику страны. Именно в этот период резко повышается уровень коррупции в государственном секторе;

5)  с 1999 г. по настоящее время — период, характеризующийся созданием предпосылок для экономического роста, с одной стороны, с другой — расширением форм «теневой» экономики. Именно в этот период активизируется торговля наркотиками, оружием, актуализируется «двойная бухгалтерия» в сфере торговли нефтью и т.д., что, в конечном итоге, и принуждает государство впервые вынести на широкое публичное обсуждение вопрос о легализации и амнистии теневого капитала [41, 47]. На начало 2000-х гг. ежегодный объем теневого капитала в Казахстане варьировался в пределах 6-7 млрд долларов.

По различным оценкам, скрытой предпринимательской деятельностью в стране занимаются до 15 % экономически активного населения, что в полном объеме не включено в доходную часть государственного бюджета, в пополнение пенсионного фонда, в решение других социальных задач, а также в улучшение инфраструктуры экономики [ 42].

Естественно, государство прилагает большие усилия для снижения доли «теневой» экономики в общей структуре легальной экономики и ослабления воздействия на нее. В частности, в настоящее время значительно упрощена процедура регистрации физических и юридических лиц для осуществления предпринимательской деятельности, оптимизирована система налогообложения, которая играет существенную роль в повышении привлекательности легального ведения бизнеса. Кроме того, значительно сокращены формы и основания налоговых, финансовых и иных проверок предприятий и организаций со стороны правоохранительных органов, иными словами, государство старается создать максимально благоприятные условия для физических и юридических лиц, изъявляющих желание заниматься легальной предпринимательской деятельностью в правовом поле.

Вместе с тем в настоящее время ведется активная борьба с коррупционными проявлениями в государственных органах власти и управления. Если в последнее десятилетие прошлого века в коррупционных делах фигурировали больше чиновники ниже среднего звена, то в последние годы значительно возросло число уголовных дел в отношении более крупных чиновников и менеджеров крупных предприятий. «Всего за 2 последних года к уголовной ответственности привлечено более 40 руководителей республиканского уровня, более 250 должностных лиц областного и городского масштаба, в том числе 39 акимов и их заместителей.

Заведены уголовные дела и привлечены к ответственности министры охраны окружающей среды и здравоохранения, председатель агентства по статистике, вице-министры Министерств по чрезвычайным ситуациям и обороны, председатель правления компании «Казахстан Темир жолы», президенты компаний «КазМунайГаз», «Казатомпром». За три года наша страна сразу на 45 пунктов улучшила показатель в мировом антикоррупционном рейтинге» [43].

Республика Казахстан, как молодой член мирового сообщества, в начале своего пути с пониманием отнеслась к рекомендациям и требованиям мирового сообщества в плане приведения в соответствие своего внутреннего законодательства нормам и положениям международного права. Естественно, это заняло немало времени, однако на сегодняшний день можно смело констатировать, что в целом внутреннее право, а также уголовно-правовое законодательство Казахстана, в частности в общих принципах, соответствуют мировым стандартам в этой области. Надо отметить, что Республика Казахстан, как добросовестный член мирового сообщества, старается последовательно подходить к применению рекомендаций и положений международных правовых норм, и на сегодняшний день внутреннее законодательство Казахстана в части противодействия легализации незаконных доходов полностью соответствует всем требованиям мирового сообщества.

Развал Союза ССР и последовавшая за ним перестройка всей экономической системы с командно-авторитарной системы управления экономических процессов на рельсы рыночной экономики породили невиданный ранее разгул общеуголовных преступлений, так или иначе связанных с борьбой за обладание и контроль над материальными благами, что естественным образом вылилось в существенный рост корыстно-насильственной преступности, коррупции в государственном секторе экономики. В ответ на это в уголовном законодательстве страны было криминализировано большое количество общественно опасных деяний в сфере экономических отношений, отношений собственности, появились специфические виды квалифицирующих обстоятельств[44].

В те непростые перестроечные времена начала и середины девяностых криминальные структуры и иные нечистые на руку элементы эффективно пользовались слабостью не только органов государственного контроля, но и огрехами в законодательном регулировании новых экономических отношений, что дало им возможность увести от налогов весьма большие суммы денежных средств и иного имущества.

Особенностью экономики стран бывшего СССР является то, что в них относительно большую долю сохраняют «теневые» структуры. По некоторым оценкам, которые озвучиваются государственными органами, доля «теневой» экономики в Казахстане за десять лет снизилась с 30 до 20 процентов от ВВП и составила 5 триллионов тенге. Естественно, это только приблизительные подсчеты.

По утверждению специалистов, в начальный период неправомерного накопления капитала в странах бывшего СССР были накоплены огромные суммы денежных средств и иного имущества. Большинство стран относилось к ним безразлично, т.е. целенаправленного стратегического плана по выявлению и приданию легитимного статуса этим средствам со стороны властных структур не было разработано. Однако стоит отметить, что Республика Казахстан в этом отношении несколько отличается от своих соседей. В частности, Республика Казахстан в начале своего пути по противодействию легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, избрала тактику добровольного декларирования незаконных доходов, объявив амнистию гражданам в связи с легализацией ими незаконных доходов. Такие акции были отмечены как разовые и проводились два раза — в 2001 и 2006-2007 гг.

Здесь надо иметь в виду то обстоятельство, что Казахстан, как и многие другие развивающиеся страны мира, испытывал некоторый недостаток в инвестиционных средствах для дальнейшего развития своей экономики и совершенствования экономической инфраструктуры. И в таких условиях, как нам кажется, руководство страны принимает единственно верное средство — вместо того, чтобы вести оголтелую борьбу с «невидимым врагом», в том числе устанавливая уголовную ответственность или, наоборот, ужесточая санкции некоторых статей уголовного закона, правительство принимает решение пригласить «оппонентов» на легитимное поле, чтобы они могли инвестировать свои средства во благо свободного развития страны и экономики в целом. С другой стороны, данное решение оправдывает и то, что как законодательная база, так и правоприменительная практика не были на стороне государственных структур, т.е. в правоохранительных органах не было соответствующей квалификации для выявления и эффективного ведения борьбы с такими правонарушениями.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов