Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи определенный интерес представляет правовой опыт Российской Федерации, где основой создания и функционирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, явились Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (от 7 августа 2001г., № 115-ФЗ) и Указ Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (от 1 ноября 2001г., № 1263). Исходя из чего был создан специальный государственный орган — Комитет по финансовому мониторингу Республики Казахстан (КФМ РФ) [4, 53], который впоследствии был переименован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [21].

Органы финансового мониторинга или, как часто их называют, — финансовая разведка, существуют более чем в 60 странах мира, объединенных в FATF [22, 224]. Это проверенный временем и весьма эффективный правовой инструмент для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

В системе финансового мониторинга Казахстане можно выделить три уровня. Первый уровень образуют организации, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом. Второй уровень образует уполномоченная организация — финансовая разведка, специальный государственный орган по финансовому мониторингу, обеспечивающий накопление и анализ информации, поступающей от первого уровня, и осуществляющий выявление признаков легализации незаконных доходов. Третий уровень — это правоохранительные органы, принимающие в производство дела по представлению уполномоченного органа по факту обнаружения им признаков легализации незаконных доходов [23].

Статьи 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, определенные законом сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю [24].

Обеспечение функционирования в банке системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координация деятельности подразделений банка и контроль за выполнением ими правил и программ внутреннего контроля в этой области, а также обеспечение представления сведений о подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях в Федеральную службу по финансовому мониторингу осуществляется ответственным сотрудником банка, назначаемым руководителем банка [25].

Необходимо понимать, что спецсообщение банка об определенной финансовой операции, направляемой в Росфинмониторинг — это не сообщение о правонарушении. У Федеральной службы по финансовому мониторингу имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе доследственной проверки, проводимой органом дознания в порядке ст. 144 УПК РФ [26].

Дальнейшая научная проработка проблемы, изучение и внедрение мирового правового опыта в отечественное законодательство. Казахстану нужны научные исследования, которые призваны составить правовое содержание и суть законодательства, связанного с противодействием легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма. Так, например, в части повышения эффективности уголовного судопроизводства, мы считаем, что необходимо дополнить УПК РК самостоятельной главой в разделе 12 «Особые производства», которую именовать «Судопроизводство по делам, связанным с легализацией (отмыванием) доходов и финансированием терроризма». В нем нужно предусмотреть такие изменения, как ведение предварительного следствия следователями специализированных подразделений; осуществление надзора специально выделенными прокурорами; особый порядок проверки заявлений и сообщений о преступлениях противодействия; проведение следственных действий в особых случаях без понятых, санкции прокурора, но с последующим его уведомлением; особые сроки содержания под стражей и некоторые другие[27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         II  УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

 

 

         2.1 Роль уголовно - правовых норм в борьбе с легализацией (отмыванием) незаконных доходов

 

В науке уголовного права, когда возникает вопрос о социальной обусловленности закона, чаще всего речь идет об определении критериев криминализации и декриминализации деяний, т.е. о социальной обусловленности уголовно-правового запрета. 

Основное при исследовании проблем социально-правовой обусловленности уголовно-правовых мер противодействия легализации доходов, приобретенных преступным путем, связано с решением главного вопроса - "насколько верно существующая уголовно-правовая норма отражает реальное положение дел, не вступает ли она в противоречие с существующими социально-правовыми отношениями".

Так, определение социально значимой ценности права осуществляется путем обращения к анализу массовых действий субъектов в сфере права, в целях установления меры эффективности права в решении стоящих перед обществом целей и задач.

Следует согласиться с Б.В. Яцеленко в том, что "уголовный закон должен обладать такими свойствами, которые позволяли бы ему, с одной стороны, своевременно реагировать на изменяющуюся социальную действительность, т.е. быть гибким, а с другой - не превращаться в "испытательный полигон для норм, появление которых не обусловлено действительной необходимостью"[28]

Известно, что материальным источником уголовно-правовых норм является государственная воля, выраженная в правовых предписаниях.

Выделим цели уголовного законодательства по противодействию легализации доходов, приобретенных преступным путем:

а) определение пределов действия норм уголовного права в сфере экономической деятельности;

б) установление объективных признаков уголовно наказуемых деяний в данной сфере;

в) закрепление таких видов и размера наказаний, которые обусловлены общественной опасностью данного преступления.

Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства Третьяков И.Л. О законодательном регулировании вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. "Социальная опасность отмывания доходов от преступления определяется тем, что оно усложняет выявление и преследование корыстных преступлений, а также изъятие доходов от преступной деятельности"[29].

Термин "отмывание", используемый как на международном уровне, так и отечественным законодателем, появился в начале 20-х гг. XX в. в США, когда преступные группировки вкладывали средства, полученные от своей гангстерской деятельности, в сеть принадлежащих им прачечных для легализации этих доходов. Первоначально это было сленговое выражение чикагских гангстеров времен "сухого закона", получившее позднее международное распространение. С созданием в 1989 г. Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) словосочетание "отмывание денег" стало международным юридическим термином, воспринятым и российским законодателем.

Легализация имущества как финансово-экономическая категория тесно связана с проблемой функционирования нелегального капитала, теневой экономики.

При анализе содержания и форм нелегального капитала выясняется, что капитал может быть нелегальным по двум причинам:

1) незаконный способ, источник его  получения;

2) незаконная сфера его применения, использования, даже при легальном  источнике первоначального возникновения капитала.

По источникам образования, а равно сфере приложения нелегальный капитал следует подразделить на:

- криминальный (капитал, полученный  в результате совершения преступления  и (или) вовлеченный в сферы деятельности, запрещенные уголовным законом);

- теневой (капитал, полученный в результате совершения правонарушения (деликта) и функционирующий в сферах деятельности, не запрещенных уголовным законом.

В экономике любой страны постоянно взаимодействуют легальный, теневой и криминальный обороты капитала, служащие соответственно основой для легального, теневого и криминального бизнеса.

К источникам образования капитала относятся: легальная деятельность; действия, образующие правонарушения (деликты); преступления.

Характер последствий для общества, государства, экономики:

- общественно полезный и необходимый, позитивное воздействие на развитие  экономической системы. Капитал  попадает в сферу налогообложения;

- негативный.

Выход оборота из-под контроля государства, развитие коррупции. Капитал выводится из сферы налогообложения;

- общественно опасный. Капитал  выводится из-под контроля.

Впервые в казахстанском уголовном законодательстве норма об отмывании доходов появилась с 1 января 1997 г. Однако следует признать, что каких-либо социально-экономических предпосылок такой криминализации в то время в нашей стране не было. Состояние финансового контроля позволяло лицам, приобретающим крупные доходы от совершения экономических и иных преступлений, вкладывать эти средства в приобретение недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей, антиквариата и т.п.

Легализация доходов, полученных преступным путем, тесно связана с налоговыми правоотношениями. Многие экономисты и правоведы обращали внимание на несовершенство отечественной налоговой системы. Известно, что  налоговое законодательство не только не способствует развитию предпринимательства, но, по сути, "душит" его[30].

По размерам отмывания доходов, получаемых в результате налоговых преступлений, они, пожалуй, превышают даже размеры легализации доходов, приобретаемых от иной преступной деятельности (наркобизнеса, торговли оружием, проституции, распространения порнографии, хищений). Но уравнивать их по степени общественной опасности было бы принципиально неверным. Уклонение от уплаты налогов характерно для многих граждан и юридических лиц на территории РК. Ситуация с данной проблемой способна кардинально измениться не с усилением борьбы правоохранительных органов с уклонением от уплаты налогов и легализацией приобретенных в результате этого преступления доходов, а с изменением налогового законодательства.

При отмывании преступных доходов происходит процесс преобразования скрытого криминального капитала в легальный, в результате чего эти доходы автоматически попадают в сферу налогообложения. Поэтому у преступников встает вопрос о максимальной минимизации налогового бремени, для чего используются самые различные финансово-хозяйственные схемы, которые порой представляют собой примеры грамотного использования правомерных возможностей финансового законодательства, его "лазеек", но зачастую связаны с совершением налоговых правонарушений и преступлений.

Уже сегодня следует готовиться к появлению принципиально новых форм отмывания денег, связанных с широкомасштабным использованием современных коммуникационных технологий (Internet и др.). Сейчас эти технологии в интересующей нас сфере используются лишь как средство быстрой передачи информации при совершении мошеннических сделок. Однако есть угроза технологического прорыва: будет создана виртуальная реальность, с помощью которой и в которой будут совершаться действия, просто немыслимые сегодня, которые нельзя проверить и измерить существующими в уголовной юстиции приемами и методами.

 Компьютерная экономика, развивающаяся  у нас на глазах сверхбыстрыми  темпами, требует принципиально  новых решений. Даже безналичный расчет, который пока еще является достаточно эффективным барьером на пути преступной легализации денежных средств, завтра станет абсолютно беспомощным и, более того, может стать одним из винтиков в преступном механизме.

2.2 Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов

 

 

В настоящее время в Казахстане идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей особенностью трансграничного перемещения экономических ресурсов через таможенную границу Республики Казахстан. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.

Одновременно следует иметь в виду, что в условиях глобализации и расширения международных связей, торговли, свободного движения капиталов все существующие материальные ресурсы в производственной и сбытовой сфере уже имеют собственника и поделены. В связи с этим, основная конкурентная борьба переместилась из товарных рынков в финансовые, где самым важным стал поиск возможностей выгодно дать или взять в долг (с помощью различных финансовых инструментов). При этом в отличие от прошлых времен, когда гарантией получения доходов и прибыли было реально накопленное богатство, в капитале современных корпораций преобладают различные долговые обязательства, функционирующие в форме электронной (компьютерной) информации и с помощью телекоммуникационных технологий.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов