Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Доходы, получаемые в результате противоправной деятельности, берут свое начало, как правило, в виде наличных денег. Чтобы направить их в легальный оборот, владельцы вынуждены предпринимать целый ряд мер, которые за рубежом получили название «отмывание» (laundering), «очистка» (clearing) денег и др. Противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем, становится сегодня важнейшим направлением декриминализации экономики.

Технология легализации доходов от преступной деятельности носит самые разнообразные формы, которые становятся все более изощренными по мере усиления борьбы с их легализацией. Как правило, выделяют три основные стадии отмывания денег.

На первой - осуществляется внедрение «грязных» наличных денег в легальный хозяйственный оборот, т.е. осуществляется размещение наличной валюты на депозитных (расчетных, текущих и т.п.) счетах в банках или других финансовых учреждениях внутри страны, а также вывоз наличной валюты за границу с целью ее размещения на счетах в иностранных финансовых организациях. Кроме того, наличная валюта может использоваться для покупки ликвидных товаров (драгоценных камней, произведений искусства и т.п.) с целью последующей перепродажи.

 Главной задачей  преступников на этой стадии  является необходимость обойти  обязательные административные  процедуры, не вызвав подозрений со стороны контролирующих органов. Для реализации данной задачи используются следующие инструменты:

– мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

– платежи небольшими суммами на один банковский счет;

– обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

– использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются "грязные" деньги (казино);

– организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей, главным образом - финансовых инструментов, покупка которых осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации;

– создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих "грязные" деньги в качестве выручки.

На второй стадии осуществляются финансовые транзакции по многократному расщеплению и размещению средств на счетах в других финансовых учреждениях с целью отделения доходов от источника поступлений и устранения возможности выявления этого источника при проверке бухгалтерских записей. Используются такие транзакции, как банковский (телеграфный, телексный и др.) перевод, покупка финансовых инструментов (акции, облигации, дорожные чеки и др.), перепродажа ликвидных активов и финансовых инструментов, осуществление инвестиций в недвижимость и законный бизнес (например, развлечения и туризм) и т.д. В результате данных операций теряется связь между владельцем "грязных" денег (первый этап) и этими деньгами, которые в результате совершаемых операций сначала оказываются на полностью анонимном счете, а на третьем этапе обретают легальный источник происхождения.

Для проведения операций второй фазы большое значение приобретают оффшорные зоны и иные юрисдикции с мягким налоговым режимом, высоким уровнем банковской тайны и слаборазвитой системой финансового контроля. Следы "грязных" денег теряются именно в этих странах, поскольку их законодательство не позволяет раскрывать подобную информацию.

В таких странах основными условиями, способствующими отмыванию денег, а именно, запутыванию следов их происхождения, являются:

* отсутствие процедуры  обязательной идентификации клиентов;

* отсутствие обязательного  бухгалтерского учета для банков;

* недостаточно эффективно  работающие правоохранительные  органы;

* возможность открытия анонимных банковских счетов;

* отсутствие правовой  базы для борьбы с отмыванием  денег и нежелание ее вводить;

* нежелание сотрудничать  с другими странами и международными  организациями в области борьбы  с отмыванием "грязных" денег.

В качестве всего лишь одного краткого примера укажу государство Науру. Маленький островок в Тихом океане стал крупнейшей «прачечной» криминальных группировок России. В стране с населением в 12 000 человек насчитывается около 450 оффшорных банков, зарегистрированных на единый правительственный почтовый ящик. По данным госказначейства США, только в 1998 г. на их счета перетекло примерно $170 миллиардов преступных российских группировок. До сего времени контроль над деятельностью финансовых учреждений был не строгим, а обвиненным в отмывании денег грозил всего год тюремного заключения. Рабочая группа ФАТФ планирует предпринять контр-санкции, среди которых отказ в выдаче банкам и финансовым учреждениям Науру новых лицензий на деятельность в этих странах, а также занесение страны в список «самых рискованных зон для бизнеса». Решение последовало после того, как к 30 декабря 2001 года правительство Науру не смогло внести соответственные изменения в свое законодательство.

Как правило, операции второй фазы носят международный характер. Отмывание внутри страны применяется, прежде всего, как предварительная ступень к международному "отмыванию". Для осуществления операции во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег.

На третьей, последней, стадии осуществляется использование средств, производных от незаконных доходов, в законной форме. Ее особенность заключается в том, что конкретные механизмы интеграции денег в финансовую систему обычно схожи с механизмами уклонения от уплаты налогов и минимизации налогообложения, так как даже с преступного дохода, получившего законный источник происхождения, необходимо уплатить налоги. В качестве источника происхождения денег выбирают вид дохода, облагаемый по минимальной ставке, либо тут же инвестируют эти деньги в деятельность, позволяющую получить льготу (например, в специально созданный "благотворительный" фонд).

На этой стадии деньги обретают новый источник происхождения и инвестируются в легальную экономику от имени преступника, совершившего первоначальное преступление и получившего криминальный доход.

Наиболее известные и применяемые на третьем заключительном этапе легализации схемы отмывания рассмотрены ниже.

Создание фирм - однодневок для обналичивания.

Создается фирма на подставное лицо, которая приобретает за наличные средства какой - либо фиктивный (чаще всего несуществующий) товар на значительные суммы в течение короткого промежутка времени и сразу "исчезает". Относительная безрисковость обналичивания денежных средств для легальных налогоплательщиков объясняется тем, что все риски возможных санкций принимает на себя исчезнувшая фирма - призрак. На ней замыкается и вместе с ней "умирают" все нестыковки товарных и финансовых потоков, возникающие в отчетности легальных фирм в результате операций обналичивания. Так, заместитель председателя Банка России В.Н. Мельников. сказал: "Практически нет ни одной схемы, где не была бы задействована фирма-однодневка. Можно сказать, что это обязательный элемент". При этом он подчеркнул, что создание таких фирм законодательно никак не ограничено.

Легализация имущества ("черных" активов).

Ситуация, аналогичная обналичиванию, возникает в отношении легализации имущества. Эти фактически "черные" активы вводятся в легальный оборот посредством совершения мнимых сделок с организацией-однодневкой. "Оформленные" покупателем документы свидетельствуют о получении на совершенно законных основаниях имущества в результате сделки от продавца (организации-однодневки), в связи с чем последующее использование данного имущества абсолютно легально.

Сделки с заниженной или завышенной ценой контракта.

В качестве примера можно привести операции с недвижимостью, когда приобретается дом по заниженной цене и разница с реальной ценой доплачивается "черными" деньгами. После этого производится фиктивный ремонт, и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный доход. Аналогичные операции распространены в операциях с произведениями искусства и другими предметами, стоимость которых можно определить лишь условно. Для этих целей хорошо подходят аукционные торги, когда необоснованно высокая цена не вызывает серьезных подозрений.

Ссуды и уплата процентов.

Деньги депонируются на счете зарубежной фирмы, которая дает ссуду или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами. Далее получатель переводит долг на зарубежную фирму, которая "грязными" деньгами его и оплачивает, получатель же остается с деньгами и чистой кредитной историей.

Отмывание через казино и лотереи.

Деньги декларируются в качестве выигрыша. Данный этап отмывания является заключительным, поскольку именно здесь преступники и их криминальные доходы снова встречаются. Но доказать эту связь уже не представляется возможным, так как следов преступного происхождения денег нет, зато есть документы, подтверждающие факт законного получения дохода.

Таким образом, суть всех операций по отмыванию денег сводится к следующему:

Во-первых, если криминальный доход получен в наличной форме, данные деньги необходимо внедрить в банковскую систему. Если доходы получены в безналичной форме (финансовое мошенничество, преступления в сфере высоких технологий), то необходимость в 1-й фазе отмывания отпадает и можно сразу переходить ко второму этапу. В результате чего на анонимном счете образуется сумма, источник происхождения которой вызывает сильные подозрения.

Во-вторых, необходимо скрыть подозрительный характер происхождения денег, для чего осуществляется "прокачка" этих активов через банковские системы стран, в которых банковская тайна не раскрывается ни при каких условиях (оффшоры). В итоге установить источник происхождения денег невозможно.

В-третьих, абсолютно анонимным денежным средствам "придумывают" новый источник происхождения. В завершение относительно легальный доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.

Как видно из описанного выше механизма отмывания денег, только на первом и частично на втором этапах легализации сохраняется связь между криминальным доходом и лицом, совершившим основное преступление.

Операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, имеют свои характерные особенности и, как правило, предполагают:

практически всегда - ускоренные переводы денежных средств, не предполагающих какое-либо "зависание" на используемых счетах;

наличие жесткой схемы осуществления легализации с использованием различных видов заключенных договоров, связанных как с деятельностью проверяемой кредитной организации, так и договоров собственно участников легализации;

рост (взрывной, резкий) суммарных оборотов по балансу и особенно внутренних оборотов с таким же снижением в дальнейшем;

для кредитной организации, как правило, низкую или нулевую доходность либо, наоборот, сверхдоходность;

использование суррогатных финансовых инструментов (сомнительных векселей, не котирующихся ценных бумаг и т. д.).

В большинстве случаев проведение легализации предполагает обязательное наличие в схеме двух и более кредитных организаций (резидентов и нерезидентов), между которыми систематически циркулируют (по схемам кольцевого вида) аномально большие (в сравнении с валютой баланса) денежные потоки по корреспондентским счетам в Банке России, так и по корреспондентским счетам ЛОРО-НОСТРО. При этом допускается возможность отсутствия прямого сговора, т. е. участие одной или нескольких кредитных организаций в схемах "отмывания" вполне может осуществляться в рамках обычной банковской деятельности.

Задача противодействия отмыванию "грязных" денег заключается в том, чтобы не дать преступникам воспользоваться их доходами, полученными в результате совершения преступлений, а также предупредить вероятное злоупотребление возможностями современной финансово-банковской системы в целях сокрытия и легализации преступных доходов. Это особенно актуально в современном мире, где около 70% преступлений совершается из корыстных побуждений.

Помимо этого борьба с отмыванием "грязных" денег преследует также и тактические цели. В частности, успешно проведенное расследование уголовного дела в отношении лиц, осуществлявших легализацию доходов, полученных преступным путем, обычно выводит правоохранительные органы на основное преступление. Причем материалы, полученные в ходе расследования отмывания, в полном объеме могут служить доказательствами и по основному преступлению.

Оперативные методы выявления признаков легализации доходов, полученных преступным путем, заслуженно играют важную роль в общей системе мер противодействия отмыванию «грязных» денег. Однако мировая практика борьбы с отмыванием показывает, что более эффективным способом обнаружения признаков отмывания денег является контроль за осуществлением финансовых операций, характер которых дает основания полагать, что они совершаются в целях легализации доходов полученных преступным путем.

Очевидно, что самостоятельно правоохранительные органы не смогут отслеживать данные операции и сделки. Именно поэтому им необходимо взаимодействовать с кредитными организациями и с органами, регулирующими их деятельность. Без координации и сотрудничества государственных органов и кредитных организаций, сотрудничества, осуществляемого на международном уровне, успеха в борьбе с отмыванием денег достичь невозможно.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов