Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем существует определенная “прослойка” из кредитных организаций, стремящихся получать весомые доходы от организации и проведения финансовых операций с сомнительными клиентами и средствами, осуществляя их, как правило, в рамках действующего законодательства. Необходимо сконцентрировать усилия аналитических, надзорных и инспекционных подразделений Национального Банка Казахстана и его территориальных учреждений именно на таких банках.

Вместе с тем ряд задач и вопросов борьбы с преступными капиталами в казахстанской банковской системе остается нерешенным. Приведу наиболее существенные из них.

1. Обеспечение полномерной транспарентности  структуры собственности кредитных  организаций. Именно собственники, как правило, определяют политику  банка и степень его непосредственного  участия в противоправной деятельности. Значительный вклад в этот  процесс принесло рассмотрение Национальным Банком Казахстана ходатайств кредитных организаций о приеме в систему страхования вкладов, однако останавливаться на достигнутом рано, требуется закреплять достигнутые успехи в деле обеспечения прозрачности российского банковского сектора.

2. Эффективное функционирование  систем внутреннего контроля  и рискменеджмента. Решение этой  задачи также невозможно без  соответствующей воли истинных  владельцев банков. Ситуация, когда  отдельные кредитные организации  в погоне за сиюминутной прибылью осуществляют свою деятельность без оглядки на источники привлекаемых средств и возникающие риски, создает благоприятную почву для проникновения преступных капиталов в банковскую систему.

3. Устранение законодательных пробелов. Речь прежде всего идет о пресечении возможностей проводить через банки незаконные операции и использовать их для схем незаконной налоговой «оптимизации». В частности, важно обеспечить усиление контроля за операциями по обналичиванию крупных сумм денег прежде всего нерезидентами, а также предоставить кредитным организациям возможность в одностороннем порядке закрывать счета клиентам, проводящим подозрительные операции, которые обладают признаками связи с преступной деятельностью или легализацией преступных доходов. Случаи, когда отдельные граждане иностранных государств снимают наличными в российских банках за год по несколько сот миллионов долларов, должны жестко контролироваться.

4. Повышение раскрываемости экономических  преступлений. За последние два  года согласно публикуемым в печати докладам а банками были переданы туда сообщения по более чем 2 миллионам операций, имеющих возможную связь с легализацией преступных доходов, а количество возбужденных уголовных дел пока, по тем же сведениям, исчисляется несколькими десятками.

5. Отдельные кредитные организации  сами участвуют в различных  схемах по выводу денежных  средств. В большинстве случаев  это не связано на прямую  с криминалом, а используется  для выполнения нормативных требований Национального Банка Казахстана, обналичиванию средств (увеличения зарплаты, взяток, оплата «крыше», прочих расчётов), уходу от налогов. Аналогично поведение и клиентов банков.

Для решения этих задач представляется целесообразным предпринять ряд практических шагов:

· На законодательном уровне:

- решить проблему с отсутствием  надежной правовой защиты банковских  сотрудников, участвующих в программе  по легализации доходов;

- снять ограничение в праве  проведения повторных проверок  по одним и тем же вопросам  за один и тот же отчетный  период, что не позволяет Национальному Банку Казахстан эффективно осуществлять контроль за кредитными организациями.

· Создать из сотрудников Минфина РК, правоохранительных ведомств, Национального Банка Казахстан рабочие группы для оперативной выработки решений по совершенствованию законодательства и нормативных актов в целях дальнейшего снижения уровня проникновения преступных капиталов в банковскую систему, а также предотвращения ее использования для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В состав таких групп необходимо привлекать специалистов-практиков, в том числе из кредитных организаций и банковских ассоциаций.

· На методическом уровне:

Национальному Банку Казахстана  разработать подробную классификацию подозрительных (необычных) сделок клиентов. Однако, реальность такова, что динамика появления новых схем легализации опережает темпы законотворческого процесса. В этой связи представляется возможным разработка шкалы бальной оценки рисков подозрительности операций с указанием количества баллов по каждому признаку операций в зависимости от критериев подозрительности.

· Методологически поддерживать и стимулировать развитие в кредитных организациях эффективно функционирующих систем внутреннего контроля и риск менеджмента, рассматривать неэффективный внутренний контроль, в том числе за источниками привлекаемых ресурсов и порядком их размещения, как угрозу интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций с возможным применением соответствующих мер воздействия. Использовать для оценки эффективности внутреннего контроля институт кураторов кредитных организаций.

· Развивать информационное и консультационное взаимодействие между органами правопорядка и структурными подразделениями Банка Казахстан. В частности, представители правоохранительных органов могли бы информировать специалистов по банковскому делу о своих потребностях в методологической поддержке раскрытия преступлений, совершаемых с использованием банковской системы. С другой стороны, учреждения Банка Казахстан в рамках осуществления надзора могут выявлять обстоятельства возможного осуществления в отдельных кредитных организациях противоправных действий, требующих расследования, на что в Национальном Банке Казахстана отсутствуют соответствующие полномочия.

· Осуществлять регулярное повышение квалификации руководителей и специалистов, занимающихся вопросами противодействия преступным капиталам в банковской системе, организовывать «круглые столы» в целях обмена опытом и своевременного выявления тенденций теневой экономики.

· Стимулировать создание в банковской среде профессиональных объединений в сфере противодействия преступным капиталам, а также легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Следует отметить, что у представителей банковского сообщества имеется интерес к участию в подобных профессиональных объединениях.

Реализация указанных практических шагов будет способствовать уменьшению объема теневых капиталов в банковской системе Казахстана Прежде всего за счет снижения их преступной составляющей.

Это, в свою очередь, позволит внести определенный вклад в укрепление и развитие банковской системы, усилить защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, обеспечить интересы национальной безопасности страны

Отличительные особенности борьбы с отмыванием доходов в Казахстане:

1.Одним из основных приоритетов  борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов в Казахстан  является строгое фиксирование  и контроль операций с крупными  наличными денежными средствами. При этом главная проблема  состоит в том, что в законодательстве РК в области противодействия легализации преступных доходов (в отличие от законодательства США в той же области),  отсутствует такое важное положение как требование обязательного сообщения в уполномоченный орган об операциях с наличными средствами на сумму превышающую установленную законом в любой валюте.

2. Состояние финансового контроля  в экономически развитых странах  таково, что "неотмытые" деньги  просто невозможно или очень  сложно безнаказанно тратить, в  том числе и использовать в  хозяйственной деятельности (по крайней мере правительства этих стран стараются представить дело в таком свете). Собственно, именно поэтому преступники и вынуждены их отмывать. Состояние финансового контроля в Казахстане сегодня таково, что "грязные" деньги можно тратить (в том числе и инвестировать в экономику), вовсе никак их не отмывая.

3. Иностранные эксперты относят  к теневой экономике откровенно  противозаконные виды деятельности, находящиеся в сфере ведения  Уголовного кодекса, например такие, как торговля оружием или наркотиками. В Казахстане к теневому сектору относят кроме вышеназванного и деятельность на сокрытие доходов с одной целью - не платить налоги.

Причины такого положения понятны - казахстанский бизнес вынужден тратиться на коррумпированных чиновников, на собственную защиту от преступности, которую ему не может обеспечить государство. Прятаться «в тень» заставляют не только налоги, а и боязнь проблем, сопутствующих легальному входу в бизнес, - проблем с регистрацией, с лицензиями, с проверяющими органами, с местными властями.

Таким образом, корни проблемы легализации доходов в нашей стране лежат намного глубже и решить её только односторонним усилением работы не возможно. Поистине болезнью для страны является коррупция, преступность, несовершенство законодательства, особый менталитет граждан. Для казахстанца (в том числе и для наших правоохранительных органов) просто непонятно существо того преступления, с которым борются на Западе, и которое там называют "отмыванием денег". Так что, судя по всему, долго ещё нам придётся бороться - не только с отмыванием преступных доходов, но и с иными «прелестями» нашей жизни.

 

 

3.3 Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным  путем, на международном уровне

 

В течение последних 10-15 лет процессы глобализации экономики оказывали такое влияние на финансовую систему, что изменили банковскую систему и жизнь людей в целом. С одной стороны, глобализация способствует становлению рыночной экономики, что приводит к повышению уровня жизни, развитию финансовой системы, сокращению уровня безработицы, расширению обмена между странами капиталом, товарами и услугами. Но, с другой стороны, в условиях глобализации преступникам стало легче скрывать доходы, полученные от незаконной деятельности, и перемещать эти денежные средства через границы государств для их легализации.

Для достижения своей цели преступниками используются банки, у которых имеются корреспондентские отношения с банками других стран. В течение дня деньги могут пройти через банковские счета в нескольких странах. Банкам стало труднее определять действительного владельца денежных средств или собственности, приобретенной на деньги, поступившие в банк, например, из оффшорной зоны. Поэтому понятна необходимость возникновения системы контроля по противодействию отмыванию денег как со стороны регулирующих органов, так и внутри банков.

За последние два года получено 2772 сведения о подозрительных сделках и операциях, почти 78 процентов из них имеют все "признаки необычных сделок ", а более 22 процентов "относится к операциям, подлежащим обязательному контролю ". Здесь и поступления денежных средств из-за границы с вкладов, открытых на анонимного владельца, и зачисление на счет денежных средств из государств, которые не раскрывают информацию при проведении финансовых операций, и обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства и т.п.

Термин «отмывание» денег впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от торговли наркотиками и обозначает процесс трансформации "грязных", нелегально полученных денежных средств в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимают прохождение доходов от преступной деятельности через международную и национальные финансовые системы с целью сокрытия их незаконного происхождения и придания им легитимной формы. Хотя наиболее часто отмывание доходов связывают с организованной преступностью, оно характерно для многих преступлений, таких как вымогательство, коррупция, мошенничество и др.

В международном праве определение легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности было дано в конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20.12.1988 г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности понимаются:

– конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

– сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

– приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

– участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов