Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 07:11, дипломная работа

Краткое описание

В течение 80-х и 90-х годов проблема противостояния легализации (отмыванию) полученных незаконным путем доходов становилась все более актуальной во многих странах мира. В международном научном обороте она получила наименование "отмывание грязных денег" (money layndering), поскольку первоначально речь шла в основном о легализации незаконно полученных денежных средств.
Учитывая возрастающие масштабы феномена легализации незаконных доходов, наносящего ощутимый ущерб не только отдельным странам, но и мировой экономике в целом, в решение вопросов противодействия разрастанию отмывания включились Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие региональные объединения государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

I
ПОНЯТИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ЭТИМ ЯВЛЕНИЕМ.
9

1.1
Понятие легализации (отмывания) незаконных доходов
9
1.2
Комплексный подход и организации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов
15
II
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ОТМЫВАНИЕМ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
21
2.1
Роль уголовно-правовых норм в борьбе с легализацией отмыванием) незаконных доходов
21
2.2
Проблемы совершенствования уголовной ответственности за легализацию (отмывание) незаконных доходов
25

III
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
29
3.1
Основные факторы, влияющие на процесс легализации отмывания) незаконных доходов
29
3.2
Основные меры по предупреждению легализации отмывания) незаконных доходов
41
3.3
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом КУАМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, 2 апреля 2001 г. был принят Закон № 173-II «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег», который ставит целью привлечения дополнительных финансовых средств в экономику Казахстана, регулирует проведение государством исключительной разовой акции по легализации денег граждан Республики Казахстан, которые ранее были выведены из легального экономического оборота и не были задекларированы, путем освобождения от налогообложения и ответственности лиц, совершивших отдельные правонарушения в сфере экономики[45].

Первый опыт объявления амнистии гражданам в связи с легализацией ими денег в целом не принес каких-либо существенных вливаний в экономику страны. Акция продолжалась в течение тридцати календарных дней, затем продлена еще на некоторое время. Амнистирование незаконно приобретенных денежных средств проходило в форме зачисления денежных средств на специальные банковские счета без права распоряжения ими на период легализации в банки второго уровня, входящие в систему коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов), путем вклада наличных денег в национальной или в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках. Хотя в законе и специально оговаривалось, что его положения не распространяются на случаи легализации денег, полученных в результате коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов, на деле все происходило несколько иным образом, поскольку у государства не было реальных рычагов мгновенного определения происхождения легализуемых средств. Да и в целом первый опыт по амнистированию граждан в связи с легализацией ими денежных средств был объявлен как удовлетворительный.

Результаты проведенной в Казахстане амнистии «теневого» капитала позволили привлечь в экономику страны более 70 млрд 448 млн тенге, или около 480 млн долл. США, из которых 88,5 % собранных средств пришлось на поступления наличной валюты (82 % — доллары США, 6,5 % — тенге), 11,4 % (или 50,5 млн долл. США) составили безналичные поступления со счетов зарубежных банков. Максимальные из легализованных сумм находились на уровне от 700 до 800 тысяч долларов наличными. Средний размер депозита составил 164 тыс. долл. США; 70 % легализовавших свои капиталы оставляют их на депозитах. Данная легализация была взаимоувязана с введением нового налогового кодекса с существенным понижением налога на добавленную стоимость с 20 до 16 % и социального налога с 26 до 21 %[46].

Несколько иной подход был избран при объявлении амнистии по легализации имущества. Если в первом случае амнистированию подлежали только лишь денежные средства, во втором случае предметом амнистирования стали имущества граждан и юридических лиц. Данный закон был принят 5 июля 2006 г. и назывался Закон Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Закон, как и было провозглашено в его Преамбуле, был призван регулировать общественные отношения, связанные с проведением государством исключительно разовой акции по легализации имущества посредством освобождения граждан и юридических лиц, легализовавших имущество, от ответственности за совершение отдельных преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, предусмотренной законами Республики Казахстан.

Наряду с имуществом легализации подлежали и денежные средства. В результате этой разовой акции, которая имела более продолжительный период по сравнению с первым законом, были легализованы имущество и денежные средства на общую сумму $6,787 млрд (828 млрд тенге). «От этой суммы легализованные денежные средства составляют порядка 536 млрд тенге, или $4,4 млрд», — сообщил Премьер- министр Казахстана Карим Масимов. Как объявлялось в СМИ, в акции по легализации имущества, начавшейся 3 июля 2006 г., приняли участие десять процентов населения. Легализованы суммы и имущество, составляющие 8,7 процента ВВП Казахстана, что делает имущественную амнистию в Казахстане одним из редких в мире примеров удачной акции такого рода. До сих пор классическим примером удачной амнистии в мире была амнистия в Ирландии 1988 г., где объем легализованных средств составил 2,5 процента ВВП[47].

Естественно, это только малая толика того объема незаконных денежных средств и иного имущества, которые лежат «мертвым грузом» в активах как простых граждан, так и криминальных структур. Если учитывать, что объем «теневой» экономики Казахстана, по подсчетам специалистов, оценивается в пределах 22-30 процентов от ВВП, то в этом направлении государственным органам предстоит сделать еще много.

Большинство исследователей вопросов, касающихся противодействия экономическим преступлениям в целом и легализации незаконных доходов в частности, отмечают, что глубокое всестороннее познание «теневой» экономики даст возможность правоохранительным органам успешно решать задачи борьбы с такими видами преступлений в сфере экономической деятельности, как лжепредпринимательство, незаконное предпринимательство, легализация незаконных доходов и т.д. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что большая часть денежных средств и иного имущества, легализованных в рамках разовых акций 2001 и 2007 гг., были приобретены в результате неправомерных действий в предпринимательской сфере.

12 октября 1998 г. Россия и Казахстан  подписали соглашение о сотрудничестве  в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) является самой крупной из региональных групп по типу ФАТФ с точки зрения совокупной территории и численности населения государств-членов и объединяет сегодня Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 16 государствам и 14 международным и региональным организациям. Ключевая задача ЕАГ заключается в оказании содействия государствам региона в создании и развитии национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что способствует обеспечению экономической безопасности и стабильности региона, снижению угрозы международного терроризма и повышению инвестиционной привлекательности его стран[48].

Опыт Казахстана по объявлению амнистии незаконно приобретенным капиталам показывает, что огромные «теневые» капиталы (естественно, при условии, что они не связаны с наркобизнесом, торговлей оружием, торговлей людьми, порнобизнесом и т.д.) могут играть весьма положительную роль в дальнейшем росте экономики страны. С точки зрения государства и его экономики отмывание денег может принести как ущерб (если деньги вкладываются в «теневую» экономику, вывозятся из страны, оказывают влияние на распределение денежных ресурсов), так и иметь временные положительные последствия. Как правило, многие «оффшорные государства» не интересуются происхождением тех денег, которые вкладываются в развитие их экономик и составляют значительную часть ВВП.

С этих позиций, на наш взгляд, недостаточно исследован вопрос реального влияния незаконных легализуемых капиталов и имущества на естественное течение экономических процессов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что первопричиной или предпосылкой возникновения такого криминального явления, как отмывание денег стало принятие 16 января 1920 г. в США закона, прозванного в народе «сухим законом». Принятие и дальнейшее рьяное исполнение его положений стало тем самым обстоятельством, которое побудило криминальные структуры занять освободившуюся «нишу», что впоследствии принесло им баснословные прибыли, которые в дальнейшем требовали легитимизации [49]. Есть, однако, и другие исследователи, которые утверждают, что происхождение легализации незаконных доходов имеет более глубокие корни. К примеру, английский историк С.Сеагрэйв пишет о китайских торговцах, которые всеми способами старались скрыть происхождение своих богатств от властей [50]. Однако было бы ошибочным утверждать, что в те времена это явление имело аналогичные с сегодняшними черты.

Так или иначе, феномен «отмывания доходов» в современной науке уголовного права и криминологии недостаточно изучен либо изучен однобоко, что и приводит к несоответствующим усилиям как на национальном (внутреннем) уровне, так и на региональном и международном уровнях в принятии решений.

Кроме того, в чисто уголовно-правовом значении определение места состава «легализации незаконных доходов» в уголовном законе Республики Казахстан в структуре экономических преступлений не бесспорно.

 

 

       3.2 Основные меры по предупреждению легализации (отмывания) незаконных доходов

 

Мировым сообществом уже признано, что за короткое время в Казахстане создана система противодействия отмыванию преступных доходов. Другим странам для этого потребовалось 10 и более лет. Министерство финансов США отметило лидирующую роль Казахстана во всем центрально азиатском регионе. Россия сыграла поистине ключевую роль в создании в октябре прошлого года Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Россия сегодня стала "ключевым партнером" США по борьбе с отмыванием денег. Высокий уровень партнерства подтверждается тем, что министерства финансов США и Казахстан подготовили уже два доклада о совместных инициативах в этой области, которые были представлены для рассмотрения президентам обеих стран. Несмотря на прилагаемые усилия, объёмы отмывания денег огромны.

Эксперты по-разному оценивают масштабы теневой экономики в Казахстане: представители органов государственной статистики и научных кругов называют уровень в 20-25% ВВП, специалисты правоохранительных органов -- 40-45% ВВП. Но даже такой разброс в оценках, вызванный отсутствием единой методики подсчета и весомостью экспертного мнения, не может скрыть суть проблемы - в развитых странах удельный вес теневой экономики, как правило, не превышает 3-5% ВВП[51].

Отмываются средства полученные как в сфере традиционных видов деятельности преступных сообществ (торговля наркотиками и оружием, контрабанда, проституция и т.д.), так и от теневых операций легально функционирующих юридических лиц (уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство и др.).

Комитет по государственным доходам Министерства Финансов наладил на сегодня сбор информации практически из всех возможных источников: банков, страховых фирм, лизинговых компаний, рынков, казино - отовсюду, где вращаются наличные средства. Ежедневно КГД получает более 200-400 сообщений, из которых около трети являются подозрительными. Вся эта информация пополняет базу данных, которая охватывает большое количество финансовых сделок. Затем управление финансовых расследований, проведя анализ полученных материалов, наиболее серьезные из них передает в правоохранительные органы. Между тем превратить "черные" деньги в "белые" в Казахстане по-прежнему не проблема.

В Казахстане некоторые эксперты традиционно склонны отделять доходы, полученные в результате уклонения от уплаты налогов и незаконного предпринимательства, от тех, что получены в результате совершения других видов преступлений. Принято считать, что доходы первой категории не в полной мере являются преступными, а скорее обусловленными сложившейся обстановкой. Действительно, в середине 90-х налоговое бремя было чрезмерным. Отмечались случаи, когда предприятия, чтобы уплатить все налоги и сборы, должны были работать в убыток, и это заставляло их уклоняться от соответствующих платежей либо вести «неофициальный» учет, используя наличную форму расчетов. Однако в последнее время налоговая нагрузка существенно снижена, есть перспектива ее дальнейшего уменьшения, что ликвидирует основания для общественного оправдания лиц, преступающих налоговое и гражданское законодательство.

В легальном секторе повышенный интерес для теневых капиталов во всем мире представляет банковская система. Он вызван прежде всего тем, что значительная часть теневых экономических операций (особенно юридических лиц) проходит посредством или в отдельных случаях -- с участием кредитных организаций. размещение в банковской системе доходов, полученных в результате совершения преступлений, имеет для нее крайне негативный характер, угрожает ее стабильности, интересам добросовестных кредиторов и вкладчиков.

В последнее время за неисполнение антиотмывочного законодательства у ряда кредитных организаций были отозваны лицензии на право совершения банковских операций, целому ряду банков отказано в приеме в систему страхования вкладов, вдвое сократился так называемый фиктивный экспорт услуг. Основное что привлекло это огромные суммы по обналичиванию денежных средств: операции по выдаче кредитными организациями наличных рублей на “закупку сельскохозяйственной продукции”, на “погашение и покупку ценных бумаг”, по выдаче со счетов физических лиц, а также “на иные цели”. При этом анализ банковской отчетности показывает, что наиболее крупными операторами на рынке таких, с позволения сказать, “услуг” являются некоторые банки, весьма небольшие по активам и уставному капиталу.

Среднемесячные выдачи наличных средств на указанные цели такими банками во второй половине 2014 г. выросли на 50% и составили по стране за год объемы, сопоставимые с расходной частью бюджета страны. Причем важно отметить распространение таких операций по территории всей страны[52].

В настоящее время можно уверенно констатировать качественное изменение подхода банковского сообщества к проблеме противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма по сравнению с периодом становления и начального этапа развития данной системы. Очевидна растущая тенденция к переходу большей части банковского сообщества от формального исполнения требований законодательства  к инициативной работе в этой области.

Информация о работе Уголовно – правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмывания) незаконных доходов