Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

4. Типологизация регионов
5. Экономическое районирование
....
14. Типы городов.
15. Иерархия городских систем

Вложенные файлы: 1 файл

Регионоведение.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

Специальные функции, часто  в масштабах всей страны выполняют  отраслевые центры. В России наибольшее количество городских поселений - промышленных центров (Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре  и др.). наиболее яркими представителями транспортных центров являются крупные морские порты (Новороссийск, Находка). Относительно редко встречаются в нашей стране научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.). (2, 117).

По степени урбанизации  регионы Российской федерации существенно  различаются как на уровне крупных  экономических районов, так и  на уровне административно-территориальных  образований.

Урбанизация рассматривается  как процесс повышения роли городов  в развитии общества, вызывающий изменения  в социальной и демографической  структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения  людей. Современная урбанизация  значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс  укрупнения городов, который сопровождается их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежные  территории. Возрастает значение укрупненных  городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие  поселения. Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он стал играть роль главного центра. Образуется городская агломерация - одна из качественно новых форм современного городского расселения. (4, 82)

Среди поселков городского типа встречаются также несколько  особых функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связанные  с сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атомных и  гидравлических электростанций (Шилово в воронежской области, Чистые Боры в Костромской области и др.). Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки, имеющие исключительно  жилые функции (Фирсановка, Семхоз, Родники в Московской области и др.). В-третьих, это поселки городского типа, уже лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто встречаются в северных и восточных районах страны около выработанных месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания ресурсов лесоразработок, но некоторое время (иногда на протяжении десятилетий) они еще продолжают числиться городскими поселениями. Причем некоторые из них полностью лишились населения. Сочетание различных функций в одном поселении приводит, как правило, к его быстрому развитию. Поэтому большие города являются многофункциональными. И наоборот, небольшие города и ПГТ, как правило, являются монофункциональными.

По размеру городские  поселения делятся следующим  образом:

- самые малые (до 5 тыс.жителей);

- малые (от 5 до 20 тыс. жителей);

- полусредние (от 20 до 50 тыс. жителей);

- средние (от 50 до 100 тыс. жителей);

- крупные (от 100 до 500 тыс. жителей);

- крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей);

Города-миллионеры (свыше 1 млн жителей).

Наиболее важны и интересны  города-миллионеры, которых всего 13, но в них концентрируется около ? всего городского населения страны. Это города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь. Кроме того, более 1 млн. жителей насчитывают городские агломерации - Воронежская, Саратовская, Красноярская. Поскольку строгих статистических критериев выделения агломераций в России не существует, назвать точную численность их населения нельзя.

В функционировании региона  определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Структуру региона можно  рассматривать с различных точек  зрения: экономической, социальной, духовной. Природно-ресурсной, институциональной  и пр. как социально-экономическая  система, регион может быть представлен  совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: системообразующая база; системообслуживающий комплекс; экология; население; инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных  подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент  производственных сил национального  хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения  с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

15. Иерархия городских  систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее  небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов - урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город агломерация урбанизированная зона урбанизированный район мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного  расселения (по Ю.Л. Пивоварову) [5]:

1. Компактный город (в  его традиционной форме) - основной  элемент расселения на начальных  этапах урбанизации страны или  района. Согласно «Словарю общегеографических  терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии - 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация - (от лат.  agglomero - присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район - основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона - наиболее крупное звено (объединяющее  несколько элементов) в перспективной  пространственной структуре расселения  страны. Это территория с высокой  плотностью городских поселений  и большим удельным весом городского  населения. Урбанизированная зона  выделяется интенсивностью развития  городских поселений (а не их  количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu - большой, polis - город) - наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

1.2 Пространственная структура  городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной  структуры и административного  деления могут быть выделены принципиально  различающиеся зоны, что позволяет  рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования [6].

1. Историческое ядро города - очень небольшая по размерам  территория, в которой сосредоточены  наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом  отношении сооружения, административный  культурный и деловой центры  агломерации. Таковы исторический  центр Москвы в пределах Садового  кольца; центральное ядро Лондона,  включающее Сити, Вестминстер и  Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города  в Москве и Петербурге административно  включена в город, в Париже  выделена в так называемый  «первый городской пояс», в  Лондоне к периферийной зоне  города может быть отнесен  внешний пояс «старых пригородов».  В настоящее время основная  часть населения столичных городов  сосредоточена в периферийных  зонах и по мере того, как  вся территория этих зон заполняется  сплошной застройкой, их население  растет, но затем обнаруживает  объективную тенденцию к снижению  и экспансии за пределы городской  черты.

4. Большой город (или  ядро агломерации, урбанизированная  зона агломерации, город с первым  внутренним поясом пригородной  зоны). Примером может быть Петербург  с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких  границах», «Большой Лондон» с  первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк - урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует  вместе с городом более широкое  образование, которое можно рассматривать  как агломерацию. Таковы Московская  и Петербургская агломерации,  Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного  региона. Под столичным регионом  следует понимать зону, на которую  распространяется непосредственное  и интенсивное влияние столицы  и необходимы связанные с ней  целенаправленные градостроительные  мероприятия; однако здесь перестает  действовать важнейший градостроительный  параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые  передвижения. Внешняя зона становится  ареной крупных мероприятий по  развитию систем городов - «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону - Москва и Московская область; Лондонскому - юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону - район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

1.3 Пути формирования агломерации

Формирование агломерации  «от города». По достижению определенного  «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития - территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию [2]. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести  развития объективно перемещается в  окружающий город район. Возникают  поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и  партнеров. С одной стороны, все  то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские  лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и  т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других - они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации  «от района». Характерно для ресурсных  зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений  обычно возникает группа поселков сходной  специализации. С течением времени  один из них, расположенный удобнее  других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для  развития, притягивает к себе объекты  неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным  и культурным центром, в нем развивается  наука и конструкторско-проектное  дело, сосредоточиваются предприятия  стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в  территориальной группе поселений, которые со временем приобретают  по отношению к нему роль спутников.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"