Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- проведение товароведно – потребительского анализа структуры ассортимента синтетических моющих средств и контроля качества данной группы товаров.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
Определение значения синтетических моющих средств;
Изучение состояния отечественной и мировой базы СМС;
Выявление направлений развития производства и потребления СМС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Характеристика ведущих отечественных и мировых производителей синтетических моющих средств 6
1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения…………………………………………………………..12
1.2 Направление развития сырьевой и производственной базы, динамика производства синтетических моющих средств в Республие Беларусь 14
1.3 Сосояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств 17
2. АССОРТИМЕНТ И ПОТРЕБИТЕЛЬКИ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ 21
2.1 Классификация, характеристика и напрвления развития ассотимента синтетических моющих средств……………………………………………….21
2.1.1 Классификация и характеристика ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………………..21
2.1.2 Направление развития ассортимента синтетических моющих средств..24
2.2 Потребительские свойства синтетических моющих средств и факторы их формирующие…………………………………………………………………….27
2.2.1 Типовая номенклатура и характеристика потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………….27
2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства синтетических моющих средств………………………………………………….31
3.ТОВАРОВЕДНЫЙ АНАЛИЗ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ «МИЛА» 33
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности магазина «Мила» 33
3.2 Динамика структуры ассортимента синтетических моющих средств за последние 3 года 38
3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………42
3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»………………………………………………………………………………43
3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента………………………..45
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИЛА"………...........................................52
4.1 Анализ нормативной базы, регламентирующей требования к качеству моющих средств и выбор и обоснование показателей качества, методика их определения………………………………………………………………………52
4.2 Контроль качества синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд…………………….............................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 375.96 Кб (Скачать файл)


Примечание – Источник: собственная разработка

Примечание – Источник: собственная разработка

Проанализируем основные виды синтетических моющих средств, реализуемых магазином «Мила», по следующим показателям

Коэффициент новизны товаров (КN) – замена, находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами:

КN = (1)

 

где Н – количество новых разновидностей товаров в продаже;

QФ – фактическое количество разновидности товаров, находящихся в продаже.

КN средств для стирки = 40/100*100% = 40%

КN средств для  чистки туалета = 5/15*100% = 33%

КN средств для мытья стекла = 25/50*100% = 50%

КN посудомоечных средств = 75/200*100 = 38%

КN специальных очистителей = 50/100*100% = 50%

Коэффициент полноты (Кп) – отношение числа разновидности товара, находящегося в продаже (QN) к числу товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем (QA): ассортимент косметика прибыль

Кп = (2)

Кп средств для стирки = 100/230*100% = 43%

Кп средств для  чистки туалета = 15/25*100% = 60%

Кп средств для мытья стекла = 50/150*100% = 33%

Кп посудомоечных средств = 200/350*100% = 57%

Кп специальных очистителей = 100/200*100% = 50%

Коэффициент широты (Кш) – отношение числа видов товара, находящегося в продаже (Qш) к числу товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем (Qш):

Кш= (3)

Кш средств для стирки = 15/30*100% = 50%

Кш средств для  чистки туалета = 5/15*100% = 33%

Кш средств для мытья стекла = 2/4*100% = 50%

Кш посудомоечных средств = 15/25*100% = 60%

Кш специальных очистителей = 10/15*100% = 67%

 

Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя (Qy) к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп (Qф):

Ку = (4)

Ку средств для стирки = 85/100*100% = 85%

Ку средств для  чистки туалета = 15/15*100% = 100%

Ку средств для мытья стекла = 40/50*100% = 80%

Ку посудомоечных средств = 170/200*100% = 85%

Ку специальных очистителей = 75/100*100% = 75%

Коэффициент новизны товаров (КN) – замена, находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами:

Анализируя показатели ассортимента синтетических моющих средств, реализуемых в в магазином «Мила» можно сделать следующие выводы:

Ассортимент синтетических моющих средств, реализуемых в магазине имеет низкие коэффициенты широты и полноты. Не один из видов синтетических моющих средств не представлен полностью. Коэффициент полноты выше у средств для чистки туалета и у посудомоечных  средств. Самый высокий коэффициент широты у специальных очистителей.

Синтетические моющие средства в магазине «Мила» имеют большой коэффициент устойчивости, особенно средства для чистки туалетов (100%).

Коэффициент новизны синтетических моющих средств в магазине «Мила» достаточно низкий (особенно средств для чистки туалета). Остальные виды синтетических моющих средств тоже очень слабо обновляются.

Ассортимент синтетических моющих средств в магазине «Мила» полный и устойчивый. Также в магазине достаточно низкая обновляемость товаров, т.к. магазин старается сотрудничать со старыми, хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками, которые поставляют в основном стандартный стабильный ассортимент. Завоз новых товаров производится крайне редко.

Для повышения рациональности данного ассортимента, для оптимизации продаж и повышения прибыли следует:

– добавить, хотя бы в небольших количествах средства по уходу за детской одеждой и посудой;

– расширить ассортимент синтетических моющих средств (особенно средства для чистки туалета);

– пополнить ассортимент синтетических моющих средств (особенно средства для мытья стекол);

– чаще и в больших количествах обновлять все виды синтетических моющих средств.

 Для обеспечения устойчивого  ассортимента товаров и, следовательно, более полного удовлетворения  спроса покупателей в магазине  должна проводиться работа по  управлению товарными запасами.

При определении оптимальных размеров товарных запасов в магазине «Мила»должны исходить из объёма дневной реализации товаров, частоты завоза и величины разовой поставки товаров. Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивает бесперебойную реализацию их покупателям при минимуме затрат. Поэтому в случае снижения необходимого количества товаров работники магазина должны принимать меры по ускорению их завоза. Если же образуются излишние товарные запасы, то выявляются причины их образования (неправильное определение потребности в товарах, низкое качество, высокие цены и т.п.), а затем принимаются меры по стимулированию продажи этих товаров или возращение их поставщику.

Стимулирование продажи товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.

 

3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента

Для адекватного понимания потребительских предпочтений используется метод потребительских оценок. На основании данного метода проводится анализ потребительских свойств товара. Полнота и достоверность получаемой при этом информации занимают ключевое положение для формирования технически и экономически обоснованного ассортимента вытяжек, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд.

Оценка уровня качества товара при использовании метода потребительских оценок может проводиться как по отдельно взятым показателям свойств изделия, так и по их совокупности (комплексная оценка). Второй подход является более предпочтительным в связи с тем, что конечный потребитель предъявляет к товару не одно, а несколько требований. В случае с данной товарной группой потребителю важно агрегатное состояние товара, его назначение и состав, а также способ применения.

С целью исследования ассортимента и качества синтетических моющих средств в магазине «Мила» проводился опрос покупателей методом анкетирования. Исследование включало в себя выявление отношения покупателей к ассортименту и качеству синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила». В ходе проводимого исследования было опрошено 50 человек.  Для опроса была использована анкета (приложение А ), состоящая из 12  вопросов, с помощью которой определены предпочтения потребителей. Анализ результатов проведенного опроса осуществлялся с помощью программы ANKET 03.exe  (приложение В ). 

Структура выборки представлена в таблице 3.6

 

Таблица 3.6 — Структура выборки респондентов

Структура выборки

Распределение, %

пол

 

- мужской

14

- женский

86

возраст

 

- до 20 лет

14

- 21-30 лет

22

- 31-40 лет

32

- 41-50 лет

18

- 51-60 лет

10

- старше 60 лет

4

социальное положение

 

- студент

4

- служащий

2

- безработный

8

- работник торговли

14

- руководитель

18

- пенсионер

-другое

4

50


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Как видно из таблицы 3.6, в выборке представлены практически все слои потребителей как по возрасту и полу, так и по социальному статусу.

Проанализируем ответы покупателей на предложенные вопросы в анкете. Предпочтения респондентов по поводу предпочтений торговой марки синтетических моющих средств представлено на рисунке 3.6

На рисунке 3.3показано, что большинство покупателей предпочитают синтетические моющие средства торговой марки Persil (36%), на втором месте торговая марка Losk (28%), на третьем месте располагается торговая марка Миф (22%) и 14% опрошенных покупателей предпочитают синтетические моющие средства других торговых марок.

 

Рисунок 3.3 – Предпочитаемые покупателями торговые марки синтетических моющих средств

Примечание – Источник: собственная разработка

На рисунке 3.4 представлены данные опроса о частоте покупки синтетических моющих средств. Можно сделать вывод от том что наибольшее число орошенных покупателей постоянно покупают синтетические моющие средства – 54% из всех опрошенных, покупают время от времени и очень редко покупают  24% и 14% соответственно, а 8% из всех опрошенных совсем не покупают синтетические моющие средства.

Рисунок 3.4 – Частота приобретения синтетических моющих средств

Примечание – Источник: собственная разработка

 

На рисунке 3.5 показаны влияния различных факторов на выбор покупки синтетических моющих средств. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что при покупке продукции самое большое влияние на выбор оказывает ценовой фактор (38%). Также немаловажным фактором для 30% опрошенных является качество синтетических моющих средств, а для 20% и 10% опрошенных на выбор покупки влияют такие факторы как производитель и агрегатное состояние соответственно, и всего лишь для 2% - не имеет значения.

 

 

Рисунок 3.5 – Влияние факторов на выбор покупки синтетических моющих средств

Примечание – Источник: собственная разработка

 

На рисунке 3.6 представлено влияние ценового фактора на выбор опрошенных покупателей при покупке синтетических моющих средств. Из рисунка видно, что выбор 74% респондентов зависит от ценовой категории синтетических моющих средств , у 18% опрошенных цена не всегда влияет на их выбор, а у 8% - совсем не влияет.

Рисунок 3.6 – Влияние цены на выбор синтетических моющих средств

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Рисунок 3.7 – Отношение покупателей к ассортименту синтетических моющих средств, представленных в магазине «Мила»

Примечание – Источник: собственная разработка

Анализируя рисунок 3.7 можно сделать выводы о том, большинство опрошенных покупателей не всегда устраивает имеющийся ассортимент синтетических моющих средств в магазине «Мила» - 56%, полностью устраивает ассортимент  - 34%, и 10 % покупателей полностью не устраивает ассортимент синтетических моющих средств, имеющийся в магазине «Мила».

На рисунке 3.8 представлена степень удовлетворения качеством синтетических моющих средств в магазине «Мила». Анализируя данный рисунок мы видим, что большинство опрошенных покупателей удовлетворены качеством синтетических моющих средств – 74%, 18% - не всегда остаются довольны качеством синтетических моющих средств и лишь 8% опрошенных не удовлетворяет качество данной группы товаров. 

Рисунок 3.8 – Степень удовлетворения качеством синтетических моющих средств, представленных в ассортименте магазина «Мила»

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Изучение мнения покупателей по поводу изменения ассортимента синтетических моющих средств за последние годы (рисунок 3.9) показало, что 34 % респондентов  отметили его расширение, 42 % считают, что ситуация в ассортименте магазина существенно не изменилась, 4 % заметили сужение ассортимента и 20 % вовсе не обращали внимание.

Рисунок 3.9 – Мнение покупателей по поводу изменения ассортимента синтетических моющих средств в магазине «Мила»

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

При изучении и анализе ответов опрошенных покупателей по вопрос «Ассортимент каких видов синтетических моющих средств наиболее полно представлен в магазине «Мила»» можно сделать вывод, что наиболее широкий ассортимент представляют средства для стирки – 38%, средства для кухни – 38%, средства для ванной и туалета – 20% и 16% среди опрошенных считают что наиболее полно представлен ассортимент другими средствами (рисунок 3.10).

 

 

Рисунок 3.10 – Мнение покупателей по поводу полноты ассортимента некоторых видов синтетических моющих средств, представленных в магазине «Мила»

Примечание – Источник: собственная разработка

 

На рисунке 3.11 видно что из всего числа опрошенных покупателей наибольшее количество предпочитают пользоваться синтетическими моющими средствами находящимися в жидком агрегатном состоянии – 44%, 32% предпочитают использовать порошкообразные средства, 18% -пастообразные, и наименьшее количество респондентов (6%) используют синтетические моющие средства в твердом сотоянии. 

 

 

Рисунок 3.11 – Предпочтения покупателей относительно агрегатного состояние синтетических моющих средств

Примечание – Источник: собственная разработка

 

С целью исследования ассортимента и качества синтетических моющих средств в магазине  «Мила»  проводился опрос покупателей методом анкетирования. В ходе проводимого исследования было опрошено 50  человек. 86 % опрошенных покупателей были женщины. Основной процент респондентов (50 %) на вопрос о социальном положении выбрали вариант «другое». Маркетинговое исследование показало, что сегодня при выборе синтетических моющих средств большинство потребителей (36 % нами опрошенных) отдают предпочтение торговой марке Persil. Белорусские потребители постоянно (54 % из 50 респондентов) покупают синтетические моющие средства и определяющим фактором покупки является цена приобретаемого товара (38 % опрошенных), причем у 74% опрошенных ценовой фактор всегда влияет на выбор синтетических моющих средств. В ходе опроса было выявлено, что большинство (56 %) потребителей не всегда устраивает ассортимент синтетических моющих средств в магазине и 42% потребителей считают что ассортимент за последние годы существенно не изменился, но наиболее полно представлены средства для стирки (38% и 50 опрошенных). Несмотря на это большинство покупателей (74%) удовлетворены качеством синтетических моющих средств, представленных в магазине «Мила».  Полученные данные следует учитывать при формировании ассортимента синтетических моющих средств, а также регулярно проводить подобное анкетирование.

Информация о работе Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС