Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- проведение товароведно – потребительского анализа структуры ассортимента синтетических моющих средств и контроля качества данной группы товаров.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
Определение значения синтетических моющих средств;
Изучение состояния отечественной и мировой базы СМС;
Выявление направлений развития производства и потребления СМС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Характеристика ведущих отечественных и мировых производителей синтетических моющих средств 6
1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения…………………………………………………………..12
1.2 Направление развития сырьевой и производственной базы, динамика производства синтетических моющих средств в Республие Беларусь 14
1.3 Сосояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств 17
2. АССОРТИМЕНТ И ПОТРЕБИТЕЛЬКИ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ 21
2.1 Классификация, характеристика и напрвления развития ассотимента синтетических моющих средств……………………………………………….21
2.1.1 Классификация и характеристика ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………………..21
2.1.2 Направление развития ассортимента синтетических моющих средств..24
2.2 Потребительские свойства синтетических моющих средств и факторы их формирующие…………………………………………………………………….27
2.2.1 Типовая номенклатура и характеристика потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………….27
2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства синтетических моющих средств………………………………………………….31
3.ТОВАРОВЕДНЫЙ АНАЛИЗ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ «МИЛА» 33
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности магазина «Мила» 33
3.2 Динамика структуры ассортимента синтетических моющих средств за последние 3 года 38
3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………42
3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»………………………………………………………………………………43
3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента………………………..45
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИЛА"………...........................................52
4.1 Анализ нормативной базы, регламентирующей требования к качеству моющих средств и выбор и обоснование показателей качества, методика их определения………………………………………………………………………52
4.2 Контроль качества синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд…………………….............................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 375.96 Кб (Скачать файл)

Товары, относящиеся к синтетическим моющим средствам, составляют одну из значимых статей расходов каждой семьи. Данные товары позволяют содержать домашнее хозяйство в чистоте, поддерживать комфорт и порядок. По динамике последних лет товары данной группы занимают все большую долю в потреблении белорусов. Во-первых, растет благосостояние населения. Во-вторых, потребители осознают выгоды от применения более качественных средств, которые экономят время, силы, а некоторым – и нервы.

1.2 Направления развития  сырьевой и производственной  базы, динамика производства синтетических  моющих средств в Республике  Беларусь.

Практически каждая хозяйка пользуется синтетическими моющими средствами. Синтетические моющие средства не дают нам расслабиться и почувствовать себя поросятами. Когда-то наши бабушки брали в руки кусок мыла, и... Зато сейчас на службе чистоты человеческой одежды состоит целая армия помощников, в виде порошков, гелей, кондиционеров и прочих волшебных средств.

По данным Западных аналитиков, в настоящее время уровень потребления CMC на душу населения составляет около 6 кг в год (при санитарно-гигиенической норме рационального потребления моющих средств 6-8 кг в год). При этом мы значительно отстаем по данному показателю от стран Западной Европы, где среднедушевое потребление CMC составляет от 10 кг в год (в Германии 11,8 кг, в Великобритании -14,2 , во Франции - 15,6 кг). Один из самых высоких показателей - 28 кг - отмечается в Северной Америке. По словам менеджера отдела внешних связей «Procter & Gamble», «среднестатистический американец имеет больше вещей, и он, как правило, не надевает вещь во второй раз, не постирав. У белорусов нет подобной привычки, как нет, к примеру, и привычки менять постельное белье каждую неделю. Разумеется, это касается не всех, а некоего среднего человека. Отечественный рынок CMC будет расти просто за счет того, что белорусы станут стирать чаще».

К категории CMC относятся моющие средства, которые выпускаются в виде порошков, гелей, паст, таблеток; а также отбеливатели (с хлором и без, в жидком и порошкообразном виде); усилители моющих средств (соли для стирки, средства для замачивания, пятновыводители); концентрированные порошки и кондиционеры для белья[29, 250 с].

Как свидетельствуют эксперты, для женщин (не секрет, что именно они чаще всего покупают средства для стирки) наиболее важными потребительскими характеристиками являются способность качественно удалять общую загрязненность белья и отсутствие вредного воздействия на кожу рук. Этот критерий остается важным даже при наличии стиральной машины, так как она не может полностью исключить «ручной труд».

Но качество отстирывания зависит не только от моющих характеристик CMC, но и от качества используемой воды. Особенно важен такой показатель, как жесткость. Он влияет не только на качество стирки, но и на расход CMC. Чем жестче вода, тем ниже эффект отстирывания. Мировое признание получили CMC с использованием синтетических цеолитов для смягчения воды и улучшения качества отстирывания.

Однако в настоящее время на белорусском рынке безраздельно правящий король - «фосфатный порошок». В таких порошках используется вещество, особо опасное для окружающей среды, водного бассейна - триполифосфат натрия. Его содержание в CMC колеблется от 15 до 60 %. Фосфаты - вещества, снижающие жесткость воды путем нейтрализации солей магния и кальция (чем больше солей, тем жестче вода). С уменьшением жесткости увеличивается эффективность действия ПАВ и обеспечивается мягкость тканей после стирки, но наряду с данными положительными качествами фосфаты представляют угрозу для окружающей среды. Дело в том, что, попадая вместе со сточными водами в водоемы, фосфаты начинают действовать как удобрения, вследствие чего начинается «цветение» воды, резкое снижение содержания кислорода, что приводит к гибели рыб.

Во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили. В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии бесфосфатных порошков более 80 %, в Дании - 54, в Финляндии и Швеции - 40, во Франции - 30, в Великобритании и Испании - 25, в Греции и Португалии - 15 %. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще, потому что шестью годами раньше антифосфатные законы были приняты в 42 из 48 префектур. Законы о запрещении фосфатов в стирально-моющих средствах действуют в Республике Корея, на Тайване, в Гонконге, Таиланде и в Южно-Африканской Республике. В США такие запреты охватывают более трети штатов[23, 115-120 с].

Выход из положения - использовать экологически безвредные цеолиты. На Западе производители стиральных порошков уже давно нашли это средство - с аналогичными свойствами, но без упомянутых побочных эффектов - биологически инертные, экологически безопасные вещества. Это цеолиты, которые позволяют не только удалять из воды разнообразные примеси, в особенности ионы жесткости, а также улучшать ценообразование используемых поверхностно активных веществ. Используют цеолиты уже около четверти века. Опыт показал их преимущества и подтвердил безвредность. Во всех странах, где заботиться о здоровье человека, об экологической безопасности престижно и модно, даже крупнейшие производители признают, что альтернативы порошкам с цеолитами просто нет.

Под действием различных факторов складываются такие тенденции рынка, как рост потребления более дорогих и качественных средств бытовой химии, переориентация потребителей с универсальных средств на специализированные и появление новых ниш на рынке бытовой химии, рост потребления средств для автоматической стирки. За последние годы радикально изменилось соотношение  между порошками для ручной и машинной стирки. Приобретя машину-автомат, потребители покупают и порошки-автоматы, причем соответствующие классу машин.

Новая категория, продвигаемая компаниями-производителями  - жидкие моющие средства. Потребители и экологи ужесточают требования к чистящим: средствам они должны  не только хорошо чистить, но и не повреждать поверхности. Такие требования  важны, например, к  средствам для мытья пола - представленные на рынке и ранее, они не позиционировались как специализированные. Хороший потенциал у сегмента средств для прочистки сливных стоков.

Одним из наиболее значимых сегментов рынка СМС является рынок средств для стирки, почти 70% которого занимает стиральный порошок, в том числе концетрированные стиральные а 30% - вспомогательные средства для стирки.

Увеличиваются продажи стиральных порошков в экономичных упаковках. Потребитель нередко предпочитает бренд, который обеспечивает максимальный выбор "весовых порций" порошка. Естественно, что компании-производители стараются предоставить покупателю соответствующий выбор. Последняя тенденция - рост продаж "экономичных", т.е. сравнительно больших упаковок, дающих потребителю выигрыш в цене за 1 кг или одну стирку. В "экономичном" сегменте представлена в основном более дорогая продукция западных производителей.

Одной из тенденций рынка чистящих средств стало смещение потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции и продукции категории "премиум". Несмотря на то, что очень часто цены на западные марки выше, чем на отечественные, потребитель склонен их покупать, поскольку с ростом доходов становится менее чувствителен к ценовой разнице.

На рынке чистящих средств наметилась тенденция постепенного замещения дешевых товаров более качественными и дорогостоящими. Производители делают акцент в продвижении на уникальные потребительские свойства продукции: легкость и безопасность применения, максимально быстрый эффект действия, экономичность консистенции, экологичность и удобство упаковки. Для потребителя, безусловно, важна цена, но еще важнее для него становится качество чистящего средства, бережное отношение к чистимой поверхности, удобство использования и упаковки, экономичная консистенция и известность марки[25, 98-101 с].

1.3 Состояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств

В начале 90-х годов 20-го столетия отечественная химическая промышленность оказалась не в состоянии обеспечить потребности населения в разнообразных и высококачественных СМС, поэтому значительная доля рыночного предложения формировалась за счет закупок СМС по импорту.

Спрос на СМС в настоящее время достаточно высокий. У покупателей популярна как отечественная, так и зарубежная продукция. В период становления рыночной экономики в Республике Беларусь отечественный ассортимент СМС значительно сузился, а объемы производства существенно сократились. Тогда многие заводы организовали совместные предприятия с ведущими зарубежными фирмами. Кроме того, отмечается улучшение белорусского сырья, дизайна упаковки и совершенствование потребительских свойств отечественной продукции.

На мировом рынке бытовых моющих средств и детергентов наблюдается устойчивая тенденция дальнейшего расширения зоны коммерческого присутствия ведущих мировых производителей. Крупнейшие компании полностью насытили своей продукцией традиционные рынки.

Эксперты отмечают, что наиболее типичной стратегией вхождения в новые рынки стало приобретение профильных компаний среднего размера. Современный белорусский рынок средств бытовой химии предлагает большой ассортимент продукции белорусских и зарубежных производителей, назначение которых - помочь по хозяйству.

В соответствии со спросом населения росла продажа дорогостоящих порошков современных составов с высокими потребительскими свойствами. Однако большинство белорусских предприятий продолжает выпускать простейший ассортимент. Совершенно очевидно: чтобы выдержать конкуренцию на рынке, отечественные предприятия должны модифицировать существующие СМС с учетом требований экологической безопасности; расширять ассортимент порошковых СМС с перекисными соединениями и биодобавками; увеличивать скорость растворения СМС при низких температурах стирки; создавать экологичные жидкие моющие средства, содержащие большое количество ПАВ (35 — 45%) без электролитов или, наоборот, малое количество ПАВ (10— 25 %) с электролитами; повышать стабильность пастообразных СМС по срокам хранения и в широком интервале температур (минус 20 — плюс 40 °С); проводить разработку рецептур паст с энзимами и химическими отбеливателями для стирки сильно загрязненного белья.

В настоящее время в реализации находятся десятки наименований моющих препаратов малоизвестных и знаменитых фирм различного назначения и стоимости. Проблема выбора встает не только перед индивидуальным потребителем, но и перед специалистом, занимающимся коммерческой деятельностью на рынке товаров бытовой химии. Необходимо знание не только потребительских свойств моющих препаратов и факторов, их формирующих, но и основных тенденций развития ассортимента СМС, критериев их конкурентоспособности.

Для того, чтобы оценить состояние отечественной и мировой производственной базы СМС построим диаграмму потребления данной категории товаров в натуральном выражении через магазины розничной торговли.

Рисунок 1.2 - Потребление СМС в натуральном выражении через магазины розничной торговли, %

Примечание: - Источник – собственная разработка

В количественном выражении потребление СМС отечественного производства преобладает над СМС импортного производства, но это не характеризует качество данной группы товаров. СМС отечественного производства более дешёвые и не всегда более качественные, а порой и не стоят в одном ряду с аналогами импортного производства.

Интересной представляется информация продажи СМС торговыми организациями по областям Республики Беларусь (тонн) (табл. 1.2).

Таблица  1.2 - Продажа СМС торговыми организациями по областям Республики Беларусь (тонн)

1

2

3

4

5

Области

годы

Отклонение, % 2013/2012

2011

2012

2013

Брестская

601,7

737,3

921,625

1,25

Витебская

562

720,6

843,102

1,17

Гомельская

631,7

817,1

939,665

1,15

Гродненская

408,8

512,6

584,364

1,14

1

2

3

4

5

г. Минск

1542,6

2080,6

2808,81

1,35

Минская

773,2

1085,2

1378,204

1,27

Могилёвская

371,6

555,9

728,229

1,31

По Республике

4891,6

6509,3

8203,999

1,26

Информация о работе Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС