Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- проведение товароведно – потребительского анализа структуры ассортимента синтетических моющих средств и контроля качества данной группы товаров.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
Определение значения синтетических моющих средств;
Изучение состояния отечественной и мировой базы СМС;
Выявление направлений развития производства и потребления СМС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Характеристика ведущих отечественных и мировых производителей синтетических моющих средств 6
1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения…………………………………………………………..12
1.2 Направление развития сырьевой и производственной базы, динамика производства синтетических моющих средств в Республие Беларусь 14
1.3 Сосояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств 17
2. АССОРТИМЕНТ И ПОТРЕБИТЕЛЬКИ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ 21
2.1 Классификация, характеристика и напрвления развития ассотимента синтетических моющих средств……………………………………………….21
2.1.1 Классификация и характеристика ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………………..21
2.1.2 Направление развития ассортимента синтетических моющих средств..24
2.2 Потребительские свойства синтетических моющих средств и факторы их формирующие…………………………………………………………………….27
2.2.1 Типовая номенклатура и характеристика потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………….27
2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства синтетических моющих средств………………………………………………….31
3.ТОВАРОВЕДНЫЙ АНАЛИЗ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ «МИЛА» 33
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности магазина «Мила» 33
3.2 Динамика структуры ассортимента синтетических моющих средств за последние 3 года 38
3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………42
3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»………………………………………………………………………………43
3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента………………………..45
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИЛА"………...........................................52
4.1 Анализ нормативной базы, регламентирующей требования к качеству моющих средств и выбор и обоснование показателей качества, методика их определения………………………………………………………………………52
4.2 Контроль качества синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд…………………….............................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 375.96 Кб (Скачать файл)

Основная продукция: стиральные порошки – универсальные, с биодобавками, с ТАЕД-системой и перекисным отбеливателем, для стирки изделий из цветных тканей, для деликатных тканей, для детского белья - предназначены для ручной стирки, стирки в машинах активаторного типа и в машинах-автоматах; жидкие моющие средства для стирки шерстяных изделий, детского белья и изделий из всех видов тканей; кондиционеры- ополаскиватели; отбеливатели; средства чистящие; средства для мытья посуды; средства санитарно-гигиенические, антинакипь для стиральных машин-автоматов; жидкое мыло, автошампунь. Широкий спектр продукции для промышленных и строительных предприятий – технические моющие средства, паста моющая для рук, клей для обоев, лента клеевая марки В3, бумага парафинированная, электроды сварочные марки МР-4, гвозди. Фактический адрес: 225320, Брестская область, г. Барановичи, ул. Проминского, 48. Основные рынки: Беларусь, Болгария, Венгрия, Восточная Европа, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Польша, Российская Федерация, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Центральная Азия, Чехия.

ООО «Научно-производственная компания «Навигатор» создана в 2001 году и на сегодняшний день является одним из ведущих белорусских производителей профессиональных моющих и дезинфицирующих средств под торговыми марками «Рапин» и «Нависан». Торговая марка «Рапин» - это широкий спектр моющих средств для мясной, молочной и ликероводочной отраслей пищевой промышленности, лечебно-профилактических и детских учреждений, предприятий гостиничного и ресторанного сервиса, клининговых компаний, транспортных предприятий и автомоечных станций и в быту. Основная продукция: профессиональные моющие средства с уровнем рН от 1,2 до 12,8 с высокой активностью и специфичностью по отношению к загрязнителям, эффективно работающие при пониженных температурах в воде с любой жесткостью; дезинфицирующие средства с широким спектром антимикробной, антигрибковой, антивирусной активности.  Средства, производимые ООО «Научно-производственная «Навигатор», согласованы и одобрены Минздравом Республики Беларусь. Производство данных средств соответствует национальной системе соответствия Республики Беларусь (СТБ) и системе сертификации Госстандарт России (ГОСТ Р).

ЗАО "Гранд-Холдинг ". Основная продукция: товары бытовой химии, строительно-отделочные материалы, парфюмерно-косметические товары. Фактический адрес: Витебская область, Витебск, г. Витебск ул. Лазо, 110В ком 303. Основным рынком сбыта продукции является Украина.

Иностранное частное производственное унитарное предприятие "Парфюмерно-косметическая фабрика "Сонца" г. Фактический адрес: г. Минск, ул. Энгельса, 34а, строение 2, к. 511. Виды деятельности: -  производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств;  -  производство парфюмерных и косметических средств.

Нобель Групп, Совместное общество с ограниченной ответственностью. Фактический адрес: г. Минск, ул. Лынькова 69. Основными направлениями являются производство и реализация чистящих, моющих, дезинфицирующих средств для профессионального применения на предприятиях, в том числе пищевых, транспорте, на объектах общественного питания и торговли, для клининговых компаний. Рынки сбыта продукции: Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Узбекистан, Украина.

Общество с ограниченной ответственностью "ББТ". Ассортимент бытовой химии представлен следующими видами товара: жидкое мыло, моющие средства, антинакипины, средство для мытья стекол, посуды, средство для чистки и дезинфекции, отбеливающие средства, ополаскиватель для белья. Продукция в полной мере удовлетворяет соотношению "цена-качество" и предназначена для широкого круга пользователей.  
Кроме производства товаров бытовой химии, компания реализует туалетную бумагу и салфетки целлюлозные санитарно-бытового назначения. 
Вся продукция имеет Сертификат о государственной регистрации и соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам Таможенного Союза. Фактический адрес: г. Минск, ул. Ф. Скорины, 52, комн. 68. Производство чистящих и моющих средств под торговой маркой «Чистофф». Рынки сбыта продукции: Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Украина. 

Общество с ограниченной ответственностью "Юнихимпром". Продукция включает в себе щелочные, кислотные и нейтральные моющие средства. Средства сильно концентрированы, что позволяет получить большое количество рабочего раствора. Вся продукция сертифицирована и маркирована. Фактический адрес:  г. Минск, пер. Промышленный 11-220. Белорусский разработчик и производитель профессиональных моющих средств под торговой маркой "Клионол". На рынке с 2007 года. Рынки сбыта продукции: Восточная Европа, Западная Азия, Северная Европа, Центральная Азия.

Проанализируем производство синтетических моющих средств отечественными  ведущими предприятиями (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Объем производства СМС на отечественном рынке и удельный вес каждого предприятия

Название предприятия

2011 год

2012 год

2013 год

кол-во, млн.р.

уд. вес

кол-во, млн.р.

уд. вес

кол-во, млн.р.

уд. вес

Брестский завод бытовой химии

2799

24,96

2829

24,13

2991

23,73

Борисовский завод бытовой химии

998

8,9

1119

9,54

1259

9,96

Бархим

2987

26,64

3112

26,54

3309

26,26

Рапин

797

7,1

801

6,83

860

6,82

Гранд-Холдинг

480

4,28

502

4,28

598

4,74

Сонца

1205

10,75

1315

11,21

1477

11,71

Нобель-групп

680

6,06

695

5,93

715

5,67

ББТ («Чистофф»)

860

7,67

889

7,58

901

7,15

Юнихимпром

407

3,64

464

3,96

498

3,96

Итого:

11213

100

11726

100

12608

100


 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Из таблицы 1.1 видно что наибольший объем производства СМС приходится на предприятие «Бархим» и с 2011 г по 2013 г он увеличился на 322 млн. р. На втором месте находится «Брестский завод бытовой химии» у когорого объем производства продукции в 2011 г составил 2799 млн. р., а в 2013 г – 2991 млн. р. (за три года увеличился на 192 млн. р.). Н третьем месте по производству СМС в стране находится «Борисовский завод бытовой химии» у которого объем производства продукции с 2011 г по 2013 г вырос на 261 млн. р. (2011 г -998 млн. р., 2013 г – 1259 млн. р.). Рост производства синтетических моющих средств на предприятиях обусловлен повышение спроса на товары отечественного производства, т.к. отмечается улучшение белорусского сырья, дизайна упаковки и совершенствование потребительских свойств отечественной продукции.

На рисунке 1.1 представлен удельный вес каждого предприятия в общем объеме производства синтетических моющих средств среди ведущих отечественных производителей за 2013 год.

Рисунок 1.1 – Удельный вес предприятия в общем объеме производства СМС

Примечание – Источник: собственная разработка

Как видно из рисунка 1.1 наибольший удельный вес за 2013 г (26,26 %) среди предприятий занимает «Бархим», на втором месте с разницей в 2,53% занимает «Брестский завод бытовой  химии» (23,73 %), третье место занимает «Сонца» с удельным весом 11,71 % что на 14,55% и на 12,02% меньше чем «Бархим» и «Брестский завод бытовой  химии» соответсвенно.

Основными странами экспортерами синтетических моющих средств являются Украина и Казахстан.

 Основными странами-импортерами  являются США, Польша и Литва.

 Безусловными лидерами  на рынке чистящих средств  России являются две крупные  интернациональные компании:

• Procter & Gamble – является владельцем крупного предприятия по производству моющих средств - Новомосковскбытхим.

• Henkel – владеет предприятиями «Эра» в г. Тосно и г. Энгельсе, а также в 2001 году приобрела третье российское предприятие ОАО «Пемос» в г. Пермь.

Среди российских производителей также есть крупные предприятия, такие как ООО «Нэфис» г. Казань, ОАО «Весна» г. Самара, ОАО «Концерн Калина» г. Омск, которые стабильно наращивают объем производства и продаж и имеют хорошие перспективы на рынке в будущем.

Объем производства и продаж, чистящих и моющих средств за 2012- 2013 годы практически не упали. По данным компании Symbol- Marketing , по итогам 2012 года объем производства моющих средств, включая моющие синтетические в мелкой расфасовке составил почти 1,8 млн. т. По состоянию на август 2013 года в России было произведено 1,1 млн. т, что на 11 тыс. т, или на 1% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Однако с уверенностью можно сказать, что за кризисные 2012 и 2013 годы рынок не потерял своих позиций. Если в январе-августе 2011 года было произведено 1.05 млн. т, то уже в 2013 году рынок вырос на 7%, до отметки в 1,1 млн. т. Объем производства чистящих средств в 2008 году был зафиксирован на уровне 231,7 тыс. т. На этом рынке ситуация сходная с ситуацией на рынке моющих средств, рынок не показал сокращения. В период январь-август 2013 года объем производства чистящих средств увеличился на 2% по сравнению с аналогичным 2007 годом.

По данным компании «Nielsen Россия», доля продаж средств международных производителей немного упала как в стоимостном , так и в натуральном объеме : в денежном выражении доля продаж составляет 70,2% по сравнению с 71,1% в прошлом году; в натуральном – 48,9%. Кроме того, потребители стали более практичными и внимательными при использовании тех или иных средств. Россияне стали более уделять внимание назначению товаров бытовой химии, например, чаще задавать вопросы, каким средством, в каком количестве, при каких условиях, и т.д.

На сегмент средств для устранения ржавчины и известкового налета приходится 3,8% розничных продаж в категории чистящих средств для дома в денежном и 1,7% в натуральном выражении. На отбеливающие чистящие средства - около 14,7% и 31,9% соответственно. Один из значительных по представленности сегментов рынка- средства для мытья посуды (40% рынка). Второе место занимают чистящие средства для ванной комнаты туалета (более 30% рынка). По сравнению с Западной Европой в России еще ничтожно мала доля средств для автоматической мойки посуды- порошки, таблетированные средства, сопутствующие товары- соли, ополаскиватели, удалители накипи. Однако у этого сегмента очень хорошие перспективы. Самым крупным на рынке чистящих средств по критерию консистенция, по данным «Niesen Россия», является сегмент жидкие чистящие средства -44% рынка чистящих средств.

Второй по объему сегмент - порошки - около 25%. Однако из отличий российского рынка от западного - активное использование чистящих порошков. В Европе больше всего распространенны кремообразные гелеобразные , а также жидкие чистящие средства. Российский потребитель в силу своих традиций использует чистящие порошки. Гели немного уступают в популярности порошкам - это третий сегмент по объему около 24,7% от общего объема розничных продаж в категории, чистящие и моющие средства для дома в объемном выражении. На долю кремов и паст приходится 3,2% (по данным «Niesen Россия»).

1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения

  • Синтетические моющие средства предназначены для благоустройства быта человека, ухода за жилищем, одеждой, мебелью, техникой и т. п. Ассортимент синтетических моющих средств чрезвычайно разнообразен но назначению, составу, областям применения и т. д.

  • Большинство синтетических моющих средств производится химической промышленностью путем переработки природного сырья или продуктов органического синтеза. Эти товары существенно облегчают жизнь человека, его каждодневный труд, однако их применение ощутимо нарушает экологическое равновесие в природе.

    В быту, не говоря о промышленности, мойке подвергают разные предметы и объекты. Загрязняющие вещества бывают самые разнообразные, но чаще всего они малорастворимы или нерастворимы в воде. Такие вещества, как правило, являются гидрофобными, поскольку водой не смачиваются и с водой не взаимодействуют. Поэтому нужны и различные моющие средства.

    Если попытаться дать определение, то мытьем можно назвать очистку загрязненной поверхности жидкостью, содержащей моющее вещество или систему моющих веществ. В качестве жидкости в быту используют главным образом воду. Хорошая моющая система должна выполнять двойную функцию: удалять загрязнение с очищаемой поверхности и переводить его в водный раствор. Значит, моющее средство также должно обладать двойной функцией: способностью взаимодействовать с загрязняющим веществом и переводить его в воду или водный раствор. Следовательно, молекула моющего вещества должна иметь гидрофобную и гидрофильную части. Фобос – по-гречески означает страх, боязнь. Значит, гидрофобность означает боящийся, избегающий воду. Филео – по-гречески – люблю, а гидрофильность – любящий, удерживающий воду. Гидрофобная часть молекулы моющего вещества обладает способностью взаимодействовать с поверхностью гидрофобного загрязняющего вещества. Гидрофильная часть моющего вещества взаимодействует с водой, проникает в воду и увлекает с собой частицу загрязняющего вещества, присоединенную к гидрофобному концу.

    Таким образом, моющие вещества должны обладать способностью адсорбироваться на пограничной поверхности, т.е. обладать поверхностной активностью. Их называют поверхностно-активными веществами (ПАВ).

    Производство синтетических моющих средств основано на дешевой сырьевой базе, а точнее на продуктах переработки нефти и газа. Они, как правило, не образуют малорастворимых в воде солей кальция и магния.

    Следовательно, многие из синтетических моющих средств одинаково хорошо моют как в мягкой, так и в жесткой воде. Некоторые средства пригодны даже для стирки в морской воде. Синтетические моющие средства действуют не только в горячей воде, как это характерно для хозяйственного мыла, но и в воде при сравнительно низких температурах, что важно при стирке тканей из искусственных волокон. Наконец, концентрация синтетических моющих веществ даже в мягкой воде может быть гораздо ниже, чем мыла, полученного из жиров. Синтетические моющие средства обычно представляют довольно сложную композицию, поскольку в них входят различные добавки: оптические отбеливатели, химические отбеливатели, ферменты, пенообразователи, смягчители.

    Использование нефтехимического сырья позволило значительно расширить сырьевую базу промышленности моющих средств и организовать крупнотоннажное производство разнообразных по ассортименту и потребительским свойствам синтетических моющих средств. Синтетические моющие средства являются наиболее широко применяемыми препаратами бытовой химии, их используют в домашнем хозяйстве по статистике 99 % семей[28, с 58-59].

    Итак, моющие средства — многокомпонентные смеси веществ, водные растворы которых применяются для очистки поверхностей от загрязнений. К моющим средствам относятся мыла и синтетические моющие средства (СМС). Мыла — соли высших жирных, нафтеновых и смоляных кислот с различными добавками. Растворимые в воде мыла (обычно натриевые и калиевые) обладают моющим действием и составляют основу хозяйственного и туалетного мыла. Туалетное мыло используется как гигиеническое средство и обычно рассматривается в ряду парфюмерно-косметических товаров. В состав СМС кроме поверхностно-активных веществ (ПАН), растворы которых обладают моющим действием, входят соли неорганических кислот и полезные добавки[21,114 с].

    Информация о работе Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС