Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью курсовой работы является изучение ассортимента и оценка качества коровьего сливочного несоленого масла, поступающего на реализацию в магазин «Проспект».
Исходя из вышесказанного, нами были сформированы следующие задачи курсовой работы:
1 Изучен рынок коровьего масла в РФ и г. Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика коровьему сливочному несоленому маслу;

3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и
материально – технической базе магазина «Проспект»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-
хозяйственной деятельности ООО «Проспект»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Обзор литературы………………………………………………………….…. ...6
1.1 Состояние и краткий анализ рынка коровьего масла в России и городе
Челябинске ………………………………………………..............………………….6
1.2 Химический состав и пищевая ценность коровьего сливочного масла…………...8
1.3 Факторы, формирующие качество коровьего сливочного несоленого масла ......11
1.3.1 Сырье, используемое при производстве коровьего сливочного масла. Влияние
его на качество готовой продукции……………………………………...………11
1.3.2 Технологический процесс производства коровьего сливочного несоленого
масла, влияние его отдельных операций на качество готовой продукции…….13
1.3.3 Влияние условий и сроков хранения, транспортирования на качество коровьего масла и других сохраняющих факторов………………………………......16
1.4Характеристика показателей безопасности, классификация коровьего масла, характеристика ассортимента …………………………………………………..……..18
1.5 Дефекты коровьего масла, причины возникновения и меры предупреждения …20
1.6 Идентификация и фальсификация коровьего сливочного масла…………………24
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………...………………....27
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина
«Проспект» и его материально – технической базы............................................…27
2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Проспект» за два последних года…….………………………………………………………………………….……...32
2.1.3 Динамика поступления и реализации масла коровьего в магазине
«Проспект»…………………………………………………………………...…….34
2.1.4 Анализ договорных отношений с поставщиками коровьего масла. Краткая
характеристика поставщиков…………………………………………………......38
2.1.5 Анализ приемки коровьего масла по количеству и качеству в магазине
«Проспект»………………………………………………………………………....43
2.1.6 Анализ условий и сроков хранения коровьего масла в магазине………………47
2.2 Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла реализуемого в магазине «Проспект»…………………………………………………………………….49
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика……………………………52
2.4Результаты исследований и их обсуждение………….………………………………………………………………...….56
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества коровьего сливочного
несоленого масла разных производителей……………………………………….56
2.4.2 Результаты физико-химических исследований…………………………………58
Выводы и предложения……………………………………………………...………….60
Список используемых источников…………………...…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_3_-_1.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

Далее производили осмотр маркировки на единичной упаковке, ее полноту и качество. Проверка маркировки показала, что она является полной и соответствует

ГОСТ Р 51074-2003.

Следующим была проверка тары партии сливочного масла. Тара имела чистый и сухой  вид,  без наружных дефектов (деформаций) и герметичная, что соответствует требованиям стандарта.

На стадии приемки сливочного масла по качеству в магазине «Проспект»  проверяется только целостность упаковки и маркировки каждой упаковочной единицы потребительской тары. Не проводится никаких других испытаний проверки качества продукции, что является нарушением процедуры приемки. Если поступил некачественный товар, то дефекты продукции определяются только покупателем, уже непосредственно после совершения покупки.

       Таким  образом, при анализе приемки  печенья по количеству и качеству  в магазине «Проспект» установлено, что приемка по количеству проводится правильно со сверкой всех необходимых данных. Приемка по качеству же фактически не проводится, что является нарушением статьи 513 ГК РФ: «Покупатель обязан в срок определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявлении несоответствия или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика».

 

 

2.1.6 Анализ условий и сроков хранения коровьего масла в магазине

 

Принятые по количеству и качеству товары перемещают в зону хранения. За товарами различных групп, подгрупп и наименований закрепляется постоянное место хранения.

Хранение товаров в магазине  производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются  сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

При хранении товаров  соблюдаются санитарно-гигиенические режимы: в складских помещениях при текущем уходе проводится уборка с применением дезинфицирующих средств.

Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже, что позволяет ускорить процесс продажи товаров, повысить культуру обслуживания покупателей, улучшить внешний вид товаров, сократить  товарные потери.

Подготовка товаров  к продаже включает в себя:

- проверка соответствия  сортности, указанной в сопроводительных  документах;

- облагораживание товаров  (очистка от пыли, устранение мелких  неисправностей, протирка верхнего  слоя некоторых  товаров);

- фасовка, предварительная  нарезка товаров;

-оформление и прикрепление  ярлыков цен. [14]

Под размещением товаров  понимают их распределение на площади  торгового зала в соответствии с  планом помещения.

В магазине, в складах  применяется напольное размещение – укладка товаров без тары на полу, стеллажное размещение – укладка товаров на вертикальных стеллажах.

При размещении и укладки  товаров в подсобных помещениях руководствуются определенными  правилами, основанными на принципах  совместимости, безопасности и эффективности. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары  не должны падать прямые солнечные лучи.

При хранении масла в  нем происходят существенные изменения, отражающиеся на вкусе и аромате. При положительных температурах хранения масло постепенно теряет аромат; далее появляются пороки вкуса, которые при длительном хранении могут привести к непригодности масла к употреблению

Хранение  масла на холодильниках и в розничной торговле осуществляется при различных температурах, но при этом относительная влажность воздуха должна быть не выше 80%.

В ООО «Проспект» масло находится в холодильных камерах при температуре не выше 8°С и относительной влажности воздуха не более 80%. При такой температуре воздуха масло может храниться в магазине до 15 дней.

В ООО «Проспект» соблюдаются правила товарного соседства, которые устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хранения.  А также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Это правило основано на принципах совместимости разных товаров.

Таким образом, при анализе  организации хранения товаров в                       ООО «Проспект» установлено, что на данном торговом предприятии применяются правила товарного соседства, соблюдаются санитарно-гигиенические режимы, температурно-влажностный режим. Ведется обязательная подготовка товаров к продаже, что позволяет ускорить процесс продажи товаров, повысить культуру обслуживания покупателей.

 

 

2.2  Анализ  структуры ассортимента коровьего масла , реализуемого в

        магазине «Проспект », направления рационализации ассортимента

 

Товарный ассортимент  – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в  соответствии с функциональными  особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Ассортиментная политика магазина предполагает определенный курс действий по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию  конкурентоспособности товаров  на требуемом уровне, а также нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов) и потребителей.

В основу построения ассортимента магазина положено рациональное соотношение  отдельных групп товаров, учитывающее  следующие принципы:

- обеспечение в магазине  достаточной полноты товаров  частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

- обеспечение достаточной  широты и полноты ассортимента  по каждой группе и подгруппе  товаров;

- установление определенного  количества разновидностей по  каждому виду товаров и т.д. Магазин «Проспект» предлагает покупателю большой ассортимент сахарного печенья.

Рассмотрим структуру  ассортимента данного продукта в  стоимостном и денежном выражении, представленного в таблице 5.

 

Таблица 4 - Структура ассортимента сахарного печенья в натуральном и денежном                    

                     выражении

 

Вид сливочного масла

Количество, 

пачек

Средняя цена, руб./пачка

Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении

натуральном

денежном

1

2

3

4

5

«ООО Дары масленицы» г Челябинск

11

32

25,6

27,8

«Масло сливочное «President»

8

24

18,5

20,9

«ООО Первый вкус»

10

19

23,3

16,5

«ООО Чебаркуль»

5

17

11,6

14,8

«Сулимовское»

9

23

21

20

Итого:

43

115

100

100


 

Анализируя таблицу 4, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес как в натуральном, так и денежном выражении в структуре ассортимента имеет место сахарное печенье «Дары масленицы»

Данный вид печенья  пользуется наибольшим спросом у  покупателей, что объясняется экономическими выгодами магазина «Проспект».

Приведем анализ рациональности ассортимента путем расчета его показателей (широта, полнота, новизна, устойчивость).

За базовые показатели принимаем стандарты по ГОСТ Р 52969-2008 «на молоко и молочную продукцию», «Виды, а также каталоги и прейскуранты фирм-изготовителей, являющихся поставщиками магазина.

Расчет показателей  приведен в таблице 5.

 

Таблица 5 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента сахарного печенья

 

Свойства ассортимента

Показатели ассортимента

Расчетная формула

Расчет показателей

Результат, %

1

2

3

4

5

Широта

Действительный (ШД)=6

Базовый (Шб)=10

Коэффициент широты:

 

60,0

Полнота

Действительный (ПД)=5

Базовый (Пб)=15

Коэффициент полноты:

 

33,3

Устойчивость

Показатель устойчивости

(У)= 4

Коэффициент устойчивости:

 

66,6

Новизна

Показатель новизны (Н)=2

Коэффициент обновления:

 

33,3

Рациональ-

ность ассортимента

Показатель рациональности Кр

Кр = Кш▪вш+Кп▪вп+Ку▪ку+ +Кн▪вн/4

Кр = 75*0,3+33,3*0,3+66,6*0,3+33,3*0,1/4

 

14,0


 

Исходя из данных таблицы 5, следует, что широта ассортимента составляет 60%, что свидетельствует о насыщении магазина другими видами товаров.

Полнота ассортимента составляет 33,3%, что говорит о хорошей насыщенности рынка, в следствии хорошего спроса на отдельные виды товаров.  Показатель полноты можно считать рациональным.

Коэффициент устойчивости равен 66,6%, что является оптимальным, а, следовательно, четыре наименования из возможных шести пользуются устойчивым спросом.

Коэффициент новизны  составляет 33,3% за счет введения в ассортиментный перечень новых видов продукции. Данный показатель является рациональным, так как обновление ассортимента позволяет более полно удовлетворить потребности покупателей и расширить ассортимент, создав конкурентные преимущества магазина.

Коэффициент  рациональности  — средневзвешенное   значение   показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости (0,3; 0,3; 0,3; 0,1). В нашем случае он равен 14 и является нерациональным. Данный показатель следует повысить за счет повышения интенсивности насыщения магазина новыми видами печенья.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка  является одним из важнейших индикаторов  деловой активности предприятия  и его конкурентоспособности.

Таким образом, рассмотренная  система показателей ассортимента магазина ООО «Проспект» позволила сделать вывод о его нерациональности.

Показатели широты и полноты ассортимента можно еще увеличить, если ввести в товарный перечень новые виды продукции от поставщиков.

 

 

2.3  Объекты и методы исследований, их характеристика не менее

      4-х образцов

 

Объектами исследования было выбрано коровье сливочное  масло различных производителей, а именно:

1 ОАО «Челябинский  городской молочный комбинат»

2 ОАО «Компания ЮНИМИЛК»

3 ОАО «Чебаркульский молочный завод»

4 ООО «Дары масленицы»

Изучение качества образцов сливочного масла началось с визуального  осмотра упаковки и маркировки.

Проведем анализ полноты  представления информации потребителю  в соответствии с ФЗ РФ  № 88 – ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (таблица 6).

 

Таблица 6 - Анализ потребительской маркировки

 

Обязательные реквизиты потребительской  маркировки по ГОСТ 51074-2003

ОАО «Челябинский городской  молочный комбинат»

ОАО «Компания ЮНИМИЛК»

ОАО «Чебаркульс-

кий молочный завод»

ООО «Дары масленицы»

1

2

3

4

5

Наименование продукта

 

Масло сливочное крестьянское

«Первый вкус»

Масло сливочное крестьянское «Простоква-

шино»

Масло сладко – сливочное «Крестьянское» несоленое

«Из Чебаркуля»

Масло «Башкирское» сладко-сливочное  «Крестьянское»

Значение массовой доли жира, %

72,5

72,5

72,5

72,5

 

 

Сорт

 

Высший

Высший

Высший

       Высший

Наименование и место нахождение изготовителя

ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», Россия, 454090 г.Челябинск, ул. Тимирязева, 5

ОАО «Компания ЮНИМИЛК», Россия, 127015, г.Москва, ул. Вятская 27

ОАО

«Чебаркульский молочный завод», Россия, 456440, г Чебаркуль, Челяб. об-ть, ул Дзержинского, 1

ОАО «Дары масленицы», Россия, 454085, г.Челябинск, ул. Танкистов, 148

Масса нетто

180 г

180 г

200 г

180г

Состав продукта

Пастеризованн-

ые сливки из коровьего  молока

Пастеризованные сливки

Пастеризованные сливки из коровьего молока

Пастеризованные сливки из коровьего молока

 

Товарный знак изготовителя

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Информация о работе Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла