Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим целью курсовой работы является изучение ассортимента и оценка качества коровьего сливочного несоленого масла, поступающего на реализацию в магазин «Проспект».
Исходя из вышесказанного, нами были сформированы следующие задачи курсовой работы:
1 Изучен рынок коровьего масла в РФ и г. Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика коровьему сливочному несоленому маслу;

3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и
материально – технической базе магазина «Проспект»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-
хозяйственной деятельности ООО «Проспект»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Обзор литературы………………………………………………………….…. ...6
1.1 Состояние и краткий анализ рынка коровьего масла в России и городе
Челябинске ………………………………………………..............………………….6
1.2 Химический состав и пищевая ценность коровьего сливочного масла…………...8
1.3 Факторы, формирующие качество коровьего сливочного несоленого масла ......11
1.3.1 Сырье, используемое при производстве коровьего сливочного масла. Влияние
его на качество готовой продукции……………………………………...………11
1.3.2 Технологический процесс производства коровьего сливочного несоленого
масла, влияние его отдельных операций на качество готовой продукции…….13
1.3.3 Влияние условий и сроков хранения, транспортирования на качество коровьего масла и других сохраняющих факторов………………………………......16
1.4Характеристика показателей безопасности, классификация коровьего масла, характеристика ассортимента …………………………………………………..……..18
1.5 Дефекты коровьего масла, причины возникновения и меры предупреждения …20
1.6 Идентификация и фальсификация коровьего сливочного масла…………………24
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………...………………....27
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина
«Проспект» и его материально – технической базы............................................…27
2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Проспект» за два последних года…….………………………………………………………………………….……...32
2.1.3 Динамика поступления и реализации масла коровьего в магазине
«Проспект»…………………………………………………………………...…….34
2.1.4 Анализ договорных отношений с поставщиками коровьего масла. Краткая
характеристика поставщиков…………………………………………………......38
2.1.5 Анализ приемки коровьего масла по количеству и качеству в магазине
«Проспект»………………………………………………………………………....43
2.1.6 Анализ условий и сроков хранения коровьего масла в магазине………………47
2.2 Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла реализуемого в магазине «Проспект»…………………………………………………………………….49
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика……………………………52
2.4Результаты исследований и их обсуждение………….………………………………………………………………...….56
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества коровьего сливочного
несоленого масла разных производителей……………………………………….56
2.4.2 Результаты физико-химических исследований…………………………………58
Выводы и предложения……………………………………………………...………….60
Список используемых источников…………………...…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_3_-_1.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

Технико - экономические показатели здания исследуемого торгового предприятия:

1 Отношение торговой площади к общей площади:

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади  предприятия занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания предприятия.[21]

Для ООО «Проспект» этот коэффициент равен 0,75, то есть торговая площадь составляет 65%, а неторговая – 35%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, та как значительная ее часть предназначена для выполнения функций торгового помещения для продажи товаров и обслуживания покупателей.

2 Показатель рациональной  расстановки оборудования (эффективности  использования торговой площади)  – установочный коэффициент, показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием, к общей площади торгового зала.

Для магазина «Проспект» этот показатель равен 0,52.

Следовательно, 52% торговой площади занято установленным оборудованием, а 48% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, территория для товаропотоков. Значение данного показателя является оптимальным для магазинов данного типа.

3  Коэффициент демонстрационной  площади магазина составляет 0,65, при этом оптимальным считается коэффициент, равный 0,7. Это говорит о том, что площадь в исследуемом предприятии используется рационально.

Материально - техническая  база предприятия складывается из следующих  составляющих: торговый зал оборудован пристенными горками, стеллажами, витринами, стоиками для сигарет, прилавками для отпуска товаров. Имеются 2 кассовых аппарата «САМ ОКА-102ф» производства Россия, 2 электронных весов BE-15 TL.2. А также имеется холодильное оборудование: холодильные  витрины Derby EK36X-2, Electrolux CB 375 GL для мяса, рыбы, замороженных полуфабрикатов, молочной продукции; холодильник для мороженого AHT RIO H 125 «Первый вкус», Kifato BC -1800 «Искра», 2 холодильного прилавка «Advance», 5 фирменных холодильников для газированной, пивной и молочной продукции.

 Складское оборудование: полочный стеллаж из двух секций компании SOLOS; стеллаж пристенный ET35120C; холодильно-морозильный шкаф Liebherr; морозильный ларь Vestfrost HF 506; штабелер PRAMAC MX 8/16). В торговом зале расположен кондиционер.

Также имеется торговый инвентарь: санитарно-гигиенический инвентарь (ведра, контейнеры для отходов, швабры); для вскрытия тары используют: плоскогубцы, молотки, гвоздодеры, ножницы; для подготовки товаров к продаже используют: доски разделочные, ножи; для отпуска товаров покупателям применяют совки, лопатки, щипцы.

Торговое помещение и склад  в магазине «Проспект» расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы.

Размещение и укладка  товаров на складе в магазине «Проспект» осуществляется вручную бригадой грузчиков с использованием средств малой механизации (ручной тележки, стремянки), а также при помощи штабелера.

В магазине «Проспект» применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрихового кода позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: кассовых терминалов и сканеров. С помощью такой техники можно осуществлять эффективный контроль за товарными запасами.

Оценка материально-технической базы магазина показала, что материальные средства использованы эффективно.

Магазин «Проспект» развивается высокими темпами. Ассортимент магазина постоянно расширяется и обновляется, следовательно, и численность покупателей растет. Если магазин будет придерживаться настоящего курса, то численность покупателей будет продолжать возрастать, а, следовательно, и прибыль магазина будет увеличиваться.

 

 

2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово-

хозяйственной деятельности  магазина «Проспект», за последних два года

 

           Финансово-хозяйственная деятельность магазина «Проспект» характеризуется рядом экономических показателей, которые отражают финансовые возможности предприятия.

Информация о финансовых возможностях предприятия и экономические  показатели, содержатся в плане хозяйственной деятельности предприятия, финансовых отчётах и других источниках.

 

Таблица 1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности

                      магазина «Проспект» за 2010- 2011 год.

 

Показатели

2010г.

Темп роста, %

Отклонение  (+,-)

1

полугодие

2

полугодие

1

2

3

4

5

1 Товарооборот, тыс.руб.

13765,0

14011,0

101,8

246,0

2 Валовой доход, тыс.руб.

3881,7

4021,2

103,6

139,5

3 Уровень, % к обороту

28,2

28,7

101,8

0,5

4 Издержки обращения,  тыс. руб.

2764,4

2863,2

103,6

98,8

Продолжение таблицы  1

1

2

3

4

5

5 Прибыль от реализации

3441,2

3782,0

109,9

340,8

6 Уровень рентабельности, % к обороту

25,0

27,0

108,0

2,0

7 Внереализационные доходы, тыс. руб.

9,6

8,9

92,7

-0,7

8 Внереализационные расходы,  тыс.руб.

17,6

13,3

75,6

-4,3

9 Балансовая прибыль,  тыс. руб.

3433,2

3777,6

110,0

344,4

10 Налоги выплачиваемые  из прибыли, тыс. руб.

688,2

756,4

109,9

68,2

11 Чистая прибыль, тыс.  руб.

2745,0

3021,2

110,1

276,2

12 Численность работников, всего

в том числе работников торгового зала

10

5

10

5

0

0

0

0

13 Общая площадь магазина, кв.м.

в том числе, торгового  зала

176,8

80,0

176,8

80,0

0

0

0

0

14 Товарооборот на  одного работника, тыс. руб.

1376,5

1401,1

101,8

24,6

15 Товарооборот на 1 кв.м.  общей площади магазина, тыс. руб.

77,9

79,2

101,8

1,4

16 Товарооборот на 1 кв.м.  торговой площади, тыс. руб.

172,1

175,1

101,8

3,1

17 Стоимость основных  фондов тыс. руб.

35201,0

39103,0

111,1

3902,0


 

Из таблицы 3 видно, что во 2 полугодии 2011г. магазин улучшил показатели своей деятельности, хоть изменения и незначительны, но это говорит о развитии предприятия.

Как следует из таблицы 1, товарооборот предприятия увеличился на 1,08%. Валовой доход увеличился, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту во 2 полугодии составил 28,7%, что на 0,5 % больше, чем в предыдущем полугодии. Чистая прибыль предприятия возросла на 10,1% , это связанно с ростом балансовой прибыли (10 %), рост которой обеспечен увеличением валового дохода, превышающего темп роста издержек обращения (валовой доход 103,6%, издержки обращения 103,6%), что привело к росту прибыли реализации и, соответственно, рентабельности продаж (108 %). Это говорит также  о том, что в настоящее время предприятие имеет стабильное положение с положительными значениями рентабельности, основные статьи доходов используются эффективно.

Снижение внереализационных доходов (отклонение -0,7) несколько снижает балансовую прибыль, при этом внереализационные расходы тоже снижаются (отклонение - 4,3).

По результатам проведенного анализа экономических показателей финансово – хозяйственной деятельности магазина «Проспект», можно сказать, что во втором полугодии 2011г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с первым полугодием, по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли.

Несмотря на улучшение  экономических показателей деятельности торгового предприятия имеют  место резервы повышения прибыли  и рентабельности, в частности, внедрения  системы планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности.

 

 

2.1.3 Динамика поступления и реализации коровьего сливочного масла

         в магазине  «Проспект»

 

Анализу динамики поступления  в магазине ООО «Проспект» уделяется большое внимание, так как только при постоянном учете и контроле можно правильно организовывать товарные закупки.

Динамичность поставки коровьего сливочного масла от оптовых организаций (фирм), имеет огромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставка масла в магазин «Проспект», обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей. 

Ритмичность поступления  и реализации коровьего масла ежегодно растет, поэтому ООО «Проспект» стремится устанавливать нормативы товароснабжения, а также поддерживать товарные запасы на определенном уровне.

Общий объем продаж коровьего масла в ООО «Проспект» вырос за рассматриваемый период с 2010 по 2011 год на 8,5%. Лидерами продаж являются коровье масло производства ОАО «Челябинского городского молочного комбината» и ОАО «Чебаркульского молочного завода».  Ассортимент коровьего сливочного масла, реализуемого в магазине «Проспект» представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Доля продаж сливочного масла в ООО «Проспект»

 

Предприятия - производители

2009 г., %

2010 г., %

1

2

3

ОАО «Челябинский городской молочного комбината»

       30,3 %

33,1 %

ОАО «Компания «Юнимилк»

    28,5 %

31,2 %

Торговый дом «Сулимовский»

18,3 %

19,1 %

ООО «Дары масленицы»

12,6 %

14,8%


 

Из таблицы 2 видно, что лидерами продаж среди коровьего сливочного масла являются предприятия – производители – ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» и ОАО «Компания «Юнимилк».

В ООО «Проспект» производится поставка коровьего сливочного масла в среднем  3 раза в неделю. В основном это масло, которое пользуется наибольшим спросом. Поставка масла, не пользующегося наибольшим спросом,  производится в среднем 1 раз в неделю.  Магазин работает с несколькими поставщиками сливочного масла.

В магазине «Проспект» производится закуп сливочного масла, который пользуется наибольшим спросом. Организация занимается только лучшими поставщиками, которые занимают лидирующие позиции на рынке коровьего масла долгое время и не дают перебоев в поставке качественного товара.

Динамика поступления сливочного масла в ООО «Проспект» за 2011 год, в денежном измерении представлена на графике (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1

Динамика поступления коровьего сливочного масла

по месяцам 2011 года, руб.

 

Анализ рисунка 1 показывает, что динамика поступления коровьего сливочного масла зависит от времени года. Так, в холодные осенние и зимние месяцы наблюдается значительный рост объемов поступления сливочного масла. В весенние и летние месяца отмечен темп снижения объемов поступления сливочного масла.

Организация хозяйственных связей магазина «Проспект» с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а так же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.

При заключении договоров  с поставщиками на поставку коровьего сливочного масла магазин «Проспект» учитывает динамичность поступления и реализации товара.

Динамика поступления  и реализации коровьего масла в магазин за 2011 год, в денежном измерении представлена на графике (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2

Динамика поступления  и реализации коровьего сливочного масла

в магазин «Проспект» по месяцам 2011 года, руб.

 

     Как видно из графика (рисунок 2), поступление коровьего сливочного масла в магазин определяется линей роста. Снижение поступления и реализации наблюдается в летние месяцы года, что обусловлено повышением температуры воздуха и таким образом снижением спроса на жировую продукцию. Наряду с показателями поступления идет линия реализации -  на таком же возрастающем уровне.

Политика закупки товара магазина целиком зависит от покупательского спроса, который в последнее время заметно увеличивается. Это связано не только с проведением эффективного комплекса маркетинговых мероприятий, но и с увеличением доходов потребителей, которые больше отдают предпочтение качественному сливочному маслу, а не различным его заменителям.

Таким образом, учет динамики поступления и продажи коровьего сливочного масла позволяет предприятию делать прогнозы будущих объемов продаж и поддерживать товарные запасы на определенном уровне.

 

 

2.1.4 Анализ договорных отношений с поставщиками коровьего 

         масла.  Краткая характеристика поставщиков

 

В магазине «Проспект» существует договорная система поставки продовольственных товаров. Закуп продукции осуществляется как от производителей напрямую, так и от организаций – посредников. Основным регламентирующим документом при этом выступает договор поставки.

В качестве поставщиков молочной продукции, в том числе коровьего масла в магазине «Проспект» были выбраны предприятия г. Челябинска ОАО Челябинский городской молочный комбинат», ООО «Дары Масленицы», ООО «Молочный дом».

1) ОАО Челябинский  городской молочный комбинат»

"Челябинский городской молочный комбинат №1" был основан в 1935 году. Пик расцвета комбината пришелся на 70-е годы, ассортимент достигал 50 наименований. В период перестройки комбинат стал открытым акционерным обществом.

Сегодня ОАО «ЧГМК» успешно работает на рынке молочной продукции Челябинска и Челябинской области. Благодаря инвестициям ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» постоянно модернизируется, увеличивается объем выпускаемой молочной продукции. Внедряются передовые технологии по переработке молока. Совершаются методики лабораторного контроля качества, выпускаемых продуктов. Сейчас комбинат выпускает свыше 50 наименований продукции. Продукция комбината неоднократно выставлялась на конкурсы и занимала призовые места.

Информация о работе Анализ структуры ассортимента коровьего сливочного масла