Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Метод правового регулирования  включает способы регулирования  определяются характером предписания, зафиксированного в норме права. Различают три основных способа  правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий.

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрещение, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы  имеют определенное сходство: и тот  и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности  носят активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительного  способа правового воздействия  можно назвать применение мер  принуждения. Этот способ относится  к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может  рассматриваться как обязанность  претерпевать лишения, кару, наказание), а во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных  прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

Особое место в сложном  построении правового регулирования  занимают общие юридические запреты  и общие юридические дозволения, на основе которых выделяются два  типа правового регулирования.

Первый тип: дозволено  все, кроме прямо запрещенного в  законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых гражданским правом.

Второй тип:  запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ отраслям права, которые связаны с государственным управлением (административное, финансовое, таможенное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

  1. Способы и типы правового регулирования

В процессе правового регулирования  используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с  предоставлением субъектам возможности  совершать определенные действия  в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право  на достойное вознаграждение  за свой труд). Дозволения весьма  неоднородны. Они могут выражаться  в таких формах, как субъективное  право, свобода, законный интерес.  Каждая из названных форм имеет  собственную природу и обладает  соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с  необходимостью воздержания от  конкретных действий, с пассивным  поведением (например, работники правоохранительных  органов не имеют права применять  недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность  обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь  между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Под типами правового регулирования  понимаются те или иные сочетания  способов регулирования при доминировании  либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового  регулирования основывается на общем  запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке  запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим  образом: запрещено все, кроме прямо  разрешенного. Это означает, что  участник правовых отношений подобного  типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции  властвующего субъекта, категорически  запрещено.

 

  1. Механизм правового регулирования: понятие, структура

1.Понятие механизма правового  регулирования

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде.

Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового  регулирования.

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями.

Особенность правового регулирования  заключается в осуществлении  государством посредством издания  общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство правотворческих  органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие  последствия.

А.В. Малько указывает, что цель механизма  правового регулирования - обеспечение  беспрепятственного движения интересов  субъектов к ценностям, т.е. гарантированность  их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового  регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Анализируя сказанное, по нашему мнению, для механизма правового регулирования  понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения  в желаемом для него направлении.

В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия: 1) метод децентрализованного  регулирования, построенный на координации  целей и интересов в общественном отношении и применяемый в  сфере отраслей частноправового  характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично - правовых отраслях. Способы  правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических  нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие  способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам  права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного  рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения

В.В. Лазарев называет те же способы  правового регулирования, но несколько  в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

Существенное значение для понимания  правового регулирования имеет  его предмет или сфера правового  регулирования.

Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или статься за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

2 Структура механизма  правового регулирования

Первоначально идею механизма воздействия  права на общественные отношения  выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем, а несколько позднее В.М. Горшеневым.

Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования  внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов.

В соответствии со стадиями правового  регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме  правового регулирования:

1) юридические нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются  акты применения права.

Такое представление о структуре  механизма правового регулирования  широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки  зрения. Так, А.В. Малько выделяет следующие  основные стадии и элементы правового  регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический  состав с таким решающим фактом, как организационно- исполнительный  правоприменительный акт;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный  акт

На первой стадии формируется правило  поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся  в сфере права и требующих  их справедливого упорядочивания. Здесь  не только определяется круг интересов  и соответственно правоотношений, в  рамках которых их осуществление  будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а  так же возможные правовые средства их преодоления.

На второй стадии происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых «включается» действие общих  программ и которые позволяют  прейти от общих правил к более  детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов, где один из них должен быть обязательно  решающим. Отсутствие подобного решающего  юридического факта выступает в  роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной и с формальной. С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие  выражается в отсутствии решающего  юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"