Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и представляет собой урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Он включает четыре основные стадии.

1. Законодательная инициатива, т.е. принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта. Оно начинается на заседании Государственной Думы с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. На данной стадии проект нормативного акта доводится до нужного качества: устраняются противоречия, пробелы, неточности. Обсуждение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение. При первом чтении законопроекта депутаты обсуждают его основные положения и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его. При втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.

3. Принятие закона – осуществляется на заседании Государственной Думы в третьем чтении. Здесь не допускаются внесение в проект закона поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей. На этой стадии происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если законопроект не принят Государственной Думой  в третьем чтении, он дальнейшему  рассмотрению не подлежит. При положительном  исходе голосования принятые законы направляются на рассмотрение Совета Федерации.

На эту  процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения федерального закона Советом  Федерации палаты могут создать  согласительную комиссию для преодоления  возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой  и Советом Федерации.

Закон считается  одобренным, если за него проголосовало  не менее половины членов Совета Федерации (для федерального конституционного закона требуется не менее три  четверти голосов «за»). Если Совет  Федерации не рассмотрел закон в  установленный срок, то закон считается  одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

4. Опубликование (промульгация) закона. Президент РФ в течение 14 дней подписывает принятый парламентом акт и обнародует его. Официальная публикация – необходимое условие вступления в силу любого закона. Порядок опубликования и вступление в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 25 мая 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального Собрания, Президента, Правительства, решений Конституционного Суда РФ являются «Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации».

 

71. Понятие, структура и виды правовых норм.

Право состоит  из норм – правил поведения общего характера. Норма права – это  «кирпичик», элементарная частица права. Право и норма права соотносятся  между собой как целое и  часть, отсюда и норма права как  часть целого сохраняет все признаки права как целого. Поэтому норма  права – это общеобязательное, формально определенное правило  поведения установленное и обеспечиваемое государством и предназначенное  для регулирования отношений  в обществе.

Норма права, обладая всеми качествами социальных норм, имеет специфические черты, определяемые её неразрывной связью с государством.

Юридическая норма обладает следующими характерными признаками:

1. Норма права  представляет собой правило поведения  общеобязательного характера, т.е.  она носит общий характер, выступает  в качестве равного, одинакового  масштаба для всех, должна неукоснительно  соблюдаться и предполагает обязательную  реакцию со стороны государства. 

2. Норма права  носит предоставительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны она предоставляет права, с другой возлагает обязанности. Последние выступают как ориентиры, обозначающие диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

В общесоциальном плане правовая норма выступает:

- как справедливый  масштаб поведения людей, обеспеченный  общественным авторитетом, социальной  силой и господствующими в  обществе представлениями о должном  и правильном;

- типизированный  отпечаток повторяющихся фактических  общественных отношений;

- форма выражения  интересов большинства.

В индивидуально-социальном плане норма права – средство защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых  случаях средство ограничения свободы  поведения (мера свободы).

Правовая  норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь  решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Её создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельный процесс, в котором различные  потребности, интересы конкретных людей  представлены в виде компромиссного варианта регулирования, обеспечивающего  нормальную жизнь людей.

 

Виды  правовых норм.

Нормы права  весьма разнообразны по своим качествам  и свойствам. Среди этих свойств  важнейшими критериями классификации  норм права являются следующие:

1. По функциям  в механизме правового регулирования  выделяются: а) исходные правовые  нормы, б) нормы-правила поведения,  в) общие нормы, г) специальные  нормы.

а) Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер. Их основное назначение – определять основы правового регулирования  общественных отношений. Посредством  данных норм определяются цели, задачи, принципы, методы правового регулирования, основные категории и понятия. Среди  исходных норм выделяют:

- нормы-начала  – закрепляют устои существующего  строя, основы социально-экономической,  политической и государственной  жизни, формы собственности и  другое. Они сосредоточены в Конституции  государства.

- нормы-принципы  – предписания, выражающие и  закрепляющие принципы права.

- определительно-установочные  нормы – закрепляют цели, задачи  отдельных отраслей права, предмет,  формы и средства правового  регулирования.

- нормы-дефиниции  – содержат определения правовых  категорий и понятий.

б) Нормы-правила  поведения – это нормы, непосредственно  регулирующие поведение людей, закрепляющие права и обязанности субъектов  правоотношений.

в) Общие  нормы – это предписания, охватывающие своим действием все правовые институты той или иной отрасли.

г) Специальные  нормы – это предписания, которые  регулируют какой-либо определенный вид  родовых общественных отношений. Специальные  нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права (например, нормы купли-продажи, дарения – относятся к Особенной  части ГК РФ).

2. По предмету  правового регулирования различают  нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового  и иных отраслей права. Отраслевые  нормы могут подразделяться на  материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения  субъектов, вторые содержат предписания,  устанавливающие процедуру применения  этих правил.

3. По методу  правового регулирования выделяются  императивные, диспозитивные, рекомендательные  нормы.

Императивные  нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как  правило, нормы конституционного, административного  права.

Диспозитивные нормы имеют автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или  использовать в определенных случаях  резервное правило, если это не предусмотрено  в договоре. Они реализуются преимущественно  в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные  нормы обычно адресуются негосударственным  предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

4. В зависимости  от функций права юридические  нормы подразделяются на регулятивные  и охранительные. 

Регулятивные  нормы обеспечивают позитивное регулирование  поведения. Они непосредственно  направлены на фактические отношения, возникающие между различными субъектами, через предоставление им прав и возложение на них обязанностей.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются  за нарушение правовых запретов. Они  определяют также условия и порядок  освобождения от наказания.

5. По форме  выражения предписания выделяют: управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающие предоставляют своим адресатам право на совершение положительных действий. Обязывающие содержат обязанность совершения определенных положительных действий. Запрещающие устанавливают запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.

6. По сфере  действия вычленяются нормы общего  действия, нормы ограниченного действия  и локальные нормативные предписания.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан  и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного  действия имеют пределы, обусловленные  территориальными, временными, субъектными  факторами. Это нормы, издаваемые высшими  органами власти республик, входящих в  состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или  исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные  предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права  классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу  лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов, например, военнослужащих).

 

Структура правовой нормы.

Будучи элементарной частичкой права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру  – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями.

Структура нормы  права – это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это  своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного  развития, отражающая стремление людей  создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно  считается, что норма права состоит  из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза  указывает на конкретные жизненные  обстоятельства (условия), при наличии  или отсутствии которых и реализуется  норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая  связывает действия нормы с одним  из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"