Шпаргалки по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры готовые.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

l. Предмет и метод ТГиП**

Каждая наука имеет  свой предмет исследования, под которым  понимается изучаемая ею сторона  объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования  Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Данная наука изучает  возникновение, развитие и функционирование не конкретного  Г и права, а  государственности вообще, а также  понятия, которые пронизывают собой  всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).

Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.  Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно представить в виде следующей системы..

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую  Г- во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования  Г и права объективный идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе  Г- во и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);

  — синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);

— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией  Г и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.

К ним относят:

— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

— статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Среди частнонаучных следует  выделить два метода, которые относятся  к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:

— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);

— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные  правовые системы либо их отдельные  элементы — законы, юридическую  практику и т.д. в целях выявления  их общих и особенных свойств).

  

2. Происхождение государства и права

Характеристика общественной власти и общественного регулирования  в первобытном обществе (особенности  власти родовой общины; основные разновидности  социальных норм: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, мифология).

Причины и формы возникновения  государства. Общее и особенное  в происхождении государства  у различных народов.

Общие закономерности возникновения  государства, его основные признаки (публичная (политическая) власть, территориальное объединение граждан, суверенитет, государственная казна, связь с правом).

Причины возникновения  права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного  общества (общеобязательный, формально-определенный характер).

Характеристика научно-исторических теорий происхождения государства и права (классовая, теологическая, патриархальная, естественно-правовая, психологическая, насилия, органическая и др.).

Основные  положения и понятия

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.

Период первобытного стада – период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство и т.д.). Постепенно по мере совершенствования орудий труда (каменный, бронзовый, железный века) появилось более организованное объединение людей – род. РОД – это исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

Власть принадлежала всей родовой общине в целом.

Особенности власти родовой общины:

  1. Источником власти была вся родовая община в целом (период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей к ответственности).
  2. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода.
  3. Повседневное  управление делами родовой общины осуществлял старейшина (избирался обычно на собрании всеми членами рода. Его власть не являлась наследственной. В любой момент он мог быть заменен другим членом рода.).
  4. Власть  опиралась на авторитет, уважение, обычаи (никакого специального аппарата принуждения не было).
  5. В более широких, чем род, социальных объединениях (племя) власть основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине.

Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное  – это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу в конкретной ситуации.

Нормативное – это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих правил поведения, которые распространяются на всех.

Социальные  нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Существовавшие в первобытном  обществе социальные нормы называют мононормами – правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, морали, этикета т.д.

Основные разновидности  социальных норм первобытного общества: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, мифология.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Их особенности:

-отражали потребности  и волю всего рода;

  • в них доминировали запреты;
  • выступали в качестве общественных регуляторов, т.е. не делали различий между правами и обязанностями;
  • осознавались обществом как необходимые правила поведения, веления сверхъестественных сил, не подлежащие сомнению;
  • обеспечивались привычкой, системой табу, общественного мнения.

Нормы первобытной  морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе внутренних убеждений.

Религиозные нормы  – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов, богов.

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.(Их возникновение относится к периоду, когда люди начали активно заниматься земледелием).

Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях), отражавших представления людей о мире, природе, человеческой жизни.

 

3. Основные научно-исторические теории происхождения государства и права:

  1. Классовая (марксистская, материалистическая) (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

На определенном этапе  развития общества произошло разделение труда:

  • выделилось скотоводство из общей массы производимых работ;
  • ремесло выделилось из земледелия;
  • появилась группа людей, которая обменивала продукцию – купцы.

Все это привело к  тому, что производить стали больше, чем потреблять. В результате появляется избыточный продукт, который накапливается у определенной группы людей – старейшин, вождей, военначальников.

Таким образом, усилилась  дифференциация населения по уровню доходов, родились классы имущих и неимущих, появилась эксплуатация. Для того чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.

  1. Теологическая (Августин Блаженный, Ф.Аквинский, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков)
  • теория «двух мечей» (12-13 вв. – З.Европа);
  • Ф.Аквинский – процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира;
  • Государство – результат божественной воли;
  • Проповедь смирения, послушания, покорности граждан воле государства как продолжения воли бога;
  • Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков – государство и право вырастают из греха, из поврежденной злом человеческой натуры. Поскольку после грехопадения в душах людей поселяется дьявольское начало, появляется необходимость в организации внешних силовых институтов, сдерживающих "зверя" в человеке.
  1. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский):
  • государство – результат появления и разрастания семьи;
  • из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство;
  • монарх – «отец» по отношению к подданным, хранитель данных богом норм права;
  • власть монарха государства – это естественное продолжение власти отца в семье.

 

  1. Теория общественного договора и естественного права (Цицерон, Г.Гроций, Спиноза, Т.Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Радищев):
  • рассматривает Г как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Зародилась в древности (5-4 вв. до н.э. – софисты в Древней Греции).
  • государство и право – продукт человеческой воли и разума, а не божественной воли;
  • Государство – результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития. Джон Локк в «Два трактата о правлении» – «объединение в единое политическое общество может и должно происходить не иначе, как посредством одного лишь согласия». Ж.Ж.Руссо в труде «Об Общественном договоре» – Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации…». Рассматривал Государство как продукт Общественного договора, порождение разумной воли народа;
  • Государство основано на силе, но эта сила становится законной лишь тогда она применяется в соответствии с правом человека на достойные его условия жизни.
  1. Психологическая (З.Фрейд, Л.Петражицкий, Фрезер):

-   основные причины  возникновения государства и  права она усматривает не в  экономической, социальной и иной  среде, а в особенностях психики  человека, в его эмоциях, которые  играют главную роль не только  в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права;

  • государство и право – результаты свойств психобиологических влечений и инстинктов индивида;
  • государство и право необходимы для подавления природоагрессивных влечений человека;
  • государство – результат потребности людей подчиняться силе.
  1. Насилия (Л.Гумплович, К.Каутский, М.А. Бакунин, К.С. Аксаков):
  • главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими;
  • насилие – первооснова государства;
  • насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов, людей, что в свою очередь порождает необходимость создания специального аппарата принуждения – государства;
  • поскольку для человека насилие, состояние войны – естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы людей – вечно (Л. Гумплович «Общее учение о государстве»).

Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"