Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Это является лишь функцией специальных  компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет последующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование  достигает своих целей - позволяет  интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

1. соблюдение;

2. исполнение;

3. использование.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных  нормами права. Он не реализует при  этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

Пятая стадия - является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда  беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная  деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения.

 

67. Эффективность правового регулирования: критерии и факторы обеспечения.

Эффективность правового регулирования это  его результативность, степень соответствия между целями правового регулирования  и достигнутым результатом.

Формируя  с помощью правовых стимулов предпосылки  для наиболее полного удовлетворения интересов субъектов и в то же время сдерживая с помощью  ограничений социально вредное  поведение, право выступает благом, ценностью. Только обладая качеством  социальной ценности, правовые стимулы  и ограничения могут быть эффективными, приносить позитивный результат. Эффективность  правового регулирования – это  степень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, как они удовлетворяют интересы людей и, в конечном счете, как  упорядочивают общественные отношения.

К условиям эффективности правовых стимулов и  правовых ограничений можно отнести: адекватность правовых стимулов и правовых ограничений, интересам, мотивам и  установкам людей; совершенство законодательства и правоприменительной деятельности; уровень правовой культуры общества и отдельной личности; состояние  законности; создание конкретной, четкой, понятной и доступной каждому  гражданину системы стимулов и ограничений  в праве; индивидуальный и дифференцированный подходы к их реализации, системное  единство, комплексность в использовании  данных юридических средств; особенности  деятельности государственных органов; степень профессиональной подготовки лиц, применяющих те или иные юридические  средства и т.п.

Путями повышения  эффективности правового регулирования  являются: совершенствование правотворчества; совершенствование правоприменения; повышение уровня правовой культуры субъектов права и т.п.

 

68. Правовые средства: понятие, виды.

           Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.

              В роли социального феномена  цивилизации, элемента культуры, меры свободы ч справедливости  право в большей степени характеризуется  как цель по отношению к  обществу, приобретает мощное социальное  звучание.

              Наряду с этим право можно  оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых  задач общества, для удовлетворения  интересов людей. Данный подход  в юридической науке называют  инструментальным, в рамках которого  и исследуются правовые средства.

              Как и многие юридические понятия,  правовые средства сначала анализировались  на отраслевом уровне – в  сфере гражданского права, где  рассматривались в качестве юридических  способов решения субъектами  соответствующих задач, достижения  своих целей (интересов).

              Вместе с тем проблема правовых  средств выступает прежде всего  как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми  средствами понимают институционные  явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу  права, его энергию, которым  принадлежит роль ее активных  центров2.

              В самом общем виде правовые  средства – это правовые явления,  выражающиеся в инструментах (установлениях)  и деяниях (технологии), с помощью  которых удовлетворяются интересы  субъектов права, обеспечивается  достижение социально полезных  целей3.

              Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они  сводятся к справедливой упорядоченности  общественных отношений. В качестве  правовых средств выступают нормы  права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные  права, юридические обязанности,  запреты, льготы, поощрения, наказания  и т.д.

             Признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие  юридические способы обеспечения  интересов субъектов права, достижения  поставленных целей (в чем проявляется  социальная ценность данных образований  и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические  качества и ресурсы права, что  придает им особую юридическую  силу, направленную на преодоление  препятствий, стоящих на пути  удовлетворения интересов участников  правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом,  выступают основными работающими  частями (элементами) действия права,  механизма правового регулирования  – МПР, правовых режимов (т.е.  функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или  иной степени эффективности правового  регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Виды правовых средств.

  1. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших – договор, норма, институт, правовой режим и пр.
  2. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты);
  3. по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.;
  4. по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск);
  5. по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь);
  6. по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия);
  7. по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);
  8. по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

 

69.  Понятие, принципы и виды правотворчества.

Правотворчество – одно из важнейших направлений  деятельности государства. Правотворчество  понимается в широком и узком  смысле. В широком смысле под правотворчеством подразумевается специфическая, требующая  особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих правовых норм. Результатом этой деятельности являются нормативно-правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. В узком смысле под правотворчеством понимается деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах. Принципы правотворчества  – это основные начала организации  и осуществления правотворческой  деятельности, которые определяют существо, характерные черты и общие  направление этой деятельности. К  ним относятся: демократизм, законность, преемственность, научность, гуманизм, профессионализм.

Принцип демократизма предполагает реальное влияние на правотворческий процесс институтов гражданского общества. Он выражается в широком круге субъектов права законодательной инициативы, в процедурах и стадиях принятия законов, гласности обсуждения законопроектов, в наличии такой формы правотворчества, как всенародное голосование, и др.

Принцип законности означает, что вся правотворческая работа по подготовке принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, с соблюдением необходимых правовых процедур.

Принцип преемственности заключается в том, что вновь принятый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.

Принцип научности требует выявления общественной потребности в принятии того или иного нормативно-правового акта, в разработке концепции законопроекта, определении технико-юридического инструментария, методики мониторинга эффективности действия этого акта.

Принцип гуманизма означает, что каждый нормативный акт должен соответствовать интересам человека, служить обеспечению его блага, отвечать идеалам справедливости, равенства, добра.

Принцип профессионализма тесно связан с качеством правотворчества, эффективностью принятия государственных решений. Важно к правотворческой деятельности привлекать компетентных специалистов, обладающих правовыми знаниями и навыками в этой специфической юридической деятельности.

 

Виды правотворчества.

Виды правотворчества  определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи различают следующие виды правотворчества.

1. Непосредственное  правотворчество народа. Наиболее  ярким его проявлением является  референдум – голосование граждан  Российской Федерации по наиболее  важным вопросам государственного  или местного значения. Именно  на референдуме была принята  12 декабря 1993 года Конституция  РФ.

2. Правотворчество  государственных органов. Это  основной вид правотворчества.  Им занимаются практически все  государственные органы. Уровень  и объем полномочий государственного  органа определяют соответственно  и юридическую силу принимаемого  им нормативного правового акта.

3. Правотворчество  должностных лиц. Правотворчеством  является лишь деятельность должностных  лиц по подготовке и принятию  нормативно-правовых актов. Принятые  ими правоприменительные акты  к правотворчеству отношения  не имеют.

4. Правотворчество  органов местного самоуправления.

5. Правотворчество  негосударственных органов (правотворчество  общественных организаций).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 

1) законотворчество  – правотворчество высших представительных  органов, в процессе которого  издаются нормативные акты высшей  юридической силы – законы, принимаемые  в особом порядке;

2) делегированное  правотворчество (нормотворческая  деятельность органов исполнительной  власти, прежде всего правительства,  осуществляемая по поручению  парламента);

3) подзаконное  правотворчество – имеет место  в случаях, когда нормы права  принимаются и вводятся в действие  органами государства, не относящимися  к высшим представительным органам.

К субъектам  подзаконного правотворчества относятся  Президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических  норм и нормативных актов.

 

70.  Стадии законодательного процесса.

Правотворчество – процесс, растянутый во времени, поэтому  в нём можно выделить определенные этапы и стадии, хотя в учебной  литературе нет единого мнения по данному вопросу. Так, Анишина В.И. выделяет два этапа – подготовительный и непосредственно нормотворческий. Первый этап определяется как совокупность процедурных действий по формированию государственной воли. Он имеет подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают  правовых норм: 1) принятие решения о  разработке проекта акта; 2) подготовка проекта; 3) его обсуждение, согласование, доработка. Второй этап – нормотворческий (законодательный) включает следующие  стадии: 1) внесение проекта на обсуждение правотворческого органа; 2) непосредственное обсуждение проекта; 3) принятие нормативного акта и его опубликование. Алексеев С.С. к числу стадий правотворческого процесса не относит подготовительный этап. Афанасьев В.С. выделяет пять стадий правотворческого процесса: 1) определение потребности в правовом регулировании; 2) разработка проекта нормативного акта; 3) его обсуждение, согласование, доработка; 4) принятие нормативного акта; 5) опубликование нормативного акта.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"