Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:15, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие государства, его сущность, исторические типы и признаки.
2. Формы государства: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.
3. Функции государства

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

1. Понятие государства, его сущность, исторические типы и признаки.

Вопрос о понятии государства  возник много столетий назад, однако и сейчас он является одним из самых  дискутируемых. Существует множество  определений данного понятия. Это  вызвано тем, что, во-первых, государство  — сложное и многогранное явление. Во-вторых, термином «государство»  часто обозначаются самые разнообразные  предметы и явления: общество в целом, или особые формы общества, или  какие-либо органы общества, или территория, на которой проживает население  страны, и т. п. Наконец, в-третьих, субъективность восприятия государства различными авторами на определенных этапах развития общества обусловила возникновение  значительного количества определений  государства

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом  организованное общество, а только его часть, представляющая собой  определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком  смысле) существует, как правило, множество  различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Государство в широком  смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный  союз людей, представляющий собой принципиально  новый тип общества и управляемый  особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная  организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного  порядка.

Сущность

На сегодняшний день в  юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в  том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.

Современное общество неоднородно  по своему составу, оно включает в  себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

В сущности любого государства  присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится -либо классовое, -либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства  проявляется в трех моментах, называемыми  сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть;

2. Суверенитет; 

3. Политический режим государства.

Исторические типы:

Исторический  тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Определяют следующие основные типы государства.

1) Рабовладельческие государства возникли древнее. Они пришли на смену первоначальному обществу, но некоторые страны прошли этот тип государства. В рабовладельческих государствах, как правило, запишаються отдельные остатки первобытнообщинного строя. Вследствие этого многие исследователи считают, что рабовладельческое государство является переходным типом государства. Экономическую основу рабовладельческого государства составляет частная собственность на рабов. Раб в рабовладельческом государстве является не субъектом, а объектом правоотношений, считается особым средством производства. Участвовать в общественной жизни, в управлении государством не имела право большинство членов общества - рабы. Иногда некоторые категории свободного населения были лишены этого права. Государственный аппарат обеспечивал прежде всего власть рабовладельцев, удержания в повиновении рабов. Для рабовладельческого государства характерны жесткие методы управления. 
2)Феодальное государство в отдельных странах заменила рабовладельческую, а в других - именно она была первой, пришедшей на смену первобытному обществу. В феодальном государстве крестьянин уже является членом общества и субъектом правоотношений, имеет определенную собственность - дом, сельскохозяйственные и другие орудия труда, домашние вещи и тому подобное. Однако отсутствие земли делает крестьянина зависимым от землевладельца-феодала. Характерным для феодального государства является сословное деление общества, во многих феодальных государствах существовало крепостничество. Большинство феодальных государств были монархиями с довольно жесткой централизацией управления государством. Именно в период феодализма стал временем окончательного утверждения «писаных» законов. 
3) Следующим историческим типом государства является буржуазный (капиталистический). Основой этого типа государства является товарное производство и товарно-денежные отношения. При этом для буржуазного государства характерны постепенный рост объема и уровня обеспечения прав человека, привлечение большинства населения к участию в управлении государством, распространение демократических норм и традиций. Кроме того, именно в этот период формируется гражданское общество, происходит постепенный переход от абсолютных монархий периода феодализма к ограниченным монархий и республик, характерных для буржуазного типа государства. При этом существенно меняются и методы управления государствами - они становятся более демократичными и мягкими. 
4) Социалистический тип государства возникает уже в XX в. Экономической основой социалистического государства является общественная (государственная и коллективная) собственность на основные средства производства. Характерной особенностью государств этого типа является провозглашение значительного объема социальных прав граждан и одновременно меньшее внимание к политическим и личным правам человека. Для социалистического типа государства характерна республиканская форма правления. В конце XX в. ученые пришли к выводу о появлении нового (современного) типа государства, который существенно отличается от тех, которые существовать раньше. Для него характерна общечеловеческая и социальная направленность деятельности государства, демократический политический режим, господство права во всех сферах общественной жизни. Современное государство обеспечивает реальное осуществление и защиту основных прав человека. В большинстве современных государств существует товарное производство, различные формы собственности на средства производства, равноправие всех форм собственности.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо  основных признаков государства  выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое  пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система  и т.д.

2. Формы государства: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства  подразделяются на монархии и республики. В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях  наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские. Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между  парламентской и президентской  республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

5.3. Формы государственного  устройства

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное  государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

5.4. Государственно-правовой  режим

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер. Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства  большинству, где решения принимаются  большинством с одновременным уважением  прав меньшинства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"