Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся  указы Президента о назначении министров, послов, награждении орденами и медалями и др.

Индивидуальные акты – это приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.

Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

1.Принимаются на основе нормативных  правовых актов, в том числе  законов

2.Адресуются конкретным лицам  или органам

3.Решают, как правило, оперативные  вопросы и прекращают свое  действие в связи с исполнением  данного индивидуального акта.

 

56. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 

Признаки закона как  основного источника права:

1) принимаются высшими представительными  органами государства или самим  народом в результате референдума;

2) принимаются в особом законодательном  порядке, что не присуще подзаконным  нормативно-правовым актам. Принятие  закона включает в себя четыре  обязательные стадии: внесение законопроекта  в законодательный орган; обсуждение  законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате  референдума также осуществляется  в законодательном порядке, предусмотренном  Законом о референдуме;

3) обладают высшей юридической  силой. Высшая юридическая сила  законов выражается в том, что  все иные нормативно-правовые  акты издаются на основе законов,  в соответствии с ними и  не могут им противоречить; 

4) регулируют наиболее важные  общественные отношения. Посредством  законов и, прежде всего, основного  из них – Конституции, закрепляются  основы конституционного строя,  основные права и свободы граждан,  формы и виды собственности,  государственное устройство, структура  и полномочия государственных  органов;

5) не подлежат контролю или  утверждению со стороны какого-либо  другого органа государства. Они  могут быть отменены или изменены  только законодательной властью.  Конституционный или другой аналогичный  суд может признать закон, принятый  парламентом, неконституционным,  однако отменить его может  только законодательный орган;

6) представляют собой ядро всей  правовой  системы государства,  они обусловливают структуру  всей совокупности нормативно-правовых  актов, юридическую силу каждого  из них, субординацию нормативно-правовых  актов по отношению друг к  другу.

Виды:

Принимаемые в Российской Федерации законы можно  подразделить на конституционные законы и обыкновенные (текущие).

Федеральные конституционные законы – это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции РФ, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Для принятия Федерального конституционного закона необходимо 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации 3/4 голосов от общего числа членов этой палаты.

Обыкновенные  законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни.

По  сфере действия различают общефедеральные законы и законы субъектов федерации.

 

 

  1. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.

Подзаконные нормативные акты: понятие признаки, виды.

Подзаконные нормативные акты – это акты компетентных органов, которые изданы в соответствии с законом и не противоречат ему.

Признаки:

- обладают меньшей юридической  силой, чем законы

- базируются на юридической  силе законов и не могут  противостоять им. Эффективное регулирование  общественных отношений имеет  место тогда, когда общие интересы  согласуются с индивидуальными  интересами, что и достигается  с помощью принятия подзаконных  нормативных актов, которые и  призваны конкретизировать положения  законов.

По субъектам  издания и сфере распространения  они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные  акты.

1. Общие подзаконные акты. Эго нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся:

- акты Государственной Думы  и Совета Федерации (постановления). В постановлениях палаты Федерального  Собрания реализует принадлежащие  им полномочия, например, постановление  Государственной Думы о принятии  закона в окончательном варианте;

- акты Президента РФ (нормативные  указы). Полномочия Президента в  правотворческой деятельности определяются  конституцией страны или специальными  конституционными законами. Они  регламентируют самые разнообразные  стороны общественной жизни, связанные  с государственным управлением;

- акты Правительства (постановления). Это подзаконные нормативные  акты, призванные в необходимых  случаях урегулировать более  подробно вопросы государственного  управления экономикой, социальным  строительством, здравоохранением, народным  образованием, строительством вооруженных  сил и т. д.

- акты органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации. Законодательные органы  субъектов Федерации кроме законов  принимают постановления, а исполнительно  –распорядительные органы –  постановления, приказы, распоряжения.

2. Местные подзаконные акты (постановления, решения, положения) Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают  представительные и исполнительно-распорядительные  органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Они регулируют внутриведомственные отношения и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и другие). Однако некоторым из центральных ведомств, например, МВД, МПС, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия.

4. Локальные (внутриорганизационные). Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Их действие распространяется только на членов данного ограниченного коллектива людей и касается, в частности, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

5.Индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

По органам издающим (применительно  к системе нормативно-правовых актов  РФ)

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на  всей территории Российской Федерации,  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Президент,  будучи главой государства, принимает  акты, которые занимают следующее  после законов место. Важная  роль отводится указам. Благодаря  им глава государства реализует  полномочия и элементы своего  правового статуса.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные  указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации  Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы  государства может быть проверена  Конституционным Судом РФ. Ежегодные  послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный  документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому  не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства  РФ. Обязательны к исполнению  в Российской Федерации. Особенностью  актов Правительства является  то, что они могут быть приняты  на основании и часто во  исполнение законов РФ, а также  указов Президента РФ. Постановления  Правительства РФ подписываются  Председателем Правительства РФ  и подлежат официальному опубликованию  не позднее 15 дней со дня  их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти  акты, принимаемые на основе и  в соответствии с законами  РФ, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, регулируют общественные  отношения, находящиеся, как правило,  в пределах компетенции данной  исполнительной структуры. Однако  есть среди них и такие, которые  имеют общее значение, выходят  за рамки конкретного министерства  и ведомства, распространяются  на широкий круг субъектов.  Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел,  Центрального банка, Министерства  РФ по налогам и сборам, Государственного  таможенного комитета, Федерального  горного и промышленного надзора,  Федеральной службы безопасности  и т.п.

4. Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской  областной Думы, Астраханского областного  Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления (например, областных глав администраций,  губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных  (негосударственных) органов. Эти  акты принимаются в пределах  компетенции названных структур  и действуют на территории  соответствующих городов, районов,  сел, поселков, микрорайонов и  т.п.

7. Локальные нормативные  акты. Это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  и регулирующие их внутреннюю  жизнь (например, правила внутреннего  трудового распорядка). 
Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль

 

  1. Действие нормативно-правовых актов во времени.

Действие  нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в силу.

Во-первых, наиболее распространенным моментом вступления в силу нормативного акта является истечение определенного срока  после его официального опубликования. Так, по общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер – по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Постановления Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступают в  силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления  Правительства Российской Федерации  вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства  Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Ведомственные нормативные  акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его  в силу.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"