Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Однако эти недостатки не позволяют  отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают то, что  в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру. К тому же прецедент имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать:

1. Прецедент — это результат  логики и здравого смысла, что  приводит к адекватному и точному  урегулированию конкретного случая;

2. Он имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу

принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3. Прецедент имеет гораздо больший  динамизм, нежели нормативный акт.

Таким образом, прецедент в настоящее  время широко применяется только в странах с системой общего права, где он на протяжении многих веков  является основным источником. В странах  же с романо-германской системой права  прецедент играет второстепенную роль и, по-видимому, вряд ли будет иметь  то же значение, что и закон..

 

62. Систематизация нормативно-правовых  актов.

Правовая  система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения..

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время и по разному  поводу. Такая ситуация может приводить  к тому, что нормативно-правовые акты порой могут противоречить  друг другу.

Целями систематизации являются: создание стройной системы  законов, обладающей полнотой, доступностью, удобством пользования; устранения устаревших и неэффективных норм права; разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов.

Систематизация  нормативно-правовых актов – это деятельность правотворческих органов по упорядочению и приведению в единую систему действующих нормативно-правовых актов с целью их доступности и эффективного применения.

Выделяют  следующие виды систематизации:

  1. инкорпорация – объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т. п. Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую). Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания. Предметная (систематическая) инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

Инкорпорацией могут заниматься как  государственные органы, так и  общественные организации и отдельные  граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

  1. кодификация – это деятельность правотворческих органов по созданию нового, логически цельного, систематизированного нормативно-правового акта, путем глубокой и всесторонней переработки с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – наиболее сложный, трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (затрагивает нормы определенной его сферы), специальной (затрагивает нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.). Кодификация характеризуется следующими признаками: 1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы; 2) в результате кодификации создается новый нормативный акт – кодекс; 3) кодификационный акт является основным среди всех актов, действующих в данной сфере общественной жизни.
  2. консолидация – это объединение нескольких нормативных актов, действующих в одной области общественных отношений в единый акт без изменения их содержания. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность консолидации состоит в том, что она сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через  которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования  и применения ее на практике.

 

  1. Соотношение права и закона

Право - это совокупность исторически возникших правил поведения, установленных государством в целях торжества принципов справедливости, равенства, гуманизма, а так же регулирования общественных отношений

 Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой

 Проблема соотношения права  и закона существовала практически  всегда, с древнейших времен, с  тех пор как ложилось право.  Актуальность проблемы соотношения  права и закона сводится к  следующему. Существуют законы, соответствующие  правовым критериям, которые и  необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и, исключительным источником права, что  все то, о чем говорит государство  через свои законы, - это и есть право. Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения  права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается по меньшей  мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, В данном случае, государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Право при этом в развернутом  виде представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования  общественных отношений в целях  разумного устройства человеческого  общежития путем определения  меры свободы, прав и обязанностей. Что же касается государства, то оно  при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство - исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, Каков же критерий правовых законов? На эти вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными - юристами и философами предлагались различные основания - критерии для разграничения права и закона, правовых законов и не правовых законов. Еще в конце XIX - начале XX в.в. отечественной и зарубежной литературе в качестве - критерия предлагалась общая воля, т.е. воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие законы (или иные нормативные акты), которые адекватно отражают. Постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения правовых и не правовых законов несомненно, заслуживают одобрения и внимания. Вместе с тем они вписывают вопросы. В частности, такие вопросы: кто и каким образом может определить, содержится, ли в том или ином законе общая воля или ее там нет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие общую волю, а в других - не отражающие ее? Не дают удовлетворительного ответа на поставленный вопрос и вы-двигавшиеся в более поздний период, вплоть до настоящего времени критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, иссле-дователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется не иначе как нормативно закрепленная справедливость. В тех же целях - решения проблемы соотношения права и закона - иногда используется категория правовой идеал. В научной литературе он определяется как порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной Среды. Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными им подобными принципами, не являются правовыми. Стремление подвести прочную моральную основу под законодательство в целом Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом отмежевать его, назвав правовым, от всех иных законов, авторы невольно смешивают моральные категории. Во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона; Во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов России и других стран доминирующими являются идеи единства неделимости права и закона; между правом и законом не проводится никакого различия. В то же время на теоретическом уровне, в рамках теории государства и права предпринимаются значительные усилия для отграничения права от не правового закона.

 

 

  1. Понятие, предмет и методы правового регулирования

Правовое  регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Такое определение этого понятия дает С. С. Алексеев

Понятие и предмет  правового регулирования

  Общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть к внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо разом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие  на сознание и поведение людей  через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного  и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни  духовное, идеологическое, психологическое  воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием. Воздействие  на общественные отношения, на поведение  людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь  оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Право не должно, да и не может  регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом этапе общественного  развития должна быть достаточно точно  определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера  правового регулирования заужена, когда не используются возможности  права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает  угроза произвола, хаоса, непредсказуемости  в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить  с помощью права. А когда сфера  правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного  государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).

Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил обеспеченных силой специального аппарата правового  принуждения.

Вторую группу образуют отношения  по властному управлению обществом. В частности в сферу правового  регулирования входит государственное  управление экономикой, социально-культурной деятельностью.

В третью группу входят отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов  управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые  по своей природе могут поддаваться  нормативно-организационному воздействию  и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например, имущественные  отношения, требуют иных правовых средств  и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации  управленческих отношений

Метод правового регулирования 
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний. Разные приемы, способы, типы правового воздействия на общественные отношения образуют разные методы правового регулирования.

В теории права принято  выделять два основных метода правового  воздействия.

1.  Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.

2.Метод централизованного,  императивного регулирования базируется  на отношениях субординации между  участниками общественного отношения.  При его помощи регулируются  отношения, где приоритетным, как  правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованный, императивный метод используется в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"