Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Диспозиция  содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники  правоотношения. По способу изложения  диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в  пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения  в самой общей форме, отсылая  субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает  на неблагоприятные последствия, возникающие  в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно  определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение  свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы  на срок до трех лет или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической  нормы производна от структуры соответствующего общественного отношения и есть результат отражения в норме  этого общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала  собственному внутреннему строению.

 

72.  Понятие системы  права, её структура

Система как  философская категория – это  некое целостное явление, состоящее  из элементов (частей), взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих  друг друга. Исследовать систему  права – значит выявить её содержание, строение, изучить принципы формирования, функционирования и развития.

Система права – это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение (структура) права, которое выражается в объединении и дифференциации юридических норм. Основная цель этого понятия – раскрыть содержание права, дать системную характеристику позитивного права в целом.

Система права, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает следующими признаками:

- объективностью, т.е. она обусловлена реально  существующей системой общественных  отношений и не может создаваться  по субъективному усмотрению  людей. Право, с одной стороны,  отражает в специфической форме  эту систему отношений, а с  другой стороны, оказывает на  неё регулирующее воздействие; 

- это органически  целое правовое явление, а не  случайный набор правовых норм. Элементы системы права внутренне  согласованы, взаимосвязаны, непротиворечивы,  что придает ей единство;

- это многообразное  правовое явление, которое включает  в себя разные по своему  содержанию и объему структурные  элементы. Её первичным элементом  выступают нормы права, которые  объединяются в более крупные  образования – институты права,  подотрасли и отрасли права;

- динамизм, т.е. система права это не  нечто застывшее, неизменное. Она  эволюционирует вместе с развитием  общества.

В качестве внутренних элементов структуры  системы права выступают:

  • нормы права;
  • институты;
  • подотрасли;
  • отрасли права.

Норма права  есть первичный структурный элемент  права. Благодаря своему универсальному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, выступает в качестве единицы  измерения правовой материи. Норма  права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного  отношения. Для правового регламентирования  отношения в целом зачастую требуется  взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных).

Институт  права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В  качестве примера можно назвать  институт права собственности в  гражданском праве, институт ответственности  должностных лиц в административном праве, институт избирательного права  и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты  могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Подотрасль права включает в себя родственные институты одной и той же отрасли права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида (например, «обязательственное право» в составе гражданского права).

Отрасль права - совокупность обособленных юридических  норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Она  отражает более высокий уровень  системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Понятие системы  права необходимо отличать от понятия  правовой системы. Правовая система  – понятие более широкое и  ёмкое, включающее правовую организацию  всего общества, совокупность всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих  в государстве. Система права  выступает лишь одной из слагаемых  правовой системы.

 

73. Система права и система законодательства

Система права  и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные  категории, представляющие два аспекта  одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой  как содержание и форма. Система  права как его содержание –  это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система  законодательства – внешняя форма  права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком  его понимании и есть право.

Структура права  носит объективный характер и  обусловлена экономическим базисом  общества. Она не может строиться  по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с  тем структура системы права  не может быть раскрыта с достаточной  полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней  формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма  существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации  и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких  актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая  обособленность венчает систему  законодательства. Подобное обособление  возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового  регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры  права.

Структура права  для законодателя выступает как  объективная закономерность. Поэтому  в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов  неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность  существования самостоятельных  отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система  права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются  существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это  выражается в том, что первичным  элементом системы права является норма, а первичным элементом  системы законодательства выступает  нормативно-правовой акт. Юридические  нормы отраслей права – это  строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной  отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании  определенного нормативного акта. Вот  почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями  права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях  мы можем констатировать факт, когда  отрасль права есть, а отрасли  законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере  нормативный материал разбросан  по различным правовым актам, нуждающимся  в унификации.

Не исключена  и обратная ситуация, при которой  отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль  права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант  наиболее желателен, ибо сближение  двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так  называемые комплексные отрасли  законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них  является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система  законодательства по объему представленного  в нем материала шире системы  права, так как включает в свое содержание положения, которые в  собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные  положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в  основе деления права на отрасли  и институты лежит предмет  и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права  отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя  определенные сферы государственной  жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого  метода. Кроме того, предмет отрасли  законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи  с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как  отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права  не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической  силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе  субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное  устройство Российской Федерации, в  соответствии с которым ведется  федеральное и республиканское  законодательство.

Единство  принципов распределения правотворческой  компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней  позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших  органов государственной власти;

2) акты высших  органов государственного управления. Вертикальная же структура права  – это его деление на нормы,  институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат  горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные  от характера взаимосвязей между  составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают  с отраслями права и их число  превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный  характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит  во многом от воли законодателя Объективность  системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных  пределах детерминирована определенными  объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями  систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных  органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в  стройную, логичную систему.

Установление  правильного соотношения между  системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность  и правильное применение на практике.

Итак, понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система законодательства есть внешнее выражение системы права. Система права получает свое реальное бытие именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако полного совпадения между системой права и системой законодательства нет.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"