Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Понятие права  охватывают два аспекта, которые  выражают его сущность:

— ценностно-нормативный;

— регулятивный.

Если с  ценностно-нормативной точки зрения право является мерой свободы, равенства  и справедливости (правомерным порядком), то с регулятивной точки зрения —  направлено на упорядочение общественных отношений (динамический, регулятивный аспект). На различных этапах развития общества первый аспект может доминировать, влиять на общую направленность правового  регулирования, либо отступать на второй план. Тогда он оказывается как  бы приглушенным, проявляется в трансформированном, стертом виде. Так, при феодализме мера свободы, равенства и справедливости была одной для помещика, иной-—  для крепостного крестьянина (несвобода, отсутствие равенства — формального  и фактического, т.е. несправедливость).

Сущность  права менее подвержена изменениям, чем его содержание

и форма: происходящие изменения в  жизни общества влекут за собой, прежде всего, изменения в содержании права. Однако нельзя отказывать в изменении  сущности права, признавать за ней только качества статичности и неизменности в отличие от содержания и формы. Диалектическое развитие сущности права  выражается, прежде всего, в изменении  соотношения между классовыми задачами и общими делами, решаемыми правом; между правом как мерой свободы (является показателем качества правопорядка) и правом как регулятором общественных отношений (является инструментом поддержания  правопорядка). Этимология слов «развитие» и «изменение» позволяет рассматривать  их в тесной связи.

В любом обществе, каким бы оно ни было  (классово-антагонистическим; социально-неоднородным, но демократическим) суть права остается неизменной в  том, что право было, есть и будет  властным нормативным регулятором  общественных отношений, поведения  людей.

Категория сущности должна включать такие качественные черты, без которых  вообще нет того предмета, о сущности которого идет речь. К сущностным качествам  права следует отнести его  нормативность, предоставительно-обязывающий характер правовых норм, их связь с государством (названные выше признаки права).

Сущность  права наилучшим образом раскрывается через его принципы, которые развивались, обогащались на протяжении столетий.

Назначение  права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права - выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права  состоит в том, чтобы служить  средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это  не означает, что право не связано  с принуждением, но на первый план в  правовом разрешении проблем выдвигаются  не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной  стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с  другой стороны - инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 

47. Принципы права.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств  принципов права:

  1. наличие основополагающего характера;
  2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
  3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
  4. системность;
  5. устойчивость;
  6. фиксирование в законодательстве;
  7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
  8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

- общие (общеправовые) принципы;

- отраслевые принципы;

- межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

  • на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
  • принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
  • принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
  • принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
  • принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
  • принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

  • принцип гласности;
  • принцип состязательности;
  • принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное  явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и  при отсутствии между нормами  права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям  как более высоким.

 

48. Функции права.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций:

  1. общесоциальные;
  2. специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

  1. политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;
  2. экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
  3. культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;
  4. функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;
  5. воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические  функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

  1. регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;
  2. регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;
  3. регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;
  4. охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:
  5. компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;
  6. восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;
  7. ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
  8. карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

 

49. Социальное регулирование:  нормативный и индивидуальный  уровень.

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость  социального регулирования коренится  в действиях объективных законов  общественного развития, которые  вовсе не предполагают фатальную  предопределенность поведения человека. Люди действуют сообразно свободе  воли в пределах объективно возможных  вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого  действования. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов. Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного для поддержание равновесия в объекте иразвитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную  цель регулирования можно определить как нужда добиться соответствия между поведением личности и действием  общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может нуждаться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное).

В самом общем  смысле слова нормативная регуляция означает, который индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот alias иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в гармония с этими предписанными, «заданными» стандартами — нормами. Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано для множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано для урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования. Примат нормативного регулирования над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется через необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке.

 

50. Виды социальных норм: понятие, характеристика. 

Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы  общественных отношений, а также  множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов. Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"