Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

 Внешние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.    

 Внешние функции выступают  в виде международного сотрудничества  и обороны страны от нападения  извне и проявляются в его  взаимоотношениях с другими странами.     

 Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.    

 В свою очередь, международное  сотрудничество осуществляется  по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.    

 Внешнеполитическая деятельность  современных цивилизованных государств  основана на признании и уважении  суверенного равенства всех стран:  невмешательства в их внутренние  дела, уважения территориальной  целостности и нерушимости установленных  границ, отказа от применения  силы, уважения прав и свобод  человека и т.д.    

 Поддержание  мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударс-твенных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.    

 Оборона  страны - это обеспечение достаточного уровня обороноспособ-ности, защита суверенитета и территориальной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др. Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время - это прямая вооруженная борьба с противником. Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.    

 Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.    

 Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

12. Формы и методы осуществления  функций государства    

 Реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще в правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.    

 Сущность государства, которая  проявляется в его функциях (в  его функциональной деятельности), состоит в том, что государство  — это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.    

 Государство выполняет свои  функции в присущих ему формах  и применяет в своей деятельности  различные методы.    

 Формы осуществления функций  государства делятся на: правовые и организационные.    

 К организационным формам относятся:   

 ♦ организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных  структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);  

 ♦ организационно-хозяйственная  (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);  

 ♦ организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь  изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).    

 К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.   

 • Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.  

 • Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).   

 • Правоохранительная форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).    

 Методы осуществления  функций государства достаточно многообразны.    

 При выполнении какой либо  функции государство использует  соответствующие этой функции  методы. Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.    

 Для правоустановительной функции форма реализации — деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.),    

 Государство так же невозможно  без права, как и право —  без государства. Поэтому по  своему внутреннему смыслу правоустановительная функция — это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.    

 Для правореализаторской функции форма реализации — деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.     

 Вся деятельность государства  (всех его органов и должностных  лиц) носит характер правореализующих действий. Сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.     

 Для правозащитной функции формой реализации служит деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.    

 Важным аспектом правозащитной  деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.    

 Осуществление правозащитной  функции — одна из главных  обязанностей государства. Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.    

 Из числа неправовых следует выделить:  

 ≈ экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),  

 ≈ политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),  

 ≈ идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),  

 ≈ организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

 

 

 

 

 

 

13.Понятие, виды административно  – правовых отношений

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Виды административно-правовых отношений. Их классификация

При относительной однородности административно-правовых отношений они могут включать в свой состав различные варианты социальных связей, опосредованных административно-правовыми  нормами. Административно-правовые отношения  можно первично выделить как:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой  отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками  непосредственного управляющего воздействия  на тот или иной объект и органически  связанные с его осуществлением.

Административно-правовые отношения  можно выделить как субординационные и координационные. Субординационные - построены на авторитарности юридических  волеизъявлений субъекта управления. В координационных - таковые признаки ярко не выражены.

Наиболее значительный интерес  представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру  воздействия их участников. В соответствии с этим выделяются вертикальные и  горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени  выражают суть административно-правового  регулирования типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это как раз есть то, что называют властеотношениями.

В сфере государственного управления можно обнаружить несколько вариантов  административно-правовых отношений, которые по своим основным показателям  можно отнести к числу вертикальных. Такой вывод можно сделать  по следующим признакам:

-   безапелляционность тезиса о неравенстве сторон как ведущего показателя вертикальности данного вида правовых отношений; сосредоточение в руках управляющей стороны, субъекта исполнительной власти, юридически-властных полномочий; невозможность стороны, выступающей в роли управляемого, "управлять" таковым субъектом;

-  неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны ("объект управления") другой ("субъект управления"); 

-  подчиненность (соподчиненность) в административно-правовых отношениях далеко не всегда имеет четко выраженное проявление (приведите пример);

-  наличие организованной подчиненности;

-  многие административно-правовые отношения вертикального типа возникают между неподчиненными их участниками (приведите пример);

-  наличие административного надзора. Налицо еще один вариант подчиненности - подконтрольность или поднадзорность;

-   субъекты исполнительной власти в соответствии с требованиями соответствующих административно-правовых норм вправе адресовать свои юридически-властные волеизъявления гражданам, общественным объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов не находятся;

-  вертикальные отношения выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

Таким образом, общие черты неоднозначных  вертикальных административно-правовых отношений - это осуществление в  их рамках прямого управляющего воздействия  и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

Горизонтальными административно-правовыми  отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и  юридически равноправны. В них отсутствуют  юридически властные веления одной  стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь  распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. Для  понимания возможного возникновения  горизонтальных связей в административно-правовых отношениях необходимо учесть следующие  обстоятельства:

1. Действительное, а не формальное  юридическое равенство участников  административно-правовых отношений,  традиционно связываемое с гражданско-правовыми  отношениями, реально при наличии  одинакового правового уровня  сторон и, соответственно, отсутствии  выраженной в любой форме их  соподчиненности.

2. Обязательное одновременное наличие  в конкретных управленческих  связях этих двух признаков,  ибо отсутствие соподчиненности  не всегда тождественно юридическому  равенству сторон.

3. Обязательное отсутствие юридически  властного волеизъявления одной  из сторон, адресованной другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Особенности административно-правовых  отношений 

Существует ряд особенностей, которые  свойственны рассматриваемым нами отношениям, именно как административно-правовым:

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"