Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

 Под правовыми гарантиями  понимают правоохранительные нормы,  правоохранительные институты и  правоохранительный процесс, взятые в их единстве и дополненные юридической культурой в ее широком смысле.

 

 

 

 

 

 

 

27. Понятие и виды юридической  ответственности 

 

ЮО— применение мер гос принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека). Всегда связана с гос-вом, нормами права, юр обязанностью и противоправным поведением субъекта права. Она имеет государственно-принудительный характер. Гос принуждение – специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе.  ЮО всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Основная черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства. Деятельность гос-ва в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом. ЮО  характеризуется следующими основными признаками:

• она опирается на гос принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

• наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

• выражается в определенных отрицательных  последствиях для правонарушителя  типа личного, имущественного, организационно-физического  характера;

• воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности  являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует  об отсутствии юридической ответственности  и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий. Т о, ЮО представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между гос-вом в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Обычно выделяют 4 вида ЮО:1) Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей. 2)Административная ответственность предусматривается за совершение административных правонарушений, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.). 3)Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков. 4)Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.

 

 

 

 

 

 

 

28.Понятие и виды административно  – правовых режимов

 

Под правовым режимом понимается сов-ть правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих опред-ю деят-ть людей. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъектов, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Режимы могут быть межотраслевыми (режим законности, режим предпринимательства) и отраслевыми (админ-но – правовыми, гражданско – праввов-ми)

Правовой режим – это комплекс общественных отношений опред-го вида деят-ти, закрепленный юр.нормами и обеспеченный совокупностью юридико – организационных средств. Он задается двумя параметрами:

- Особой специальной значимостью  общественных отношений, их специфическими  целями, задачами;

- Использованием особых принципов,  форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав  и обязанностей.

Среди правовых режимов выделяются наиболее общие(режимы отраслей права) и производные.Административно – правовой режим – это определенное сочетание административно – правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

Административно – правовые режимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные (режим  секретности), региональные (закрытого  административно – территориального образования). ПО времени действия существуют режимы постоянные (законности) и временные (чрезвычайное положение). В ряде случаев  различают режимы по объектам, средствам  деятельности: заповедников, ядов, валюты и т.д.

Во всех специальных административно  – правовых режимах следует различать 2 взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона – это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона – кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и др.

Все специальные режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому  такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения  должны устанавливаться только законами.

 

 

 

 

29. Правовой режим чрезвычайного положения

Чрезвычайные режимы – это специальные правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации.

Законодательство закрепляет 3 основных разновидности чрезвычайных режимов: Особое положение, Чрезвычайное положение, Военное положение.

Из них наибольшее внимание законодатель уделяет режиму чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение- особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целями введения ЧП являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.

Основанием для введения ЧП является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

1. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии.

2. беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.

ЧП вводится указом Президента РБ с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

По истечении срока ЧП считается прекращенным.

Указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения  на срок действия чрезвычайного положения  может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления) общего характера:полное или частичное приостановление на территории, полномочий государственных органов, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;установление ограничений на свободу передвижения по территории ЧП;усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций ит.д;отложение проведения забастовок;ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в  случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения  в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

1. могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения:временное отселение жителей в безопасные районы ;введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;привлечение государственного материального, а также государственного материального мобилизационного резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер общего характера;

2. чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановление):

введение комендантского часа;ограничение свободы печати и других средств массовой информации;приостановление деятельности полит.партий;проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, алкогольной продукции, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими  режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более  чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его  заместителя. По решению суда указанный  срок может быть продлен не более  чем на десять суток. Задержанные  лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

Указы Президента Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые в целях  обеспечения режима чрезвычайного  положения и связанные с временным  ограничением (приостановлением) прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением (отменой) чрезвычайного  положения без специального о  том уведомления.

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"