Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и основные черты государственного управления

Термин «управление» упот-ся в нашей жизни достаточно часто. В науке разл-т несколько видов управления: техническое управление- уп-е технол-ми процессами; биологическое управление- упр-е развитием растений, животных; социальное управление -управление поведением людей.  
          Гос. Упр-е — один из видов социального управления. Субъектом гос.упр. являются не просто люди, а государственные организации, государственный аппарат. Гос-е уп-е может быть определено как одна из  форм деятельности гос-ва, состоящая в практическом осущ-ии его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйс-м, соц.-культ-м и админ-но-полит-м строительством на основе исполнения законов.

Гос-ное упр-е осущ-ся гос-ми органами. Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным.

Публичность управления подчеркивает его гос-й характер в отличие от общественного и частного. Общественное и частное управление осущ-ся не от имени государства, а от имени общ-ной организации, коллектива людей. 

Одной из особенностей гос-го упр-я является то, что оно государственно-властно. Наличие этого признака свидетельствует о возможности применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления. Органы государственного   управления   обладают   самыми   широкими правами и возможностями по применению принуждения (власти). Властное государственного управления объясняется необходимостью оперативного решения государственных задач, потребностью послушания управляемых, строгим и беспрекословным выполнением ими воли управляющих.

Гос-му упр-ю присущ также организационный характер. Осуществление непосредственно практической работы для выполнения поставленных задач. Организаторская работа проявляется в подборе, обучении, воспитании кадров, проведении конференций, собраний, совещаний, инструктировании, разъяснении, мобилизации, обмене опытом работы, изучении, обобщении и распростр-и передового опыта, достижений науки, оказании практической помощи на местах, изучении общественного мнения.    

ГУ не может обойтись материально-технических действий (делопроизводство, составление статистических отчетов, справок, обобщение материалов, рассылка корреспонденции, введение информ.в комп.)

Сост-ми элем-ми ГУ являются: организац-е действия; материально-технические действия; издание правовых актов, заключение договоров.

ГУ имеет правовой характер. Административное право определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления   этой   деятельности.  

Нормы административного права специально предназначены для регулирования государственного управления. Главное его предназначение — исполнение законов и иных правовых актов. Исполнение — это реализация предписаний норм закона и других правовых актов. В ГУ фактически выражается исполнительная власть, придавая ему специфический государственно-властный характер. основное предназначение исполнительной власти — исполнение законов.

Распорядительство проявляется в  том, что в процессе исполнения закона или другого нормативного акта издаются административные правовые акты, которыми проводятся в жизнь положения  названных актов, конкретизируются, детализируются общие их нормы, тем самым осуществляются прямые их веления. ГУявляется строго подзаконным. Подзаконность и исполнительность присутствуют и тогда, когда управление направлено на обеспечение государственного или общественного порядка, обеспечение общественных интересов.

ГУ централизовано, иерархично, исходит от вышестоящих органов, начальников и адресуется нижестоящим, подчиненным объектам управления.         Несмотря на общность признаков государственного управления, оно не однородно. В связи с этим в государственном управлении можно обнаружить: собственно государственное управление; функциональное управление; внутриорганизац-ю управленческую деятельность; местное управление; местное самоуправление; хозяйственное управление. Все они явл-ся уровнями гос.упр-я.

ГУ предназначено для решения общегосударственных задач,   наиболее   важных   вопросов   республиканского   значения.

ГУ осуществляется на местном уровне органами различных министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров РБ.

  Внутреннее управление —  это вид государственного управления, которое проявляется внутри организации, реализуется в целях придания ей внутреннего единства, целостности, организованности и способности эффективно осуществлять внешнее управление или другой вид государственной деятельности.

 

 

 

 

 

2. Основные принципы государственного управления

Государственное управление основывается на принципах. Под принципами понимаются определенные требования, имеющие обязательный характер. Они используются в целях улучшения управления. Существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.

К основным относятся те, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых  документах и являются общими для всех отраслей управления. Принципы:

- социальной направленности государственного управления определяется социальной сущностью самого государства. В статье 1 Конституции Республики Беларусь подчеркивается социальная ориентация Республики Беларусь, а следовательно, все ветви власти, все виды государственной деятельности, включая и государственное управление, должны в своей основе иметь такую направленность.

- приоритетности человека, его прав и свобод в государственном управлении вытекает из статьи 2 Конституции Республики Беларусь. В ней утверждается, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство берет на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Этот принцип закреплен и в статье 66 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».

- законности предполагает, что государственное управление не только имеет исполнительный характер, но и в процессе осуществления строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдаются требования Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, законов и иных правовых актов. Государственное управление урегулировано нормами права, т.е. имеет правовой характер, поэтому может осуществляться лишь в дозволенных рамках.

- гласности означает, что граждане должны быть информированы об управленческой деятельности государственных органов. Статьей 34 Конституции Республики Беларусь гарантируется право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, к которым относятся и органы государственного управления, о политической, экономической, культурной и международной жизни.

- народности определяется, тем, что народ является единственным источником государственной власти, а следовательно, и исполнительной власти (государственного управления), а также участием граждан в осуществлении государственного управления. Он получил правовое закрепление в статьях 3, 4, 13, 37-39 Конституции Республики Беларусь и в текущем законодательстве.

- интернациональности, т.е. равноправия национальностей в сфере государственного управления, закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так в статье 11 подчеркивается, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Все граждане Республики Беларусь, независимо от национальности, имеют равное право на доступ к любым должностям в государственных органах. Здесь учитываются лишь способности и профессионализм, профессиональная подготовка (ст. 39 Конституции Республики Беларусь).

- сочетания централизации и децентрализации означает, что в государственном управлении наличествует централизация и децентрализация. Централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению нижестоящих. Наличие централизации необходимо для придания управлению определенного единства, целостности. Итак, централизация — это осуществление государственного управления в первую очередь из центра: Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления. Такое управление распространяет свое влияние на всю территорию республики и на все государственные организации .Децентрализация в государственном управлении — это передача полномочий из центра органам местного управления и самоуправления, которыми являются местные исполнительные комитеты, местные администрации, местные Советы депутатов. Местные Советы не находятся в иерархическом подчинении центральных органов, исполнительные же комитеты и местные администрации входят в систему исполнительной власти, а следовательно, иерархически подчинены Президенту Республики Беларусь (местные администрации подчинены горисполкому). Конечно,   децентрализация   предполагает   самостоятельно осуществление закрепленных полномочий без вмешательства стороны   вышестоящих   органов   и   отсутствие   иерархической подчиненности центру.

- ответственности означает, что за ненадлежащее осуществление государственного управления предусматриваются различные виды юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной

- профессионализм в государственном управлении. Осуществление государственного управления требует специальных знаний, профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка предполагает наличие не только, например, экономического, юридического образования, но и знания науки управления.

- научности. Наука об управлении направлена на рациональность, экономичность, эффективность государственного управления, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Она занимается вопросами наиболее рационального построения системы управления, выработкой эффективных форм и методов управления, научной организацией управленческого труда и целым рядом других вопросов,  связанных с повышением результативности  государственного управления.

Основные принципы государственного управления оказывают влияние на специальные (организационно-технические) принципы. Последние подчиняются основном принципам. Специальные принципы делятся на два вида: принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления.

К первому виду принципов относятся: отраслевой, функциональный; территориальный.

Принципами деятельности аппарата управления являются: разделение труда  и его нормирование; авторитет  и власть; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение личного интереса общему; вознаграждение труда; сочетание стабильности персонала  с выдвижением наиболее достойных  на высшие ступени; единение персонала; порядок; иерархия.

 

 

 

 

 

3.Местное  управлении и местное самоуправление в системе ГУ

Местное управление – обладает всеми  принципами ГУ, но имеет свои особенности.

По конституции РБ (5 раздел) «О местном  управлении и самоуправлении» местное  управление осуществляется в областях, городах, сельских советах.

Оно отличается от государственного тем, что в процессе осуществления  местного управления решаются вопросы  местного значения.

Местное управление воплощается спец. Системой органов правления:

  • Областные
  • Районные
  • Городские
  • Поселковые
  • Сельские исполкомы и местные администрации.

Все они явл коллегиальными органами. По горизонтали их деятельности зависит от соответствующего совета депутатов;

По вертикали они подотчетны и подконтрольны вышестоящим  органам.

Самостоятельность этих органов определяется наличием у каждого уровня исполкома  своей компетенции, независимости  в выборе форм и методов осуществления  управления.

Каждый исполком определяет структуру  и штаты своего аппарата, создает  отделы, подразделения и руководит  ими.

Т.о местное управление явл одной из важнейших форм демократии.

Чем шире развито местное самоуправление, тем демократичнее общество и  гос-во.

Местное самоуправление – это деятельность, которая осуществляется на местах гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан  проживающих на данной территории.

Местное самоуправление предназначено  для решения, без вмешательства  гос-ва, вопросов не только местного значения, но и гос-ых вопросов по своему характеру не менее значимых.

Важным признаком самоуправления явл его децентрализация. В тоже время гос-ву, в лице своих органов, необходимо иметь полномочия на осуществления надзора (не контроля) за соответствием сомоуправления законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"