Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Правовые основы государственного управления"

Вложенные файлы: 1 файл

ПОГУ шпоры.docx

— 229.71 Кб (Скачать файл)

1. Они урегулированы именно нормами  административного права, а не  какой-либо иной отрасли права.

2. Они возникают, изменяются  и прекращаются в специфической  сфере общественной жизни —  в сфере государственного управления.

3. В административно-правовых отношениях  одной из сторон всегда выступает  орган исполнительной власти. Отсюда  распространено мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль.

4. Разнообразие субъектов также  составляет одну из особенностей  этих отношений.

5. Данные отношения могут возникать,  изменяться или прекращаться  либо по инициативе самих их  участников, либо по инициативе  третьих лиц, в них не участвующих.  Согласия или желания второй  стороны на возникновение административного  правоотношения не требуется.  Более того, в ряде случаев  оно возникает против его воли (например, наложение административных  взысканий, ликвидация или реорганизация  структурных звеньев и др.).

6. Споры, связанные с административно-правовыми  отношениями, рассматриваются и  разрешаются, как правило, в  административном, т.е. во внесудебном  порядке. Это значит, что основной  способ их разрешения не выходит  за рамки сферы государственного  управления и является одним  из атрибутов государственно-управленческой  деятельности.

Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений влечет за собой ее ответственность перед  государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

 

 

 

 

 

15.Участники  АПО

Участники АПО -  конкретные стороны (организации и лица). Наделенные обязон-ми и правами в сфере гу и способные их практически реализовать . общим условием встпления организ. и лиц в АПО яв-ся наличие у них админ.прав и способности, т.е способности приобретать комплекс прав и обязонносте в сфере гу, предусмотренных и обеспеченных органами АП.

Организация или лицо должны обладать админ. дееспособностью, т.е. способностью практически реализов-ть в правоотнош-х свою админ. правоспособность , т.е. свои юрид.права и обязонности.

Админ.правосопос-ть органов гу выраж-ся в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании.

Фактически админ.правоспос-ть органов гу закрепляет и выражает объем принадлежащих ему юр.властных полномочий.

Ап и дееспособность органов управ-я возникает одновременно с их образованием и определением компетенции.

Различают следующую дееспособ-ть органов управления:

Общая- выр-ся в возможности органами осущ-ть управленч.деят-ть.

Специальная- дополняет общую и выражается в возможности осущ-ть специфические функции и задачи (контрольно-надзорная и т.д.)

Нередко созд-ся органы, предназначенные для осущ-ия исключительно такого рода задач (госинспекция, админ.комисия).

Админ.право и дееспос-ть предприятий, организаций, учреждений практически выр-ся в деят-ти органов управления.

Админ.право и дееспос-ть гос.служ-х опр-ся хар-м их деятельности и закреплена в специальных положениях. Эти права и дееспос-ть производ. от компетенции того органа, в котором служащий занимает соответст.должность. определенным правом и дееспос-тью обладают обществ.организации. Такого рода отношения возникают не внетри этих организаций, а лишь в той сфере. Где они взаимодействуют с органами гу. Админ.правом и дееспос-ю обладают граждане . объем их админ.прав и обязонностей опред-ся Конституцией, действующим законом, а также соответствующими АПН.

 

 

 

 

 

 

 

    16 Основы административно-правового статуса граждан

Права и обязанности граждан  в сфере административного права  в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют: а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и т.д. Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости: а) от принципа разделения властей - на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти; б) от юридической силы - на законы и подзаконные акты; в) от характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуются ведомственными актами. В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления. В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина РБ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане РБ. Административно-правовой статус граждан РБ устанавливается, прежде всего, Конституцией РБ и актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной компетенции они: а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение); б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан; в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты; г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, Правила дорожного движения. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством. Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях. Административная дееспособность гражданина - это признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается. По общему правилу, все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости. На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с: а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья); б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу); в) нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан; г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей. Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав принадлежит преимущественно гражданам. В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей и т.д.) Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами, т.е. без участия третьих лиц. 

17. Административно-правовые гарантии  прав и свобод граждан. 

         Исходя из административно-правового статуса, граждане Республики Беларусь обладают не только правами и несут обязанности, но имеют государственные гарантии их реализации, включая механизм защиты органами государства.

Конституция Республики Беларусь предоставляет  гражданам ряд прав в сфере  государственного управления: ст.ст. 37-40: право участвовать в решении  государственных дел, право на непосредственное участие в управлении делами государства  и общества через проведение референдумов, собраний, право свободно избирать и быть избранным, право равного  доступа к любым должностям в  государственных органах, право  на направлять обращения.

Административно-правовые гарантии представляют собой установленную государством систему правовых норм, организационных  методов, с помощью которых государственные  органы практически обеспечивают претворение  в жизнь прав и свобод граждан  в области государственного управления.

Выделяют два способа защиты прав граждан:

- в судебном порядке;

- во внесудебном (административном) порядке.

Для административного права представляет особый интерес внесудебная защита. Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» в редакции от 01.11.2004г. указывает  на определенные виды обращений, называет гарантии прав граждан при их рассмотрении (запрет на ограничение прав граждан, на разглашение сведений и т.д.)

 

 

 

 

18. АПС иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами в РБ признаются лица, не являются гражданами РБ и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству другого гос-ва.

Лицами без гражданства в  РБ признаются лица, не являются гражданами РБ и не имеющие доказательства своей  принадлежности к гражданству другого  гос-ва.

Правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства определяется Конституцией и другими нормативно-административными  правами.

Иностранные граждане подразделяются на : постоянно находящихся;  временно находящихся (прибывшие с деловыми целями; туристы; транзитные пассажиры).

Особую группу составляют беженцы  – лица, которые не являются гражданами РБ и находятся на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  в гос-ве совей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, национальной принадлежности или полит-х убеждений, и которые не могут или не желают в следствии таких же опасений пользоваться защитой своего гос-ва.

Ограничения прав и свобод иностранных  граждан и лиц без гражданства  могут устанавливается только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан РБ, обеспечению гос-венной безопасности, охране общественного порядка и здоровью населения.

Иностранные граждане, а также лица без гражданства считаются постоянно  проживающими на территории РБ, если они  имеют выданные органами ВД разрешение на постоянное жительство в РБ, все  остальные являются временно прибывающими и должны выбыть по истечению определенного  срока.

Иностранные граждане и лица без  гражданства могут перемещаться по территории РБ, выбирать место жительства.

Иностранные граждане и лица без  гражданства имеют право:

-заниматься трудовой или хозяйственной  деятельностью;

-на получение образования в  РБ;

-вступать в профсоюзы или  другие общ-ва, если это предусмотрено их уставом;

-заключать или расторгать браки  с гражданами.

Они не могут:

-избирать и быть избранными  в выборочные гос. органы;

-принимать участие в референдумах;

-занимать должности, назначение  на которые связано с принадлежностью  к гражданству;

-не исполняют воинской обязанности.

Они обязаны соблюдать законы, традиции и обычаи бел. народа.

 

 

 

 

19. Понятие обращение граждан

обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме;

заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное  с их нарушением, а также сообщение  о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных  органов, иных организаций (должностных  лиц) (далее, если не определено иное, –  организация), индивидуальных предпринимателей;

предложение – рекомендация по улучшению  деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию  правового регулирования отношений  в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и  общества;

жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов  заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин);

заявитель – гражданин или юридическое  лицо, подавшие (подающие) обращение;

письменное обращение – обращение  заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания  и (или) предложения, внесенные в  книгу замечаний и предложений;

электронное обращение – обращение  заявителя, поступившее на адрес  электронной почты организации  либо размещенное на официальном  сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;

устное обращение – обращение  заявителя, изложенное в ходе личного  приема;

индивидуальное обращение –  обращение одного заявителя;

коллективное обращение – обращение  двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

повторное обращение – обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному  предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза;

книга замечаний и предложений  – документ единого образца, предназначенный  для внесения замечаний (заявлений  и жалоб) (далее, если не определено иное, – замечания) и (или) предложений  о деятельности организации, индивидуального  предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых  работ, оказываемых услуг.

Статья 3. Право заявителей на обращение

1. Граждане Республики Беларусь  имеют право на обращение в  организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений,  а также к индивидуальным предпринимателям  путем внесения замечаний и  (или) предложений в книгу замечаний  и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют  право на обращение в организации  путем подачи письменных (за исключением  замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

2. Находящиеся на территории  Республики Беларусь иностранные  граждане и лица без гражданства,  представительства иностранных  организаций пользуются правом  на обращение наравне с гражданами  Республики Беларусь и юридическими  лицами Республики Беларусь, если  иное не определено Конституцией  Республики Беларусь, законами и  международными договорами Республики  Беларусь.

3. Право на обращение реализуется  заявителями добровольно. Осуществление  заявителями их права на обращение  не должно нарушать права, свободы  и (или) законные интересы других  лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Правовые основы государственного управления"