Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для Крапивина Юнофдшщл..docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)
  • для высших и главных государственных должностей государственной службы высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.
  • для ведущих и старших государственных должностей государственной службы высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
  • для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Кроме того, система социальной защиты населения  требует, чтобы в севере государственного управления были заняты квалифицированные  специалисты не только в сфере  управления, но и квалифицированные  специалисты различных отраслей знаний и в первую очередь имеющие  высшее юридическое, экономическое, медицинское, педагогическое и техническое образование (в зависимости от сферы деятельности специалиста).

Анализ качественного  состава руководителей и специалистов Управления социальной защиты населения  Раменского района на 01.01.2013г. показал: штатная численность государственных служащих в управлении 37 чел., в том числе с высшим образованием - 15 чел. (40,5 %), со средним специальным образованием - 22 чел. (59,5 %).

Анализ уровня образования по отраслям знаний показал, что 35 служащих, имеют профессиональное образование, из них профильное 28 чел (81,3 %), в том числе юридическое - 14.7 %, педагогическое - 45,8 %, экономическое - 20,8 %.

Анализ качественного  состава говорит о необходимости  немедленного принятия мер по подготовке и переподготовке кадров. Следует  отметить и тот факт, что и качество подготовки специалистов не отвечает растущим требованиям. В г.Москва и в г. Раменское находится несколько высших учебных заведений, имеющих юридические факультеты. Однако на этих факультетах не предусмотрена специализация по правовым вопросам социальной защиты населения (за исключением ФГБОУ ВПО ГГХПИ (структурное подразделение –колледж)). Поэтому молодые специалисты, приходящие на государственную службу в Управление социальной защиты населения, знакомы с законодательством о социальной защите населения лишь в общих чертах, а о технологии работы системы социальной защиты населения вообще не имеют никакою представления. Тогда как для обеспечения необходимого уровня работы в сфере социальной защиты населения необходимо укомплектовать все направления деятельности Управления высококвалифицированными кадрами, имеющими хорошую теоретическую и практическую подготовку.

Для достижения качественной подготовки специалистов необходимо тесное сотрудничество высших учебных заведений и органов  государственной власти, в которых  могут быть востребованы специалисты. Причем, подготовка должна проходить  в тесной связи науки и практики.

Большое значение в повышении профессионального  уровня государственных служащих имеют  переподготовка и повышение квалификации. Действующая система переподготовки и повышения квалификации, организованная Министерством труда и социального  развития Российской федерации на базе подведомственных Министерству высших и средних профессиональных учебных  заведений (Московский социальный институт, колледж ГГХПИ и др.), не имеет возможности обеспечить потребность в повышении квалификации всех нуждающихся.

Так, в соответствии с планом повышения квалификации работников системы социальной защиты населения Московской области, утверждаемым Министерством социальной защиты населения, ежегодно на базе Московскою социально о института проходит повышение квалификации 3-5 специалистов органов социальной защиты населения Московской области.

Переподготовку  по направлению Министерства социальной защиты населения Московской области за 2009-2013г.г. прошли 5 специалистов Управления СЗН Раменского района, что не отвечает потребностям в повышении квалификации и переподготовке кадров. Поэтому необходимо решать проблему переподготовки и повышения квалификации на местах, на базе высших и средних профессиональных учебных заведений города и области.

 

2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения

 

Социальные  программы - это определенным образом  разработанный и реализуемый  целевой комплекс принципиальных направлений  и задач улучшения жизнедеятельности  людей.

В данном определении  заключены следующие важные проблемы:

  • Имеются определенные технологии разработки социальных программ, основой которых является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формулируются цели, направления и задачи социальных программ.
  • В процессе разработки социальных программ важное значение (при прочих равных условиях) имеет их ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).

Социальная  программа – это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.

Для реализации выработанной и принятой социальной программы разработан соответствующий  механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной связи  или информации.

Социальная  программа имеет ряд важнейших  характеристик, представленных в систематизированном  виде в таблице 2.1.

В технологии социальной программы на любом уровне управления выделяются две части: разработка; реализация. В основе разработки социальной программы на любом уровне управления лежат два ведущих принципа:

-обоснованность, т.е. расчетное  обеспечение целей, направлений,  задач и мероприятий необходимыми  ресурсами;

-реалистичность, т.е. ориентация  социальной программы не на  все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение  наиболее значимых из них в  определенном объеме на тот  или иной период времени.

После разработки социальной программы «включается» механизм ее реализации.

Практика  показывает, что в процессе реализации социальной программы значимыми  являются два принципа:

- конкретизация  социальной программы;

- результативность, т.е. социальная программа должна  обеспечивать достижение результатов  спустя определенный период времени.

 

Таблица 2.1

Важнейшие характеристики социальной программы

Признаки характеристик

Характеристика социальной политики

1. Уровень разработки и реализации  социальной политики

Государственная социальная политика. Региональная, городская социальная политика на предприятии, в организации, учреждении

2. Направленность социальной политики

Цели, направления и задачи социальной политики (конкретизируются в зависимости  от уровня и практической значимости)

3. Содержание мероприятий, задач  социальной политики

Организационные,правовые,социальные, экономические, финансовые, экологические, демографические, идеологические, пропагандистские, культурные

4. Период реализации социальной  политики

Долгосрочная. Среднесрочная. Краткосрочная. Текущая

5. Эффективность/неэффективность

Эффективная - действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере. Неэффективная - нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере.


 

Если социальная программа не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых - необоснованность и нереалистичность.

Разработка  и реализация социальной программы  требует на любом уровне управления соответствующей компетенции. Следует  особо отметить, что поскольку  «соседствуют» два процесса - разработка и реализация, то соответственно необходимы кадры:

-специалистов, которые имеют профессиональную  подготовку в области программно-целевого  управления, социального проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать  и разрабатывать социальную политику;

 -руководителей, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальных программ.

В качестве примера приводим учебно-тематический план «Социальная программа» из общего расчета 72-100 часов. Раменского управления социальной защиты населения (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Учебно-тематический план социальной программы

п/п

Наименование тем

Объем в часах

1

Социальные проблемы

 

2

Правовое обеспечение социальных программ

 

3

Социальная информация: системы, формы  и методы получения и использования  при определении и реализации социальной программы

 

4

Социальное прогнозирование и  моделирование

 

5

Диагностика социальных систем и процессов, используемые методы и методики

 

6

Социальные программы как инструмент практического управления — отечественный  и зарубежный опыт

 

7

Система подготовки специалистов для  социальной сферы — состояние  и перспективы

 

8

Социальная защита как составная  часть социальной программы

 

9

Проблемы социальной помощи семье  и детям

 

10

Роль средств массовой информации в процессе реализации социальной программы

 

11

Проблемы оценки эффективности/неэффективности  социальной программы

 

12

Итоговая конференция по программе

 
 

ИТОГО:

 

 

Примечание: конкретный объем в часах устанавливается  исходя из целей и задач повышения  квалификации, возможностей финансирования программы.

 

2.3 Социальный контроль  и эффективность принятия управленческого  решения в органах социальной  защиты Раменского управления социальной защиты населения

Недостаточно  принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходим  социальный контроль за его выполнением, оценка его эффективности и внесение необходимых коррективов, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления - последние стадии управленческого труда, необходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.

В широком  смысле слова социальный контроль - это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных  субъектов управления, социальных групп  будет соответствовать установленным  общественным нормам и ценностям. Порядок  в обществе означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать  от других их выполнения в собственных  целях. В организации СЗН г. Раменское основном применяют три способа осуществления социального контроля:

Эффективное воспитание и социализация, в процессе которых люди сознательно принимают  нормы и ценности общества, его  отдельных групп и социальных институтов.

Принуждение, применение определенных санкций. Когда  отдельный индивид, группа, субъект  управления не следуют законам, нормам, правилам, то общество прибегает к  принуждению, которое направлено на преодоление отклонений от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями  свободы и ответственности. В  самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и  творчества, самостоятельности со стороны  всех субъектов управления, но свобода  невозможна без ответственности  за социальные последствия деятельности.

Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Эффективность социального контроля целиком и полностью зависит  от характера и степени продвижения  страны к гражданскому обществу, институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства.

Таким образом, ясно, что социальный контроль не может  быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а складывается из сложных управленческих отношений, которые пронизывают  всю систему снизу доверху. В  то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть  управленческого процесса. В этом смысле он - та часть управленческого  труда, которая связана с наблюдением  и проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение  принято, управляемая и управляющая  системы приведены в порядок, отрегулированы с целью его поддержания  и совершенствования, системой контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления. Снова совершаются действия, операции по реализации функций управления. При этом все функции управления находятся в единстве, во взаимодействии, особенно его контрольная функция, которая пронизывает все стадии управления, выступает как интегрирующая, руководящая и объединяющая их в единый ансамбль. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности. Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу контроль - один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире - обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все общество, его гражданские институты. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной власти и т.п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений.

Информация о работе Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения