Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для Крапивина Юнофдшщл..docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)

Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия.

Идея самоорганизации  никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будут каждый раз иными, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных потоков социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы - объекта и субъекта - главный вопрос управления, создания и совершенствования системы.

Различают следующие  подходы к изучению проблем социального  управления:

  • конкретно-исторический, который изучает отношения социального управления как процессы, находящиеся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов;
  • комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
  • аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);
  • системный, рассматривающий и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявляющий свойства системы, ее внутренние и внешние связи.

Состояние управленческих отношений, целостность сложной  социальной системы зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления.

Кризис управления, в первую очередь, объясняется все  усугубляющимся противоречием между  объектом и субъектом управления.

Объектом  управления выступают общественные отношения, общественные процессы, социальные организации, социальные ресурсы и  сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий  в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Субъекту управления необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направлены его усилия.

Классификация общественных процессов проводится по:

  • формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, личностная);
  • общественному содержанию (хотя некоторые из них непосредственно могут быть вызваны техническими, биологическими, климатическими аномалиями, например техногенные взрывы, экологические изменения, эпидемии различных заболеваний, землетрясения и т.п.);
  • характеру: массовый, системный или эпизодический (например, нововведение, эксперимент либо получают всеобщее распространение, либо носят эпизодический характер);
  • уровню участия людей в решении общественных вопросов: по активности социальные процессы могут быть классифицированы как низкий, средний, высокий;
  • направленности на укрепление и прогрессивное развитие общественных связей (конструктивные) или на расшатывание и развал (деструктивные, антисоциальные);
  • характеру, содержанию и длительности в зависимости от социальной ситуации;
  • уровню организации общества разделяются на: внутренние и внешние (внутриличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межобщественные, охватывающие все общество) [24, с.76].

Следующий компонент  объекта управления – ресурсы. Понятие  ресурсы, имеет два значения: запасы, средства, используемые при необходимости; предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени - 24 часа).

Понятия ресурсы  и резервы близки по своему значению. Иногда они употребляются как  синонимы. Резервы (лат.reservere - сберечь, сохранить):

  • источник, откуда черпаются новые силы, средства;
  • запас чего-либо на случай необходимости;
  • возможные средства, еще не использованные.

К этим понятиям тесно примыкает понятие потенциал (лат. роtentia - сила) - совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью [27, с.279].

Социальные  ресурсы можно определить как  запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом – содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема "распаковки" этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного  использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экологические, деятельностные, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные.

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не "распаковав" которые невозможно получить эффективные  результаты от реализации любых видов  ресурсов – материальных, хозяйственных, природных и т.д.

Социальные  ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии "достаточности-недостаточности" являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.

Необходимо  признать, что все объекты управленческих воздействий в той или иной мере и их субъекты. Это, например, относится  к социальным организациям, которые  сами создаются, проектируются в  процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.

И особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого  воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Очень важно  подчеркнуть, что личность – не только продукт общественных отношений, впитавшая  нормы и ценности социального  окружения в процессе социализации, но, во-первых, она реализует себя каждый раз в специфической форме  в зависимости от своего творческого  потенциала, во-вторых, в процессе формирования воли, убеждений, своего внутреннего  мира в установках, в поведении, сама личность оказывает влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Одностороннее же рассмотрение обусловленности  человека объективными обстоятельствами выглядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющая места для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала.

В этом случае из понятия личность выпадают такие  категории, как характер, темперамент, индивидуальность, эмоциональные черты  человека, его природные задатки  и врожденные свойства, а ведь на их основе формируются способности  личности, ее ценностные ориентации, механизмы  самозащиты личности от разрушающих  воздействий социального пространства, которые в современном мире продолжают расти.

Сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность творческих потенциалов личностей, своевременно, с детства, выявлять разнонаправленность  творческой одаренности людей и  создавать условия (социальные и  личностные) для наиболее полной их реализации на благо общества, в  том числе в сфере управления. В этом залог успешного решения возникающих в XXI в. глобальных проблем.

Огромный потенциал  творчески одаренных людей, тем  более талантливых, должен быть поставлен  на службу обществу, управлению его  общественными силами. Для этого  необходимы иные философия и современная  культура человеческого сообщества: одаренность, талант незаменимы нигде  – ни в науке, ни в искусстве, ни в управленческой деятельности. Это  общенациональное достояние. А потому поддержка творчески одаренных  людей – дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки. Принцип существования современного общества, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставление всем личностям социально равных условий на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионально-управленческого в том числе, способствование самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами, в том числе и управления. Для их обучения необходимы колледжи, лицеи, специальные управленческие и научные школы. Но доступ в них должен быть социально всеобщим, критерий отбора – степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае – стагнация развития, нарастание разрушающего потенциала. В центре социального управления должны быть личность управленца, его профессиональные и лидерские качества, которые изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления.

Как общую  закономерность следует отметить непрерывное  усложнение объекта управления, связанное  с тем, что общественные процессы становятся все более динамичными, сложными, нелинейными и потому все  в меньшей мере поддающимися адекватному  узнаванию, что предъявляет все  более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы. Они имеют сложную внутреннюю структуру:

  • отношения управления внутри управляющей системы - между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи);
  • звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи);
  • одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
  • отношения между руководителями и подчиненными - в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).

Кроме того, отношения социального  управления подразделяются на:

  • отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
  • внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
  • межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
  • временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
  • линейные, функциональные и смешанные.

Система управления, в которой реализуются функции  управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т.п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь [29, с.127].

Управленческие  и организационные отношения  реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой является организационная. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает организационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в результате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости – одна из важнейших задач управления, прежде всего ее составной части – организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.

Информация о работе Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения