Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для Крапивина Юнофдшщл..docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)

Принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и тем более, если оно запоздало. Напрашивается аналогия со стрельбой по движущейся мишени. Преждевременный выстрел здесь столь же "результативен", как и выстрел, сделанный с опозданием.

Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность на первый взгляд исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе - коллективную ответственность и право. Однако на самом деле они могут быть удачно совмещены. Скажем, руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность) и с учетом их мнения принимает решение, беря на себя всю полноту ответственности (единоначалие). Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).

Принцип соучастия. Он означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого  принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями, считают, что участвовать в решении  производственных проблем - не их дело. Такой подход формирует и закрепляет известный стереотип мышления: наше дело маленькое, пусть за нас начальство думает. В результате работники выполняют  работу, заведомо зная, что она ведет  к ошибочным результатам.

Процесс принятия решений состоит из нескольких стадий и шагов. Рассмотрим эти шаги применительно  к общей технологии решения проблем; общей процедуре принятия решений; процедуре принятия групповых решений.

Как это ни парадоксально, но любая процедура, применяемая при решении проблем, тем менее полезна, чем более  четко ее придерживаться. При решении  проблем вполне можно работать последовательно, и каждый шаг этой работы можно  четко определить. Если не удается  эффективно решать проблемы, вероятно, вы неправильно действуете на одной  или нескольких из следующих стадий.

Настройка. Первым делом необходимо оценить, понять, распределить проблемы, выявив, какие  конкретно трудности в них  имеются.

Цели. Цель должна быть определена ясно и конкретно, понятна  для всех, вовлеченных в работу еще до ее начала.

Критерий  успеха. Полезно знать, как измерить удачность ваших действий. Иногда критерий их оценки может включаться в изложение целей. Если же это  не так, необходимо отыскать способ объективной  оценки ваших действий.

Информация. До того как будет найдено решение  проблемы, ее необходимо глубоко уяснить. Для этого собирается необходимая  информация. Как только она собрана, можно приступать к выполнению разных способов действия. Возможные альтернативы должны быть ясно определены для оценки их сильных сторон и слабостей.

Планирование. Стадия планирования начинается с принятия решения о том, что должно быть сделано. Сотрудники должны четко представить  себе общий план и конкретные практические шаги, которые следует предпринять.

Действия. На этом этапе начинается практическая работа по реализации плана.

Анализ действий для их улучшения. Люди учатся на результатах  своих действий, оценивая характеристики успешной работы и пытаясь установить причины неудач. Без такой обратной связи мало шансов на изменения и  развитие - будет простое хождение по кругу [25, с.53].

Состоящий из приведенных семи шагов подход к  решению проблем - орудие, приспособленное  к гибкому применению. На любой  стадии можно вернуться на несколько  шагов, модифицировать образец так, чтобы он лучше соответствовал вашим  личным методам работы и конкретной задаче, которую нужно решить.

Теперь обратимся  к самому процессу решения, который  также осуществляется в несколько  шагов.

Есть несколько  подходов к операционализации принятия управленческого решения. Наиболее удачным нам кажется подход, представленный в книге М.Х. Мескона "Менеджмент - наука управления". В ней выделяются и описываются следующие шаги в процессе принятия управленческого решения:

  • постановка цели решения;
  • установление критериев решения;
  • разделение критериев;
  • выработка альтернатив;
  • сравнение альтернатив;
  • определение риска;
  • оценка риска;
  • принятие решения.

Возможны  различные решения. Есть решения  тривиальные, которые человек принимает не задумываясь, они не связаны с каким-либо риском или риск слишком мал, чтобы ломать над ним голову. Есть также решения импульсивные, отличающиеся высокой степенью риска, имеются и нетривиальные решения, которые принимаются человеком в результате выработки и сравнения различных альтернатив, определения и оценки риска, выбора оптимального варианта.

Операционализация касается принятия нетривиальных решений. Она позволяет:

  • осуществить принятие решений наиболее рациональным образом, не делать при этом ненужных, неоправданных шагов;
  • предусмотреть все факторы, значимые для принятия эффективного решения;
  • осуществить контроль процесса принятия решений и внести в этот процесс по мере необходимости коррективы;
  • уменьшить вероятность ошибок;
  • проанализировать и оценить опыт принятия решений, сделать из этого конструктивные выводы по его совершенствованию;
  • научить принятию эффективных решений.

Процедура принятия групповых решений несколько  отличается от тех процедур, которые  нами рассмотрены выше. Причем сама практика принятия групповых решений в разных странах имеет свои отличия. Выделяются две основные модели принятия групповых решений: европейская и японская.

Есть множество  разнообразных методов принятия решений, которые делятся на три  группы: общие методы принятия решений; групповые методы принятия решений; методы воздействия на принятие решений - к ним относятся методы, которыми пользуются, чтобы склонить партнера к принятию нужного варианта решения.

Словом, существует много приемов и методов принятия и реализации эффективных решений. Их набор и комбинация во многом зависят от сложившейся проблемной ситуации, где необходимо не только искусство управления, но и знание общих принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой закономерностей.

Естественным стремлением является предпочтение чего-либо лучшего по сравнению с хорошим, что означает применение оптимального критерия. Поэтому везде, где оптимизация решения не наталкивается на особые трудности, люди стремятся к оптимальным решениям, а где это слишком сложно, они ограничиваются удовлетворительными решениями.

Оптимизация решения возможна, когда, во-первых, количество вариантов, среди которых  выбирают, не слишком большое. Во-вторых, оптимизация облегчается, когда  есть только один критерий выбора, поддающийся  количественному выражению, или  количественные показатели нескольких равнозначных критериев являются соизмеримыми.

Когда люди принимают важные управленческие решения, они не могут себе позволить поиск  решений путем "проб и ошибок", ибо цена таких поисков может  быть слишком велика. Лучше понести  значительные расходы на разработку решений, но уменьшить риск ошибки.

 

2. Анализ системы управления  социальной защиты населения  (на примере Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области) 

 

2.1 Анализ организационной  структуры управления и кадровое  обеспечение Раменского управления социальной защиты населения

 

Управление социальной защиты населения Раменского района создано Постановлением Исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Раменское №2 от 15.01.1936г. В настоящее время Управление входит в структуру Министерства социальной защиты населения Московской области.

Управление  выполняет функции исполнительно-распорядительного  органа в сфере социальной защиты населения на территории Раменского района, проведения единой социальной политики в вопросах обеспечения поддержки социально уязвимых и малообеспеченных категорий населения. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Губернатора и Правительства Московской области, приказами и распоряжениями Министерства труда и социального развития РФ, а также Министерства социальной защиты населения Московской области.

Управление  социальной зашиты, выполняя возложенные  на него задачи, взаимодействует с  органами исполнительной власти города, поселковых и сельских Советов, профсоюзными, хозяйственными, религиозными и общественными организациями и средствами массовой информации.

Управление  имеет статус юридического лица, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банка, гербовую печать и штампы.

Управление  возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Приказом Министра социальной защиты населения области.

Начальник Управления в пределах своей компетенции  издает приказы, распоряжения, организует и осуществляет кадровую политику управления.

Работники Управления являются государственными служащими, правовой статус которых определен  Федеральным и Областным Законами " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" [6].

Штатное расписание и структура Управления утверждаются Министерством социальной защиты населения  Московской области. В ходе поставленных задач структура Управления, его подразделений и численность работников в пределах фонда заработной платы могут изменяться решением начальника Управления, оформляемым приказом по Управлению.

Эффективность деятельности управления существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.

Организационное Управление включает:

  • административно-управленческий аппарат:
  • отдел бухгалтерского учета и отчетности:
  • отдел социальных гарантий и льгот:
  • отдел адресной социальной помощи;
  • отдел по работе с семьей и детьми:
  • отдел автоматизации и информационного обеспечения
  • хозяйственное отделение.

Административно-управленческий аппарат состоит из:

  • начальника управления;
  • заместителя начальника управления:
  • юриста;
  • специалиста по кадрам;
  • секретаря-машинистки.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности:

  • осуществляет ведение финансовой деятельности Управления, в том числе учетно-отчетной документации по реализации комплексной программы социальной защиты населения района.

Отдел социальных гарантий и льгот:

  • осуществляет контроль объективного социального положения отдельных граждан, претендующих на получение льгот и компенсаций, и т.п., в плане реализации основных направлений социальной защиты населения;
  • осуществляет социальную реабилитацию инвалидов;
  • организует выдачу путевок санаторно-курортного лечения нетрудоспособному населению;
  • осуществляет контроль за предоставлением установленных льют и преимуществ инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, другим инвалидам, семьям погибших военнослужащих, членам семей, потерявших кормильца, престарелым гражданам, жертвам политических репрессий, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», ветеранам ПОР и др.

В настоящее  время сложилась определенная структура  Управления социальной защиты населения, направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в обеспечении  пособиями на детей, предоставлении льгот и социальных гарантий, оказании адресной социальной помощи, помощи в  экстремальных ситуациях, в социальном обслуживании и т.д. Структура управления представлена на рисунке 2.2.

Данная система Управления социальной защиты населения действует на протяжении нескольких лет и, по мнению специалистов, доказала свою работоспособность и  эффективность.

Кроме того, в муниципальном образовании  созданы учреждения социальною обслуживания (Комплексный центр социального  обслуживания, Социално-реабилитационный центр для несовершеннолетних), которые до реорганизации были подведомственны Управлению социальной защиты населения, а после реорганизации остались в муниципальной собственности.

Основными недостатками в сложившейся ситуации является отсутствие координации деятельности Управления и администрации муниципальною  образования в социальной сфере, отсутствие управляемости со стороны  государственных органов учреждениями социального обслуживания, через  которые предоставляются социальные услуги, гарантированные государством.

Штаты органов  социальной защиты формируются в  соответствии с временными штатными нормативами, утвержденными Постановлением правительства Московской области от 27.02.1997г. №166-П «О временных штатных нормативах и численности территориальных отраслевых органов социальной защиты населения», согласно которого численность Раменского Управления СЗН установлена 37 единиц.

Временные штатные  нормативы разработаны по аппарату территориального отраслевого управления социальной защиты населения и позволили  выработать единый подход в установлении штатной численности работников Управлений социальной защиты населения. В основу формирования временных штатных нормативов была положена численность населения в административно-территориальной единице, а при формировании временных штатных нормативов по автоматизации и информационному обеспечению учитывалась численность пенсионеров.

В настоящее  время управление сферой социальной защиты населения превратилось в  сложную структуру и одну из важнейших  функций государства. Многогранность социальной защиты населения требует, чтобы в сфере государственного управления, дальнейшего принятия управленческих решений были заняты квалифицированные  специалисты.

С февраля 1997г. работники управлений социальной защиты населения приобрели статус государственных  служащих. Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и областным  Законом "О государственной службе в Московской области" установлены квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим. Так, гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы необходимо иметь:

Информация о работе Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения