Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для Крапивина Юнофдшщл..docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)

Один из важнейших  законов современного социального  управления - передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное  развертывание сил саморегулирования  и саморазвития.

На наш взгляд, корпоративный  способ организации социальной жизни  в современных условиях позволяет  не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего, потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Например, решение вопросов, касающихся здоровья людей, во всем мире передано в ведение муниципальных образований, которые при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения. Но при одном условии: население - хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Самоуправление  – основа развития муниципальных  образований. Население городов  и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций [16, c.196].

Поэтому в  практике социального управления должны быть реализованы такие его закономерности, как:

  • единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;
  • пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
  • оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);
  • участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального управления следует  понимать правила, основные положения  и нормы поведения, которыми руководствуются  органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.

Принципы  управления представляют собой результат  обобщения людьми объективно действующих  законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений  управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно  представить в такой последовательности: законы социального развития ® социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития ® законы и закономерности социального управления ® принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

  • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении стратегических целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
  • при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевой;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

Принцип позволяет  формировать систему методов  и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет  такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

  • основываться на законах развития общества, на законах управления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов  управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем  не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так  как выражают требования к системе  социального управления. Формы же и методы использования этих принципов  на различных этапах социального  развития могут и должны быть различными.

 

1.3 Разработка  и принятие управленческого решения  в органах государственной власти, реализующих социальные программы

 

Принятие  управленческого решения – важнейший  этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских  способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной  работы является управленческое решение [30, c.102].

Решение представляет собой такой  акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Решение принимается  в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Она должна быть всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные  последствия в изменении качества жизни людей и т.п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется  цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут  быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, качество информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).

Многообразию  проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения, как экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно-обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские [23, с.37].

Совершенно  очевидно, что можно выделить много  стадий в подготовке управленческого  решения (поиск проблемы, определение  путей решения, выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т.п.), т.е. целого блока. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений.

Первый блок этапов разработки управленческого  решения включает такие этапы, как  получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной  системы, анализ ситуации, диагностика  ситуации, разработка прогноза развития ситуации. В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят генерирование альтернативных вариантов решении, отбор основных вариантов управленческих воздействии, разработка сценариев развития ситуации, а также экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Более адекватная оценка альтернативных вариантов управляющих воздействий может быть получена при использовании методов коллективного экспертного оценивания.

При подготовке и принятии решений используются современные научные и технические  средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений  особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть  творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого  интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профессиональных качеств.

Любое решение  связано с человеком, его творческой индивидуальностью, мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого даже самое обоснованное решение не может  быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления, принимая решение, организуя его исполнение, руководствуется незыблемым принципом: решение должно быть "спроецировано" на человека, коллектив, организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать их к деятельности. Поэтому важно способствовать тому, чтобы решение было принято людьми, и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не готово к его восприятию, в нем преобладает приверженность к старым решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции преобладают над здравым смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по инновированию сознания, постепенно добивается внедренческого эффекта средствами разъясняющих и обучающих технологий по изучению и инновированию общественного мнения.

Принятие  решения можно определить как  процесс неслучайного выбора действий. Осуществить выбор – значит, отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом  процесса принятия решений является само решение. В сущности, решение - это такое ощущение субъекта, что  процесс решения закончен и в  результате этого он уже знает, как  должен действовать, не только знает, что  хочет в данной ситуации, но и  приблизительно представляет, каким  образом намерен достигнуть этого. С психологической точки зрения принятие решения - "волевой акт  формирования последовательных действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации в ситуации неопределенности.

Каждый, даже самый узкий, интервал любой деятельности состоит из ряда решений, принимаемых  человеком в процессе выбора вариантов, целей и способов собственной  деятельности. Управленческие решения  отличаются от прочих тем, что являются двухступенчатыми. Руководитель в процессе руководства все время принимает решения, как он должен руководить, но в этих его решениях есть и "вторая ступень" - это решение о том, как должны действовать подчиненные.

Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения  всегда социальны, всегда воспитывают  у подчиненных либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический  и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого  им решения будут не только хозяйственные  показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.

В зависимости  от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают  решения:

  • уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);
  • риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);
  • неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).

М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки [22, с.142].

Уровень первый – рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в соответствии с определенной программой, почти  как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым  образом. Его главная функция  в том, чтобы "почувствовать" и  идентифицировать ситуации, а затем  взять на себя ответственность за начало определенных действий.

Уровень второй – селективный. На этом уровне руководитель оценивает достоинства целого круга  возможных решений и старается  выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов  действий те, которые лучше всего  подходят к данной проблеме.

Уровень третий – адаптационный. На этом уровне руководитель ищет новое решение известной проблемы. Успех зависит от его личной инициативности и способности прорыва в неизвестное.

Информация о работе Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения