Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является анализ применения управленческих решений Раменским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области на основе исследования теоретических основ организации функционирования органов государственной власти. Задачи: - показать особенности управленческих решений в органах государственной власти; - проанализировать систему управления в органах социальной защиты населения МО «Раменский район»; - выявить проблемы и внести предложения по совершенствованию системы Раменского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Управленческие решения в системе социального управления………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность, содержание, структурные элементы, организационные отношения и деятельность в органах государственной власти………………7
1.2 Законы и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки и принятия управленческого решения…………………………………………………………………………20
1.3 Разработка и принятие управленческого решения в органах государственной власти, реализующих социальные программы…………….29
2. Анализ системы управления социальной защиты населения (на примере Государственного областного учреждения Раменского управления социальной защиты населения …………………………………………………46
2.1 Анализ организационной структуры управления и кадровое обеспечение Раменского управления социальной защиты населения…………………………………………………………………….…46
2.2 Реализация социальных программ Раменского управления социальной защиты населения как разновидность управленческого решения…………………………………………………………………………52
2.3 Социальный контроль и эффективность принятия управленческого решения в органах социальной защиты Раменского управления социальной
защиты населения………………………………………………………………55
3.Формирование инновационной управленческой культуры XXI века - главное условие рационализации современного социального управления..64
Заключение………………………………………………………………..67
Библиографический список…………………………………..………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для Крапивина Юнофдшщл..docx

— 121.41 Кб (Скачать файл)

Справедливо утверждается, что управленческую работу нельзя сводить к организации, однако, несомненно, и то, что после решения  содержательных вопросов управления - определения целей, осуществления  информационно-аналитической деятельности, принятия управленческих решений, в  которых тоже присутствует организационный  аспект, - значимость последнего увеличивается  многократно. Это связано с реализацией  всех функций управления в комплексе  на практике, получением интегрального  конечного управленческого результата, организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к организационной деятельности.

На этом этапе  особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с  упорядочением всех связей объекта  и субъекта управления. Если на этапе  целеполагания, оценки проблемной ситуации, принятия решений организационная  структура только складывается, то на этапе принятых решений она  должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить взаимодействие всех звеньев управленческой системы, скоординировать взаимодействие разных структурных подразделений, найти  ресурсы, мотивировать отдельных людей  к деятельности и т.п. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.

Управленческий  труд, прежде всего, связан с познанием  тенденций, закономерностей развития общественной жизни и с оценкой  на этой основе сложившейся социально-экономической, политической и духовно-культурной ситуации. Последняя характеризуется расхождением между целью и реальным положением дел, что определяет проблему, ради достижения которой и принимается решение. В процессе познания и анализа субъект управления совершает ряд операций, действий. Их последовательность связана с тем, что всякий цикл управления включает ряд этапов, стадий, которые следуют один за другим.

Последовательно сменяющимся стадиям управленческого  цикла соответствуют операции, характеризуемые  как функции управления.

К их числу  относятся: принятие управленческого  решения, информационная функция, организация, регулирование, корригирование, контроль. Реализация этих функций и есть труд по управлению.

Итак, под  системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта  управления, которое достигается  в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия зависит от управленческих и организационных отношений, содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются, целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей-управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата.

Организационные отношения в системе управленческих отношений приобретают особую актуальность. Являясь их органической частью, они  пронизывают все управленческие отношения и управленческую деятельность - от целеполагания до осуществления  социального контроля, оценки эффективности  управления и регулирующих и корригирующих  воздействий.

Особое место  в системе организационной деятельности занимают социальные организации (формальные и неформальные), значение которых  постоянно возрастает. Технологии их построения и проектирования изучает  особая отрасль управленческой науки - организационная культура. Сохранение и поддержание состояния упорядоченности  самой системы управления - важнейшая  функция организации, которая реализуется  через регулирование, отношения  субординации, координации и высокий  профессионализм кадров управления.

Управление  всегда выступает не только как наука, но и как искусство применения знаний в конкретной управленческой ситуации. Организационная деятельность всегда осуществляется с учетом не только профессиональных, но и личностных качеств руководителя, которые в  своем единстве составляют основу того или иного стиля управления. Поэтому  качество управленческой работы и ее органической составляющей - организационной - во многом зависит от "лидерских  начал" в управлении, что имеет  особое значение для России, где  управленческая элита пока не сформирована.

 

1.2 Законы  и принципы социального управления, сопутствующие процессу разработки  и принятия управленческого решения

управленческий решение защита социальный население

Напомним, что  к законам науки управления относятся  общие, существенные и необходимые  связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный  характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование  законов позволяет приводить  деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Закон необходимого разнообразия гласит: разнообразие управляющей  системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее  объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием  управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, чтобы  успешно справиться с разнообразием  системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления [39,с.56]. Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к  расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных  направлениях. Поэтому управление требует наличия высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т.п. Субъект управления не только не исключает различные области профессиональных знаний, но, опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграции управления означает объединение в  управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального  организма - системы. В качестве интегрирующих  факторов выступают цели, задачи и  интересы общества, которые требуют  поддержания нормальной жизнедеятельности  и развития сложной социальной системы  в соответствии с постоянными  изменениями внутренней и внешней  среды.

Одним из основополагающих законов управления является закон  экономии времени, который характеризует  эффективность управления, а, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления. Решение  любого вопроса в управлении в  более короткое время своевременно оказывает положительное влияние  на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих в целеполагании. Не производство, не политика, не экономика  являются целью развития общества и  условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение  качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное  совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального  государства, социально ориентированного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильное общество не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10% населения может жить на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе - застой, стагнация, нарастание кризисных явлений и невозможность развития, в том числе и экономического.

В конце XX в. изменилась парадигма общественного  развития - не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его  объемов, а развитие всей хозяйственной  жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного) - главный источник повышения эффективности  экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности  производства [43, с.36].

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерность управленческих отношений в том, что, будучи по сути своей отношениями  людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или  иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.

Управленческие  отношения, в конечном счете, порождаются  способом производства, экономическим  базисом общества, но в определенных условиях, особенно в процессе научно-технической  и информационной революций, управленческие отношения сами приобретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни (не только экономической), во многом определяют темпы социального прогресса.

Следовательно, важно признать как неоспоримый  факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов  управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером и т.п. Поэтому чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер  субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной  цели общества.

Закон доминирования  глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что  каждая социальная система состоит  из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. Они составляют единый организм, но поддержание его  целостности возможно только при  доминировании генеральной, главной  цели над целями каждой подсистемы.

В теории управления понятие закономерность обычно рассматривается  как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей  теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное  изучение законов общественного  развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийного и сознательного. Исследование интегрального характера этих закономерностей  во многом дело будущего, но уже сегодня  можно сказать, что обеспечение  сбалансированного развития социального  и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной  среды, предотвращение экологической  катастрофы – одна из важнейших  закономерностей социального управления.

Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реализация которой в процессе управления позволяют на практике осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому разработка и реализация доктринальности - универсальная закономерность современного социального управления.

Доктрина  социальная - разновидность глобальной технологии, которая определяет место  социальной системы в геополитическом  пространстве, выделяет приоритеты в  реализации коренных социальных интересов  той или иной нации, содержит механизмы  их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для  определения стратегических целей  социальной программы, определения  социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики для  выражения интересов граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, геополитического пространства.

На этой основе в социальной доктрине, во-первых, выделяют главные национальные интересы, соответствующие  перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяют ряд интересов, от удовлетворения которых, прежде всего, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования  независимого национального государства; в-третьих, определяют те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации [18, c.131].

Логика построения социальной доктрины включает несколько  разделов:

  • определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;
  • оценка проблемной ситуации в этой области;
  • раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий - как долгосрочных, так и среднесрочных;
  • выявление принципиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руководствуются при разработке концепции социальной безопасности.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и  путей ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Важным, определяющим законом общественного развития, прежде всего относящимся к главному субъекту сегодняшнего управления, является выработка и осуществление социальной политики как главного механизма  реализации принципов "социального  государства", "социально ограниченного  рынка". Она разрабатывается и  реализуется только на основе общей  доктрины развития общества - корпоратизма, его генеральной объединяющей цели и ее части - социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, будет социальная политика.

Информация о работе Анализ деятельности государственных органов власти по социальной защите населения