Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ответственностью за нарушения в сфере таможенного дела. Регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права.
Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением. Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА………………………………………..….5
1.1 Общие положения об уголовной ответственности за экономические преступления в области таможенного дела…………………………………..…5
1.2 Контрабанда и борьба с ней………………………………………………….8
1.3 Иные экономические преступления в области таможенного дела: виды и характеристика составов………………………………………………………...16
2 ГЛАВА II. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………….24
2.1 Административная ответственность за нарушения таможенных правил..24
2.2 Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил…………………………………………………………………………….29
2.3 Административные наказания за совершения нарушения таможенных правил…………………………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….45
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

НТП ОЗО неизвестно.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемое преступное посягательство считается оконченным с момента фактического представления заинтересованным иностранным лицам права на технологию или научно-техническую информацию, либо с момента оказания услуги, которая может быть использована при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

В соответствии с примечанием к ст. 189 УК, лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую  деятельность (субъектом преступления), является руководитель юридического лица, созданного в соответствии с российским законодательством и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя. Итак, субъектом преступного посягательства может быть лицо, наделенное особыми полномочиями по вывозу с таможенной территории России таких технологий, материалов, сырья, научно-технической информации.

Субъектами  рассматриваемого преступления могут  быть также должностные лица (примечание к ст. 285 УК) и лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание к  ст. 201 УК). Такие лица несут ответственность соответственно по статьям гл. 30 и 23 УК.

Если лицо, совершившее  подобное деяние, не наделено полномочиями по экспорту указанных предметов  или оказания подобного рода услуг, его деяние квалифицируется в  соответствии с другими статьями УК (например, ст. 275 «Государственная измена»).

Субъективная  сторона рассматриваемого деяния характеризуется  виной в форме прямого умысла.

Квалифицирующим признаком деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 189 УК, является совершение его  группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 189 УК). Особо квалифицирующим признаком деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 189 УК, является совершение его организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль (ч. 2 ст. 189 УК).

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК) — преступление, объектом посягательства которого является порядок вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории России, независимо от их формы собственности. Статья распространяется на отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также на обязательства, связанные с возвращением вывезенных предметов.

Предметами  данного преступления являются культурные ценности, относящиеся к художественному, историческому и археологическому достоянию народов Российской Федерации и зарубежных стран. К их числу не могут быть отнесены культурные ценности, запрещенные к вывозу, поскольку фактический вывоз таких предметов будет квалифицироваться как хищение (ст. 164 УК) либо как контрабанда (ст. 188 УК).

Особенностью  вывезенных культурных ценностей является то, что они помещены под таможенный режим временного вывоза, а на основании  договора, заключенного между соответствующей  Федеральной службой (ее территориальным органом) и лицом, осуществляющим вывоз таких предметов, установлен срок обратного ввоза.

Объективная сторона  преступления выражается в бездействии, т. е. в невыполнении обязанности  по возвращению предметов, представляющих культурную ценность (невозвращении таких предметов). Бездействие может проявляться также в несовершении действий по перевозке, почтовой пересылке; оно может также сопровождаться действиями, необходимыми для правового и фактического обоснования невозвращения либо связанными с сокрытием самого предмета.

Срок возвращения  культурных ценностей устанавливается  при предоставлении тому или иному  лицу права временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного  ввоза. Согласно ст. 28, 29 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей их временный вывоз осуществляется на основе решения, принимаемого государственными органами, и свидетельства на право вывоза культурных ценностей. В особых случаях, определенных данным Законом, разрешение выдается после подачи собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом ходатайства в соответствующий государственный орган о временном вывозе культурных ценностей. В разрешении на временный вывоз устанавливается обязанность возвращения данного предмета. Свидетельство на вывоз культурных ценностей выдается после заключения договора об обратном ввозе. В настоящее время контрольно-разрешительные полномочия возлагаются на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия. Данный орган государственной власти находится в ведении Правительства РФ. Контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу России осуществляют и таможенные органы, задача которых заключается в проверке наличия разрешительных документов.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом. Преступление считается  оконченным в день, следующий за датой возврата указанного в договоре предмета, к которому обычно добавляется  срок доставки данной культурной ценности к месту ее постоянного нахождения.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте (ст. 193 УК). Объектом данного  посягательства выступает порядок  осуществления валютных операций. Обязанность  по возвращению средств в иностранной  валюте предусматривается действующими нормативными правовыми актами.

Так, ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает обязанность  резидентов по репатриации резидентами  иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Репатриация может выражаться в обеспечении резидентом получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты России, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Кроме того, валютное законодательство обязывает резидентов обеспечить возврат валюты в Российскую Федерацию, уплаченной нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Названные средства перечисляются на счет в уполномоченном банке.

Объективная сторона  данного преступления аналогична объективной  стороне административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Еше одна из отличительных особенностей объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК, — крупный размер денежных средств, подлежащих перечислению, — свыше 5 млн руб.

Невозвращение денежных средств состоит в бездействии, т. е. в невыполнении обязанности  перевести средства в иностранной  Валюте в уполномоченный банк или  иному управомоченному субъекту. Невозвращение может быть сопряжено с действиями по укрытию валюты, однако их совершение не является обязательным для наступления ответственности.

Преступление  является оконченным в момент невозвращения  средств в иностранной валюте из-за границы.

Действующее валютное законодательство не устанавливает никаких обязательных сроков репатриации валюты, однако обязательства по ее зачислению устанавливаются контрактом. Поэтому в качестве базовых документов валютного контроля законодатель называет внешнеторговый контракт и паспорт сделки, заключаемый на его основе. Важным документом таможенного и валютного контроля также является грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа о вывозе (при экспорте товара) или ввозе товара на таможенную территорию России (в случае импорта). Копии названных документов и подлинник паспорта сделки хранятся в досье валютного контроля в уполномоченном банке. В случае нарушения сроков зачисления валютной выручки от экспорта банк может приостановить осуществление валютных операций по данному контракту. Однако в некоторых случаях Банк России предоставляет отсрочку платежей по таким операциям, что также следует учитывать при рассмотрении уголовных дел подобной категории.

Субъектами  преступления уголовный закон признает только руководителей организации (предприятия), обязанных перечислять либо контролировать перечисление валютных средств из-за границы.

Субъективная  сторона рассматриваемого деяния характеризуется  прямым умыслом. Цели и мотивы такого невозвращения не влияют на квалификацию преступного деяния по рассматриваемой статье УК, однако могут быть учтены в процессе разбирательства дела в качестве обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с  организации или физического лица (ст. 194 УК) — преступление, объектом посягательства которого является порядок уплаты таможенных платежей, а также финансовые интересы государства.

Предмет преступления — таможенные платежи. Объективная  сторона деяния выражается в форме  действия (например, укрытие перемещаемого товара, занижение его таможенной стоимости, представление неверной информации о товаре и т. п.) либо бездействия (полная или частичная неуплата начисленных таможенных платежей). Она идентична объективной стороне административного правонарушения в области таможенного дела, квалифицируемого по ст. 16.22 КоАП «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Если подобное деяние совершено в крупном размере (размер неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб.), то должна быть рассмотрена возможность привлечения виновного лица к уголовной ответственности по ст. 194 УК.

В качестве субъектов  могут выступать лица, перемещающие товары и транспортные средства через  таможенную границу России, обязанные  уплатить таможенные платежи (декларанты, представители таможенных брокеров, владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных складов и т. п., а также руководители юридических лиц).

Субъективная  сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, т. е. не выплачивает их.

Преступление  является оконченным в момент совершения действий (бездействия), состоящих в  уклонении от уплаты таможенных платежей.

Квалифицирующими признаками уклонения от уплаты таможенных платежей согласно ч. 2 ст. 194 УК признаются:

  • совершение такого деяния группой лиц по предварительному сговору;
  • совершение деяния в особо крупном размере.

В примечании к  ст. 194 УК указано: преступление признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1,5 млн руб.

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.

2.1 Административная ответственность за нарушения таможенных правил.

Проблемам административной ответственности в российской юридической  литературе и советского периода, и  постсоветского посвящено множество  исследований. Не обошли вниманием  ученые и вопросы, связанные с  особенностями административной ответственности в таможенной сфере.

Для административной ответственности  характерны следующие основные качества и свойства юридической ответственности.

  1. Неразрывная связь ответственности с государственным принуждением. В сфере юридической ответственности «реализуется возможность» государственного принуждения по обеспечению «выполнения правовых норм».
  2. Основание и меры юридической ответственности устанавливаются государством в нормах права.
  3. Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение — противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица. Содеянное признается правонарушением лишь в том случае, если его признаки содержатся в нормах права. Состав правонарушения образует совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения мер ответственности.
  4. Юридическая ответственность — это реакция государства на отрицательное отношение субъекта к охраняемым правам и интересам. Она выражает государственное осуждение не только противоправного, но и виновного поведения. Поэтому виновность правонарушителя в содеянном является обязательным условием юридической ответственности.
  5. Юридическая ответственность возлагается в определенной процессуальной форме уполномоченными на то органами (должностными лицами).
  6. Признаком юридической ответственности является также наказание, кара в отношении правонарушителя. Она выражается в причинении виновному лицу невыгодных, неблагоприятных последствий личного (физического либо психического) или имущественного характера.
  7. Наказание назначается от имени государства.

Помимо указанных  признаков важной характеристикой  юридической ответственности являются ее функции, обусловленные социальной природой ответственности. В научной литературе указывается, что юридическая ответственность выполняет репрессивную (карательную), превентивную (предупредительную), компенсационную (восстановительную) и сигнализационную (информационную) функции.

Информация о работе Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела